издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нам нужны рабочие руки»

Депутаты Законодательного собрания определили вектор развития среднеспециального образования

Концепция модернизации системы среднего профессионального образования Иркутской области до 2030 года была рассмотрена на 17-й сессии Законодательного собрания Иркутской области в рамках правительственного часа. Создание документа было инициировано депутатами областного парламента, работа велась совместно – специалистами министерства образования Иркутской области и депутатским корпусом. Трижды концепция возвращалась на доработку, и, наконец, на сессии был представлен результат совместной работы. Документ представляет собой системную концепцию развития СПО на ближайшие годы. «Это хороший пример конструктивного взаимодействия депутатского корпуса и профильного министерства», - заявил председатель ЗС Александр Ведерников.

Особое внимание к системе СПО определено посланием президента РФ Владимира Путина, отметил Александр Ведерников. «Федерацией поставлены конкретные задачи по подготовке кадров, качеству этой подготовки, — сообщила и.о. министра образования Елена Апанович. – Каждые три месяца мы отчитываемся перед федерацией, как трудоустраиваются выпускники СПО, как мы выстраиваем их маршруты. Вся структура образования выстраивается сейчас в единое информационное и понятийное поле. Инициатива разработки концепции принадлежит Законодательному собранию Иркутской области, которое в последние годы уделяет пристальное внимание развитию среднего профессионального образования. Работа над концепцией была очень сложной, сейчас она находится на финишной прямой. Документ, который мы разрабатывали, претерпевал различные изменения. Эта важная работа объединила различные органы власти, при правительстве была создана рабочая группа, в которую вошли представители ЗС, профильные министерства, профсоюзы, объединения работодателей. Концепция рассматривалась на Ассоциации муниципальных образований, Региональном совете».

Основные задачи подготовки концепции: «Обеспечение синхронизации подготовки кадров в региональной системе СПО и запросов рынка труда Иркутской области», «Развитие инфраструктуры и материально-технической базы СПО», «Развитие кадрового потенциала». Сегодня СПО Иркутской области включает 80 организаций различного подчинения, готовят студентов по 115 специальностям, 53 профессиям, есть 23 программы обучения для лиц с ОВЗ. Образование получают около 70 тысяч  студентов. Однако анализ показал, что не всегда готовящиеся кадры соответствуют потребности. Например, к 2027 году нужно закрыть более 70% по направлению «инженерное дело, технологии и технические науки», а СПО сегодня выпускают только 47,9% именно таких специалистов в общем объёме. Нужна корректировка программ подготовки кадров. Серьёзный вопрос – строительство объектов системы СПО, потребность в регионе составляет 9,5 млрд. рублей. На развитие системы в 2024 году было направлено 7,3 млрд. рублей, в 2025 и 2026 годах планируется сумма по 7,5 млрд. рублей, в 2027 – 8,1 млрд. рублей. Доля капремонтов должна вырасти с 688,9 млн. рублей в 2024 году до почти 1 млрд. рублей в 2027 году. «Ранее таких цифр, направляемых на СПО, никогда не было, при активной поддержке депутатского корпуса они увеличены», — отметила Елена Апанович. Более 1 млрд. рублей получено из федерального бюджета в рамках проекта «Профессионалитет», привлечено от работодателей-партнёров 133 млн. рублей. Многие кластеры проекта на региональном уровне помогли создать депутаты Законодательного собрания. Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса и Ангарский педагогический колледж  (Ангарск и Усолье-Сибирское) получат федеральные средства на проведение капитального ремонта.

Несмотря на то, что концепция обсуждалась достаточно подробно на различных рабочих группах, у депутатов остались вопросы и предложения. Парламентарий Олег Попов напомнил, что необходимо совершенствовать систему финансовой поддержки студенчества. «Стипендии зачастую маленькие, — отметил депутат. – Нужно рассматривать вопрос о назначении именных стипендий, чтобы популяризировать специальности и сделать обучение лучших студентов более комфортным». Сейчас есть президентские и губернаторские стипендии, отметила и.о. министра, благодаря депутатам ЗС средства получают студенты, будущие врачи, учителя, работники культуры, которые заключили целевые договоры, соответствующий законодательный акт был принят и действует. Парламентарий Денис Ягодзинский напомнил, что спрос на рабочие специальности растёт, но не все молодые люди могут на них поступить, поскольку конкурс достаточно большой. Однако этим молодым людям нужно помогать, считает парламентарий. Елена Апанович согласилась, что поколение беби-бума находится в тяжёлых условиях, поскольку бюджетных мест мало, а желающих очень много. Однако пока есть трудности с расширением бюджетного обучения.

Парламентарий Елена Крыжановская указала на то, что серьёзно стоит вопрос о строительстве общежитий для обучающихся в системе СПО. «У нас существует большая проблема организации работы первичного звена медицинских учреждений, — сказала депутат. – Из 56 ФАПов укомплектован только 21. Большинство медработников старше 60 лет. У нас есть Нижнеудинское медицинское училище, но нет общежития. Многие сельские ребята не могут учиться в этом колледже, потому что нет общежития, а снимать квартиру в городе дорого для жителей сельской местности». В современных финансовых условиях в концепцию были заложены только те объекты, строительство по которым уже ведётся или проект в высокой степени готовности, отметила. и.о. министра образования. В целом же проблема есть, и её необходимо решать, считает она. Нужны общежития для медицинских учебных заведений в Тулунском и Черемховском районах, представители минздрава региона отметили, что строящееся общежитие в Усть-Орде станет типовым, и этот проект будет базой для постройки таких зданий в других районах.

Депутат, врач Юрий Козлов предложил рассмотреть вариант создания образовательных кластеров, когда СПО работает в связке с конечным потребителем – медицинскими учреждениями. «Взрослые и детские областные больницы могли бы быть такими «якорными учреждениями», — сказал депутат. – Чем раньше мы погрузим студента в клиническую практику, тем быстрее он станет специалистом». Депутат Татьяна Молостова обратила внимание на вопрос формирования качественного преподавательского состава, с которым сегодня существуют большие проблемы, особенно в северных территориях. Она указала на необходимость корреляции роста финансового обеспечения северных районов и работы с кадровым преподавательским составом в СПО. Елена Апанович отметила, что Усть-Кутский промышленный техникум в 2025 году имеет хорошие шансы войти в кластер проекта «Профессионалитет», и таким образом это будет одним из шагов для развития кадрового потенциала на северах. Депутат Федор Саломатов предложил подумать о том, чтобы какое-то предприятие давало гарантию, что берёт студента на работу, а государство оплачивало его обучение. «В этом случае мы не будем иметь не поступивших никуда детей, плюс будут гарантии, что человек пойдёт работать по специальности», — сказал он.

«Когда мы только начинали разрабатывать этот документ, было очень сложно, особенно в 2022 году, — сказала парламентарий Галина Кудрявцева. – Я считаю, что уже сегодня благодаря такой концепции нам будет легче входить в различные федеральные программы. Я же предлагаю включить в концепцию оснащение кабинетов для общеобразовательных дисциплин, поскольку в учреждения СПО приходят девятиклассники, и они должны получить не только специальное образование, но и пройти программу 10 и 11 классов. Вопрос касается и учебников по федеральным стандартам 10-11 классов».

Депутат Степан Франтенко напомнил о важности обеспечения технической модернизации СПО, в первую очередь 11 аграрных техникумов, которые сейчас вооружены слабо. Один комбайн стоит от 40 до 70 млн. рублей, а аграрному сектору нужны профессиональные механизаторы, умеющие работать на современной технике. Он предложил включить в концепцию конкретную сумму, которая будет направлена на техническое перевооружение системы СПО. Спикер ЗС Александр Ведерников призвал развивать практику сотрудничества с крупными и средними сельхозпроизводителями, чтобы обеспечить учебные учреждения современными симуляторами рабочей техники и производственной практикой. Сергей Гомбоев предложил подумать о практике организации аграрных классов и школ, выпускники которых могли бы продолжить обучение  в аграрных вузах, поступая туда без экзаменов. Валерий Ус напомнил, что необходимо проводить регулярные оценки актуальности  обучения той или иной профессии. Парламентарий Николай Труфанов заявил о том, что в концепцию необходимо включить направление, которое позволит готовить и вести переподготовку кадров для речного флота, судовождения. Елена Апанович обещала взять вопрос в работу.

Депутат, директор по связям с государственными органами и специальным проектам РУСАЛа Евгений Зенкин рассказал об опыте сотрудничества его предприятия с учебными заведениями и подготовке профессиональных кадров. Глава профильного комитета по социально-культурному законодательству ЗС Дмитрий Мясников отметил плодотворную работу с министерством образования. По его словам, депутаты и специалисты минобразования проработали три варианта концепции. «Была проведена большая аналитическая, прогнозная работа, — сказал депутат. – Система СПО досталась нам от СССР, находилась в плачевном состоянии, но сейчас ситуация принципиально иная, сейчас многие девятиклассники уходят в систему СПО, есть запрос на это обучение, нужно решать проблему с бюджетными местами, со стороны рынка есть запрос на рабочие кадры, и мы его должны обеспечивать. Мы тратим около 8,5 млрд. на СПО, и задача наша – оптимально распределить имеющиеся ресурсы во времени и пространстве». По мнению Дмитрия Мясникова, основной вопрос сегодня – в преодолении инерционности системы и оперативном обеспечении запросов предприятий. Депутат считает, что нужно дополнить концепцию пространственным планированием, чтобы соединить учебные заведения, готовящие кадры, с «точками экономического роста» — Усть-Кутом, Жигалово, Тайшетом, Бодайбо, Усть-Илимска. Уточнить конкретными положениями «дорожную карту», включить в концепцию меры по стимулированию преподавателей. Глава комитета предложил постановление сессии по данному вопросу доработать с учетом поступивших предложений, и принять в окончательном виде на следующем заседании.

Спикер Александр Ведерников поблагодарил специалистов министерства образования за совместную работу. «Путь был пройден тяжёлый, я помню, как все начиналось, концепция действительно трижды дорабатывалась, и теперь все наши замечания учтены. Сейчас мы должны задуматься, как изыскать достаточные средства на те программы, которые способствуют развитию СПО в регионе. В эпоху индустриализации крайне важно создать устойчивую, хорошо оснащённую систему образования, с удобными общежитиями, с современным оборудованием в учебных корпусах. Разработка концепции – хороший пример конструктивного взаимодействия депутатского корпуса и профильного министерства. Наша концепция обоснованна, системна и мы можем претендовать на федеральные средства». В планах депутатского корпуса разработать концепцию  развития летнего отдыха детей, обеспечения дополнительного образования, модульного строительства в социальной сфере.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры