Экологический вектор
Депутаты ЗС поддержали законопроект об отчислениях части платы за негативное воздействие на окружающую среду в областной бюджет
40% платы за негативное воздействие на окружающую среду предлагается направлять в областной бюджет. Эти средства будут использованы для ликвидации объектов накопленного вреда. Сегодня из 91 объекта на территории Иркутской области 64 относятся к региональным полномочиям, поскольку находятся на неразграниченных землях. При этом 100% платежей за негативное воздействие уходит в муниципальные бюджеты. Изменить эту ситуацию, внеся поправки в региональный закон о межбюджетных трансфертах, предложил Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор. Соответствующий законопроект был рассмотрен на 17-й сессии Законодательного собрания и принят в первом чтении.
С законодательной инициативой выступила Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура. Как сообщила Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Елена Макушенко, изменения предложено внести в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты…». «Согласно Бюджетному кодексу РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду, поступающая от природопользователей, зачисляется в бюджеты разных уровней в процентном соотношении. 40% обычно зачисляется в субъекты Российской Федерации, 60% — в бюджеты муниципалитетов. В настоящее время в Иркутской области все 100% этой оплаты уходит в бюджеты муниципалитетов. Предлагаемым законопроектом 40% оплаты предлагается вернуть в областной бюджет. И направить все поступающие платежи на ликвидацию объектов накопленного вреда в рамках реализации полномочий субъекта РФ».
По состоянию на 1 января 2024 года, в государственный реестр накопленного вреда в Иркутской области включен 91 объект. 64 из них, или 77% должны быть ликвидированы за счёт средств субъекта, поскольку находятся на неразграниченных землях. По данным министерства природных ресурсов Иркутской области, на ликвидацию всех объектов необходимо 13 млрд. рублей. По данным на 13 ноября 2024 года, в бюджетах муниципалитетов скопилось 2,5 млн. рублей неиспользованных доходов от платы за негативное воздействие и штрафов. Наибольшее скопление средств наблюдается в Братске, Нижнеилимске, Шелехове. «Безусловно, эта ситуация должна быть разрешена депутатами, — считает прокурор. – Принятие данного закона обеспечит эффективное использование бюджетных средств, мы получим возможность проводить плановую поэтапную работу по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и минимизировать негативное влияние на природу. Аналогичные изменения приняты в собственные законы Народным Хуралом Республики Бурятия, Ленинградской, Липецкой, Ивановской, Московской, Воронежской областями. Депутаты пересматривают позицию, которая была применена ими раньше».
Парламентарий Евгений Зенкин отметил, что практически половина средств по прошлому году пришлась на город Братск – порядка 650 млн. рублей, реализовано было около 450 млн. рублей. Сегодня встаёт вопрос, как этот законопроект повлияет именно на северную столицу, спросил депутат. «Как областные 40% будут перераспределены внутри субъекта? Или Братск и Братский район получат средства только на те неразграниченные объекты, которые находятся на их территории?». Прокурор подтвердила, что региональные деньги могут быть использованы только на неразграниченные объекты, иначе территория столкнётся с прокурорским реагированием, вплоть возбуждения уголовного дела. Евгений Зенкин напомнил, что Братск и район дают значительную часть платежей за негативное воздействие на окружающую среду, однако есть опасения, что с новыми поправками в закон он потеряет право на использование части средств. Депутат предложил ещё поработать над законом и расширить перечень направлений, на которые можно направлять областную часть средств. Парламентарий Татьяна Молостова также подтвердила, что в Усть-Кутском районе существует проблема невозможности использования средств из-за ограниченности полномочий муниципалитета и короткого списка объектов, на которые можно потратить деньги. Молостова предложила обсудить гарантии, что средства, уходящие в бюджет области, будут потрачены на ликвидацию свалок на территориях районов, которые собирают основные доходы по плате за негативное воздействие. Депутат Эдуард Дёмин предложил коллегам поработать над вопросами – какими образом можно компенсировать вред населению: предусмотреть механизмы выделения средств на оздоровление детей, пожилых людей. «На мой взгляд, необходимо расширять список вопросов, которые покрывают платежи за загрязнение конкретной территории», — сказал парламентарий.
Спикер ЗС Александр Ведерников отметил: «Закон касается только изменений межбюджетных отношений. Это не программа ликвидации свалок, которую нам будет любопытно посмотреть на соответствующем проектом комитете, чтобы учесть все опасности межмуниципального перераспределения этих денег, о которых говорят мои коллеги. Это и не может быть отрегулировано данным законом. Это вопрос настойчивости депутата, его активного участия в проектном комитете. Я обещаю, что мы будем смотреть скрупулёзно, и никакого перераспределения этих денег между муниципалитетами не будет. Речь идёт о другом – очень часто этих денег муниципалитету не хватает. Не то, что для ликвидации свалок, но даже и для создания проектных работ по их ликвидации. Консолидация их в областном бюджете, это довесок с теми деньгами, которые должны быть выделены. Иначе этот подход не имеет никакого смысла». Спикер считает, что необходимо собрать эти средства в областном бюджете и выделить дополнительные деньги в рамках спецпрограммы, в которой можно учесть не только ликвидацию источника загрязнения, но и меры помощи населению, которое проживало рядом с этим источником длительное время. Александр Ведерников отметил, что серьёзная работа с учётом предложений депутатов предстоит над проектом во втором чтении.