издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прогнозы и реальность

Депутаты Законодательного собрания утвердили основные параметры областной казны

260,6 млрд. рублей составят доходы областного бюджета в 2025 году, расходы – 285,9 млрд. рублей. Дефицит - около 25,2 млрд. рублей. Планируемые доходы 2026 года – 270,3 млрд. рублей, расходы – 283,1 млрд. рублей. В 2027-м доходы составят 282,7 млрд. рублей, расходы - 287,3 млрд. рублей. Проект областной казны был принят в первом чтении на 17-й сессии Законодательного собрания. Впервые обсуждение важного документа проходило в проектных комитетах при активном участии депутатов областного парламента. Прошли публичные слушания и обсуждение основных параметров областной казны на всех комитетах и комиссиях. Сформированные предложения направлены в правительство и будут обсуждаться в рамках второго чтения областного бюджета.

«Основные показатели социально-экономического развития учитывают рост регионального ВРП, а также сохранение на протяжении всего периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении нашей страны», — сообщила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. До 2027 года рост доходов будет обеспечиваться инвестиционными проектами в газохимии, целлюлозно-бумажном производстве, цветной металлургии, самолётостроении. По словам Наталии Бояриновой, в ближайшие три года можно прогнозировать умеренный рост налоговых и неналоговых доходов. Рост собственных доходов в 2025 году по отношению к 2024-му составит не менее 1 млрд. рублей. В 2027-м – дополнительно 34 млрд. рублей. Основное изменение – переход на 19 новых национальных проектов сроком на 6 лет. Иркутская область подала заявку на участие в 11 из них на общую сумму более 55 млрд. рублей.

Исполнение бюджетов будет осуществляться по 26 госпрограммам. Более 580 млрд. рублей за 5 лет уйдёт на социальные нужды. В 2025-м – 194 млрд. рублей. «Детский» бюджет на трёхлетие составит более 147 млрд. рублей, в том числе на 2025 год – более 44 млрд. рублей. Более 185 тысяч семей получат поддержку. Будет продолжена поддержка семей участников СВО.

С 2025 года появятся полноценные бюджеты созданных муниципальных округов. Для них предусмотрен повышенный норматив отчислений от УСН и оптимальный размер софинансирования со стороны областного бюджета. Будет продолжена практика премирования муниципалитетов, которые обеспечили рост собственных доходов, а также тех, кто объединяется в муниципальные округа. Наталия Бояринова сообщила, что, несмотря на то, что госдолг находится на хорошем уровне, расходы на его обслуживание растут в связи с увеличением ключевой ставки ЦБ, расходы бюджета на общественно значимые нужды ограничены. «Сегодня нам известны те объёмы дополнительных средств, которые получит регион от федерации, — сказала Наталия Бояринова. – Это 31,5 млрд. рублей на 2025 год, 36,9 млрд. рублей на 2026 год, 44,2 млрд. рублей на 2027 год. В рамках второго чтения с учётом выделяемых из федерального бюджета средств мы будем уточнять соответствующие направления.

Спикер ЗС Александр Ведерников обратил внимание, что прогнозируемый рост фактического поступления доходов к прогнозу – более 11 млрд. рублей. При этом за последние три года эта разница составляет более 20 млрд. рублей по факту. «Если в этом году больше не будет уточнения областного бюджета, мы опять увидим превышение десятков миллиардов доходов над законом, который уже действует, — отметил спикер. – Если мы закладываем рост на 11 млрд. рублей, по сути, это снижение доходов. Цифра, которую вы показываете, когда мы проснёмся утром 1 января, будет ниже факта 2024 года». Наталья Бояринова отметила, что дефицит областной казны на 2024 год – 32 млрд. рублей. «Самый низкий в СФО в процентном отношении к собственным доходам», — добавил спикер. «Дефицит – это расходы, не покрытые доходными источниками. Мы вынуждены будем осуществлять кредитование. Минфин объявил аукционы на привлечение 20 млрд. рублей. Учитывая высокую ключевую ставку, и то, что банки не выходят на кредитование под неё, а предлагают кредитовать субъект под гораздо более высокие проценты, расходы на 20 привлечённых миллиардов составят почти 5 млрд. рублей», — сказала Бояринова.

Председатель ЗС отметил, что необходимо менять политику привлечения средств, поскольку есть информация, что другие субъекты РФ успешно привлекают кредиты. «Я предлагаю поддержать проект закона о бюджете в первом чтении, однако у нас должно быть понимание, что нужно работать над сокращением разницы прогнозируемых доходов и фактических», — сказал Александр Ведерников. Он отметил, что по итогам 2023 года дебиторская задолженность бюджета превысила 167 млрд. рублей, и нужно организовать системную работу по недоимкам, поскольку суммы по ним растут прогрессивнее, чем доходы регионального бюджета. «Мы должны организовать не только внутри правительства, но и межведомственную работу с федерацией по превращению недоимки в доходы регионального бюджета», — считает спикер. Министр финансов ответила, что доходы прогнозируются в умеренном варианте, чтобы потом избежать секвестирования, если какая-то часть не поступит. Спикер заявил, что если ежегодно в течение 3 лет около 20 млрд. рублей поступает сверх прогноза, то необходимо на входе в бюджет учитывать список социальных направлений, которые озвучивают депутаты, и на которые необходимо около 1-2 млрд. рублей в областной казне. Если эти суммы нельзя учесть при рассмотрении проекта бюджета, а потом в течение года появляются около 20 млрд. рублей дополнительных доходов, то нужно провести планомерную работу по более чёткой сбалансированности прогнозных и фактических доходов областной казны. «Нам необходимо повысить качество планирования. Мы готовы работать с правительством, чтобы лучше сбалансировать бюджет, чтобы не было ситуации, когда у нас не хватает нескольких сотен миллионов на здравоохранение, на капремонты. При этом у нас самый лучший размер госдолга, но ведь главное – это обеспечить нужды людей. Давайте взвешенно принимать решения», — отметил спикер. Депутат ЗС Олег Попов напомнил об инициативе Президента РФ о списании двух третей госдолга. Министр финансов пояснила, что для Иркутской области это будет 10,3 млрд. рублей до 2029 года, но они должны уйти на конкретные расходы – в основном, на ЖКХ. Пока правительство РФ не определило условия списания и критерии отбора.

— Рассмотрение бюджета на трёхлетний период прошло при активном участии депутатов, на проектных комитетах, которые были сформированы, — отметил Александр Ведерников. – Ещё в прошлом созыве мы настаивали на том, чтобы депутаты принимали участие в формировании региональных программ, и это произошло. Как раз участие депутатов в проектных комитетах и показало масштабную проблему недофинансирования практически всех направлений: здравоохранения, образования, культуры, спорта, сельского хозяйства. Мы видим, что необходимо помогать.

«Поскольку проект областной казны был сформирован до выделения федеральных средств, мы понимаем, что характеристики бюджета во втором чтении существенно поменяются, — сообщила глава Контрольно-счётной палаты Иркутской области Юлия Махтина. – Говоря о доходной части, мы отмечаем, что показатель фактических доходов с 2020 года превышает прогнозные значения. КСП обращает внимание на качество и достоверность показателей планируемых доходов главными администраторами бюджетных средств». 96% доходов составляют налоги, 41% из них – налог на прибыль. Учитывая ряд инвестиционных проектов, которые будут реализованы в ближайшее время на территории области, а также заложенные прогнозы социально-экономического развития, рост прогнозируемых доходов на прибыль, по мнению КСП, является достаточно сдержанным. КСП отмечает, что с 2019 года дебиторская заложенность по доходам бюджета увеличилась в 1,7 раз, Иркутская область вышла на первое место в СФО по объёмам дебиторской задолженности в 2022-2023 годах. Необходимо проводить планомерную работу по поступлению этих средств в областную казну, отметила глава КСП, поскольку это приоритетная задача для органов власти, являющихся главными администраторами доходов. КСП отмечает, что необходимо предусмотреть средства для муниципалитетов на увеличение расходов на ЖКХ, повышения зарплат в связи с ростом МРОТ с 1 января 2025 года более чем на 16 %.

Глава комитета по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Александр Лаутин поблагодарил коллег-депутатов за работу в проектных комитетах. «Работа действительно была проделана большая, — отметил он. – 7 ноября прошли публичные слушания по проекту бюджета, озвученные предложения и замечания направлены в правительство Иркутской области. Это необходимость предусмотреть достаточную субвенцию на образование, индексацию заработной платы, поддержку аграрного сектора. Обсуждали вопросы основных параметров бюджета, уровня доходов, дефицита. Законопроект рассмотрен на всех комитетах и комиссиях, сводные предложения направлены в правительство региона. Все предложения будут рассматриваться в рамках второго чтения».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры