«И в наших сердцах наступит оттепель», –
обещает XV Вампиловский фестиваль
Утверждена афиша предстоящего в сентябре Международного фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова, который будет пятнадцатым. Парад из тринадцати ярких спектаклей обещает публике незабываемые богатые впечатления. Пять столичных театров, самобытные силы регионов, пёстрая палитра жанров и направлений, канонизированные театральные хиты и неожиданные эксперименты, художественные высказывания культовых имён и откровения молодых дарований.
Итак, на Вампиловском фестивале в Иркутске в сентябре 2025 года публика встретится со следующими спектаклями.
«Вампилов. Оттепель». Театр Эстрады имени Аркадия Райкина (Санкт-Петербург). Неожиданной свежестью порадует зрителей постановка легендарного театра, отметившего в прошлом году своё 85-летие. Режиссёр Станислав Парфёнов поставил яркое представление по собственной инсценировке, в основу которой легли рассказы, очерки и фельетоны Александра Вампилова в иркутской газете «Советская молодёжь». Спектакль – ошеломительный синтез драматургии и эстрадного искусства, шутки, анекдоты, вокальные и хореографические номера встречаются здесь с клоунскими репризами и пародиями. Специально для этой постановки худрук Театра Эстрады, заслуженный артист РФ Юрий Гальцев сочинил музыкальные композиции на стихи Юрия Левитанского. Художником стала Алиса Юфа.
«Старший сын» А.Вампилова. Московский Театр имени Гоголя. Авторские прочтение культовой пьесы предложит известный актёр и режиссёр, а также композитор, заслуженный артист РФ Кирилл Пирогов. Художник-постановщик – заслуженный художник России Максим Обрезков, оформивший один из лучших охлопковских спектаклей – «Холстомер». В роли Сарафанова – яркий актёр Александр Самойленко, в роли Бусыгина – популярный Илья Антоненко. Сколько «Старших сыновей», разноликих и даже разноязычных, мы повстречали на площадке Вампиловского театрального форума за тридцать лет его биографии? Десятки. Но всякий раз рады новому прочтению шедевра. Не сомневаемся, что Театр Гоголя, отмечающий ныне своё столетие, предложит превосходную собственную вариацию классического текста.
«Царь Давид». Творческий проект независимого театрального объединения «Суета Сует» (г. Сергиев Посад). Музыкально-драматическая мистерия известного композитора, лидера популярных рок-арт-проектов, автора замечательных мюзиклов Романа Игнатьева. В спектакле заняты ведущие артисты «Центра драматургии и режиссуры», Театра Романа Виктюка, Московского театра оперетты. Эмоциональный накал, жгучая колористика, пульсирующая музыкальная стихия – вот козыри творческой команды, которая развернёт перед нами драматическую историю библейского героя – историю любви и преступления, тяжкого греха и горького покаяния.
«Дом у дороги». Государственный молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай». Уникальный творческий коллектив из Барнаула представит нам одноактный балет по поэме Александра Твардовского, созданный народным артистом СССР Владимиром Васильевым на музыку выдающегося композитора современности Валерия Гаврилина. На Втором театральном фестивале имени Валентина Распутина иркутян поразила блистательная совместная работа алтайского коллектива и легенды русского балета «Жил человек» по прозе Василия Шукшина. Можно не сомневаться, что и сценическая версия творения Твардовского оставит у нас сильное впечатление.
«Записки военного корреспондента». Астраханский драматический театр. Постановка питерского режиссёра Андрея Черпина по мотивам малой прозы Константина Симонова – его дневников, газетных статей, фрагментов пьес и киносценариев, а также стихов времён Великой Отечественной. Прошлой осенью Иркутский академический был на гастролях в Астрахани и рад принять на фестивале своих южных друзей и коллег, артистов театра, чья история насчитывает уже 225 лет. Они привезут свою весеннюю премьеру – отрывки военной летописи писателя-фронтовика: встречи и расставания, боль и потери, жизнь и смерть, правда и любовь.
«Ангеловы кружева». Независимый проект Яны Лихотиной (г. Вологда). Моноспектакль по пьесе вологодской поэтессы Леты Югай на основе новеллы Александра Яшина «Подруженька». Жанр постановки – фольклорный триллер. В основе текста – народные былички о фантастических встречах с нечистой силой, деревенские страшилки для долгих зимних вечеров. А в них, как водится, и поэтическая тайна, и мудрая ирония, и «гений – парадоксов друг». Режиссуру взяла на себя балетмейстер-хореограф Людмила Щукина, и это привносит в наше предвкушение дополнительную интригу.
«Весы» Евгения Гришковца. Ачинский драматический театр (Красноярский край). Лирическая комедия горячо любимого публикой классика современной драматургии украшает афиши многих отечественных театров. В Ачинске её версию создал худрук драматической труппы Никита Рак. «После новорожденного ребёнка самое беспомощное существо на свете – его отец», – уверял Лев Толстой. Гришковец с присущим ему пристальным взглядом и тёплой улыбкой показывает нам эту беспомощную трогательность мужчин в приёмном покое роддома. И это становится настоящим откровением.
«Серая зона Донбасса» Юрия Васина. Вольский драматический театр (Саратовская область). Действие пьесы охватывает период от мирного сентября 2013 года до начала СВО в феврале 2022-го. Место – «нейтральная» территория между силами украинских военных частей и милицейскими кордонами ЛНР. Гражданская война в судьбе отдельно взятой шахтёрской семьи. Поставил драму главный режиссёр театра Алексей Козлов.
«Ножницы». Государственный республиканский русский драматический театр имени Максима Горького (г. Махачкала, Дагестан). Коллектив из Дагестана – ещё один новый друг охлопковцев, с которым сблизил их недавний гастрольный тур. Иронический детектив по пьесе немецкого драматурга Пауля Портнера – экспериментальный проект, построенный на интерактивном взаимодействии со зрительным залом. Расследовать преступление помогает публика. «Ножницы» стали хитом в репертуаре многих европейских театров и даже вошли в Книгу рекордов Гиннесса. В постановке заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Дмитрия Павлова нас ждут импровизации, трюки, аттракционы, захватывающие танцы – одним словом, театральное приключение.
«Горький хлеб». Национальный академический драматический театр имени Максима Горького (г. Минск, Беларусь). Документальную драму Галины Злобенко по реальным детским впечатлениям о войне выбрал к воплощению засуженный деятель искусств Республики Беларусь Сергей Ковальчик. Пресса называет постановку «одним из лучших военных спектаклей, созданных на белорусской театральной сцене за последнее время».
«7». Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского (г. Караганда. Казахстан). Ещё один документальный спектакль по пьесе Ирины Васьковской и Софии Капилевич рассказывает о семи резонансных преступлениях, совершённых женщинами из разных стран, и предлагает зрителю самостоятельно выбрать, кого стоит помиловать, а кого необходимо изолировать от общества.
Хозяин праздника – Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова покажет гостям фестиваля две свои постановки, родившиеся в экспериментальном поле творческой лаборатории «Вампилов.FEST»: «Один билет до Марса» (автор Саш Тюжин) и «Кое-что о том самом, и не только» Дмитрия Калинина.
Организаторами XV Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова являются автономная некоммерческая организация содействия развитию культуры и искусства «Катюша» и Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Правительства Иркутской области.
Итак, заявленная афиша фестиваля будоражит воображение и возбуждает зрительскую жажду. Эпиграфом к нему так и просятся слова нашего незабвенного земляка Александра Вампилова: «Сегодня я видел чудо – театр, и в моём сердце наступила оттепель». Ещё, правда, не сегодня, но скоро, скоро, совсем недалече солнце сердечного потепления согреет и нас.