Дети декабря
С этими детьми «Восточка» прошла путь от детского сада до школы. Два с половиной года назад мы писали о нехватке мест в детских садах Иркутска для детей с ментальными формами инвалидности. Постепенно проблема была решена – прежде всего благодаря настойчивости и правовой грамотности родителей. Но осенью возникли новые проблемы – уже со школой. Детям фактически отказали в приёме в первый класс, этим самым нарушив право на образование. Наша газета начала борьбу. И победила.
Ещё весной Лилия Щеглачева, директор общественной организации «Радуга», попыталась записать своего сына в школу. Документы Дани, как и документы других детей, не были приняты. Ребятам предложили коррекционные школы в других районах города. Но тратить на дорогу несколько часов каждый день – нереально, учитывая особенности здоровья детей. Родители обращались в аппарат уполномоченного по правам ребёнка в Иркутской области, в Службу контроля и надзора в сфере образования, министерство образования Иркутской области – без толку. Вопрос о праве на образование детей с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями рассматривался и на рабочей группе «Социальная справедливость» Иркутского регионального отделения ОНФ. Татьяна Семейкина, руководитель группы, предприняла много усилий, сделала немало звонков, чтобы решить этот вопрос.
Рассказывает Лилия Щеглачева, мама ребёнка с синдромом Дауна, директор общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями:
– В ноябре журналист «Восточки» Алёна Корк стала участником форума активных граждан «Сообщество», где рассказала о нашей проблеме. Проблему нехватки мест в коррекционных школах Иркутска донесли и до Николая Николаева, депутата Государственной Думы РФ от Иркутской области. И тогда всё сдвинулось с мёртвой точки. 16 ноября, перед Общероссийским гражданским форумом, всем родителям нашего первого класса позвонила директор коррекционной школы № 7 и спросила, учимся ли мы уже где-нибудь или нет. Естественно, мы ответили, что наши дети не учатся. Нам было предложено пройти медицинскую комиссию и собирать документы в первый класс. Школа нашла возможность открыть класс для наших детей. Все родители очень радовались и волновались. Но в начале декабря на встрече с представителем министерства образования нас огорошили: школа этот класс открыть не может – нет возможности выделить помещение. Родители ушли в слезах, некоторые вообще не могли произнести ни слова. Мне пришлось встряхивать мам и пап. Я сказала, что мы продолжим бороться за наших ребят. Мы были готовы через день собрать детей, взять портфели и цветы и прийти в школу, понимая, что никто нас не ждёт. Мы готовились к тому, чтобы рассказать всему городу о проблеме с обучением детей с ментальной инвалидностью, о том, что в Иркутске, кроме нас, есть дети-инвалиды, которые также нуждаются в общедоступном образовании, в человеческом отношении со стороны властей региона. К вопросу снова подключились журналист «Восточки» и помощник депутата Николаева. И вчера, 12 декабря, наши дети пошли в первый класс. Но о том, что надо учить всех детей, в том числе с умственной отсталостью, мы готовы говорить далее. Как и о трудностях и сложностях семей, нуждающихся в особом отношении и межведомственном сопровождении.
Пока это огромная проблема Иркутской области – детям с разными формами инвалидности не хватает коррекционных классов. И эту проблему, как и вопросы безбарьерной среды, отсутствия родильных палат для женщин с ограниченными возможностями здоровья и специализированной базы отдыха для людей с инвалидностью, нужно решать.