издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Звуки болгарской осени

  • Автор:  ИЛМАР ЛАПИНЬШ, заслуженный деятель искусств России

Кто же не помнит крылатую советскую фразу «Курица не птица… Болгария не заграница».

Это, конечно, заграница, но вот что говорят сербы: «Чехи славяне, но не братья. А болгары не славяне, но братья».

Как не славяне? Очень просто — посмотрите карту татарской автономии — древняя столица Татарии — город Булгари. И себя они называли «булгари». Потом (очень очень давно) часть народа подалась в  южные края.  Своё название они  сохранили, но язык приняли старославянский. Хотя фонетические образования у татар и болгар очень схожие — и одни и другие проглатывают большинство гласных и оба языка для русского уха имеют как бы известную недосказанность…

В советское время Болгария была прежде всего страна «за бугром», куда легче всего (не всем) было поехать в турпоездку. Теплый южный климат, громадный выбор фруктов, вина… Могу уверенно сказать, что сегодня самые вкусные помидоры растут именно там — солнышка так много, что не надо их опрыскивать всякой химией… Но куда краше помидор у них — оперные голоса. Причем такого уровня, что ещё вопрос, кто поёт красивее — итальянцы или болгары?

Кто были четверо лучших мировых баса ХХ столетия? Наши Федор Шаляпин и Артур Эйзен, болгары Борис Христов и  Николай Гяуров, И в  не очень далеким 2011 году, когда в Иркутской филармонии утверждался состав солистов на наш первый международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала» появились кандидатуры прекрасных болгарских певцов — баритона Венцеслава Атанасова и баса Ивайло Джурова, ставших любимцами иркутской публики. Так иркутские любители оперы получили возможность познакомиться с представителями южной музыкальной страны.

Но —  ближе к делу ! Итак в сентябре 2024 по телефону я получил приглашение в мае 2025 посидеть в жюри международного конкурса оперных певцов имени Гены Димитровой в болгарском городе Плевне. Такие предложения из разных стран бывали и раньше, но из-за занятости в своём оркестре часто приходилось отказать. А теперь появилась возможность, и что ж — вперёд!

Дирекция конкурса ( она же дирекция фестиваля) приглашает меня приехать и на месте обо всем договориться. Разумно. Как раз в это время проходит музыкальный фестиваль «Лауреатские дни Кати Поповой».

Из-за занятости могу прибыть на 3 последние концерта фестиваля. Но именно на день вылета проданы ВСЕ билеты на прямой самолет. Можно, конечно лететь другими авиакомпаниями, но это ужасно дорого! Дешевле из Белграда до Софии добираться на … такси. Дирекция фестиваля согласна, и в 6 утра сажусь в авто.

Балканская поздняя осень в октябре сказочно красива. Цветовая гамма всевозможных красок радует глаз как в Сербии, так и после границы в  Болгарии. Четыре часа просто пролетают мгновенно. В Софии меня уже ждет другая машина и едем  — в Плевен.

Меня заселяют в гостинице «Ростов». Откуда у отеля название русского города, спрашиваю. Так раньше это был наш город-побратим, любезно на довольно чистом русском говорит пожилая симпатичная женщина — администратор. Ну что тут скажешь? Кому это мешало?

Выхожу погулять. В Болгарии не был лет 25. Но ничего особенно с тех пор не поменялось. Только одно — о принадлежности к Европейскому Союзу свидетельствуют бесчисленные казино, где в любое время суток можешь проиграть все свои деньги. Ой, простите — выиграть, разумеется…

Ещё одна особенность города — когда спрашиваю, понимаете ли вы русский, отвечающий как правило начинает улыбаться и говорит «конечно» (с болгарским акцентом — коньячно). Горожане, и юный и старый, знает историю — здесь около Плевена в семидесятых годов 19 столетия проходили ожесточенные бои Русско-Турецкой войны, когда русские войска освободили Плевен. И люди это помнят —здесь находится братская могила русских солдат и офицеров, но самое главное — в самом центре города Мавзолей памяти русских войск! Поэтому если ты турист из России — везде тебя любезно примут, объяснят дорогу, словом, согреют душевным теплом. И согласитесь, это уже не мало…

Иду обедать. Знаю, что в Европейском Союзе цены кусаются. Но — опять сюрприз! В кафе заказываю бараний суп, хочу взять ещё что-то, официант говорит, не надо, будет достаточно. И действительно. За прекрасный обед плачу… 2 евро (около 200 рублей). Странно, правда?

Кстати, вы наверное хотели бы узнать кто такая Катя Попова? Прошу! Ей сегодня, если бы повезло,  было  100 лет. Но она прожила очень недолгую жизнь —  с 1924 до 1966 года. Закончила Музыкальную академию в Софии, потом несколько сезонов стажировалась и работала в Большом театре СССР. В её биографии значится, что с ней работали режиссер Покровский и дирижер Хайкин (мой профессор в аспирантуре). После чего она работала в оперном театре в Софии и разъезжала по всему свету. А в 1966 году пела в первом фестивале «Лауреатские дни» в Плевене, потом должна была лететь в Братиславу и самолет потерпел катастрофу… Фестиваль после этого носит её имя.

Наконец встреча с организаторами фестиваля ( и вокального конкурса). Директор Плевенской филармонии Георгий Султанов и художественный руководитель Любомир Дяковский. Последний широко известен как очень серьёзный хоровой маэстро, но этот его второй диплом. И Султанов и Дяковский  — тенора!

И как это  правильно! Последние 20 — 30 лет музыкальными учреждениями всё чаще рулят менеджеры. Которым самое главное — сколько на том или ином артисте можно заработать. Идем на поводу у публики. Сделайте нам весело! Чтобы не думать! Когда на сцене Киркоров и ему подобные, можно кормить публику абсолютно всем, и никакой ответственности за психику молодого, незрелого слушателя. Не важно кем он вырастет — зато у нас деньги! Сегодня! Мноогоо!!

В Плевене, слава Богу, не так. Оба профессионала думает прежде всего о культуре своего города, своего государства, своего народа. И не удивительно — ведь в Болгарии сегодня функционируют шесть опер (городов София, Русе, Варна, Бургас, Стара Загора, Пловдив, две оперетты — София и Велико Тырново и камерная опера в Благоевграде). Два руководителя —  музыканта тщательно подготавливают каждый концерт в сезоне, уж не говоря о фестивале «Лауреатские дни Кати Поповой XXXII»,  который радует публику каждый второй год и основан в далеком 1966 году. На 13 концертах выступали артисты Болгарии, России, Грузии, Венесуэлы, Великобритании, Польши, в том числе 7 оркестров — симфонические Плевненской филармонии, Софийской филармонии, Молодежный оркестр Софии, Симфониетта города Враца, Камерный оркестр города Ямбол, Симфонический оркестр музыкальной академии Софии. Плюс ещё полный вечерний концерт дал Муниципальный духовой оркестр Плевена.

Один из элитарных оркестров Европы — Камерный оркестр Софийские солисты — в своем концерте 16 октября играл чистую русскую программу — П.И.Чайковского: Серенаду для струнных, а  молодой пианист из Англии — Джулиан Тревелиан (в 16 лет лауреат конкурсов Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже,   Гран-При и  лауреатство в конкурсах в Цюрихе, Женеве — Швейцария и Лидсе — Англия) исполнял Концерт для фортепьяно, литавр и оркестра петербургского композитора старшего поколения Галины Уствольской. Ещё о русской музыки на фестивале — звучали опусы Чайковского, Рахманинова, Глазунова, Римского-Корсакова и других. Интересен и тот факт, что фестиваль открылся Вторым  фортепьянным концертом Сергея  Рахманинова в исполнении молодого звездного солиста Московской Филармонии Сергея Давыдченко, а в завершающим концерте болгарская скрипачка молодого поколения Лора Маркова исполняла Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева.

Листая буклет 32-ого фестиваля Кати Поповой,  я сделал для себя некоторые открытия. Например, на концерте Софийской музыкальной академии выступал баритон Михаил Мотайленко — лауреат конкурса русского классического и современного романса «Балканская Романсиада» 2023 года! А вы знали о конкурсе русского романса не в России ? Я, например, нет.

Первый фортепьяный концерт Прокофьева прозвучал в исполнении Ивайло Васильева, который в свои неполные 30 лет имеет лауреатство… 30 международных конкурсов! На том же концерте звучала хорошо знакомая иркутскому слушателю оратория Корла Орфа «Кармина Бурана». Участвовали и хоры — имени Гены Димитровой из Плевена, детский хор «Добри Христов» из Варны, два концерта были посвящены знакомству с  молодыми студентами — лауреатами  конкурсов из Софии и Плевена, исполнителями практически на всех возможных инструментах — солировали пианисты, скрипачи, духовики, даже дуэт гитар и трио ударных!

Но в этом рассказе есть два совершенно неожиданных момента. Я рассказал о концертах. Но в программе фестиваля — внимание — спектакли двух болгарских театров оперы и балета — 12 октября опера города Пловдив показала оперу Пуччини  «Богема», а 23 октября театр из Варны радует зрителей  спектаклем Чайковского «Щелкунчик»!

С большим интересом и с удовольствием смотрел «Щелкунчик». Традиционная, добротная работа как балетмейстера (Светлана Тоншева), так и всего коллектива. Солисты из Варны филигранно исполняли свои сложные и в хореографическом, и актерском смысле партии, чувствовалась крепкая (русская) балетная школа, причем каждый солист прочувствовал, проживал свою роль, и не было места аэробике…

Заключительный концерт как всегда собрал больше публики, чем мест в зале. Филармонический оркестр заметно помолодел (мне приходилось с ними дирижировать программу Шумана лет 12 тому назад), и было видно стремление соблюсти марку столичного оркестра. В аккомпанементе Прокофьева все сольные контрапункты оркестра были исполнены безукоризненно, дирижер четко соблюдала звуковой баланс, что создало для солистки — Лоры Марковой — комфортные условия музицирования.

Пускай меня простят все исполнители и дирижеры — если я хотел бы о каждом написать несколько хороших слов, которых безусловно они все заслуживают, то наша уважаемая газета стала бы книгой. Хочу только подчеркнуть, что две программы дирижировали женщины — в камерном оркестре Ямбола дирижировала Красимира Султанова, а на заключительном концерте — Вилиана Валчева. Причем обе соответствовали званию Маэстро.

Но вернусь ко второму неожиданному моменту —мне кажется, что даже не очень сведущий в бухгалтерских делах читатель может примерно прикинуть гигантский бюджет подобного мероприятия. Правда, не мировой чемпионат по футболу, но всё-таки — гонорары, оплата концертных залов, авиабилеты, гостиницы, страховка инструментов, авторские отчисления, чего только там нет! Наверное, цена билетов зашкаливает?! Но на всех концертах ПОЛНЫЕ ЗАЛЫ ! И цена билетов — внимание второй раз — отсутствует…

Да. Вход на все концерты фестиваля — бесплатный. Уже второй год. И это самое лучшее свидетельство напряженной работы Султанова и Дяковского. За 2 года убедить правительство города, Министерство культуры государства в необходимости бесплатных билетов, найти спонсоров, выстроить всю архитектонику фестиваля, договориться с исполнителями, гостиницами. И результат — гордость горожан за свою филармонию, и гарантия,  что на следующем фестивале также не будет свободных мест. Увы, через два года и  бесплатного входа уже не будет…

Ещё один день в Софии. Вечером не могу не пойти в оперу. «Лоэнгрин» Вагнера. И вспоминается анекдот: Новогодний бал. Главный бухгалтер говорит своей супруге: «ты видишь женщину в розовом платке? Так эта любовница директора. А та, которая подальше — заместителя». Жена спрашивает: а у тебя есть любовница? Муж не знает, что сказать, наконец показывает: вот эта. Потом жена говорит: а ты знаешь, наша-то  лучше всех! Вот и у меня были похожие чувства, когда я для себя выяснил, что из всего ансамбля солистов лучше был наш Венцеслав Атанасов, который пел в Иркутске на наших фестивалях. Наш Венци.

И оркестр наш лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры