Жизнь (и переписка) примечательных людей
Выдающийся советский художник Юрий Пименов вспоминал, что как-то получил письмо из Братска:
«Уважаемый Юрий Иванович! Извините, что беспокою Вас, но это вызвано крайней необходимостью. Я работаю кинооператором на телестудии в Братске. Учусь заочно в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии на факультете режиссуры телевидения. Темой своей курсовой работы я взял написание режиссёрского сценария по Вашей картине „Одинокая продавщица цветов». [1958 г.] Для того чтобы лучше понять эту картину, мне необходимо знать Ваш творческий путь, время и место создания этой картины. К сожалению, наш молодой город ещё не имеет приличных библиотек. У меня к Вам большая просьба написать мне, когда и в каком издательстве выходили книги о Вашем творчестве, или, если есть возможность, прислать мне их на короткий срок. Особенно меня интересует всё о картине ,,Одинокая продавщица цветов». Прошу, если Вас не затруднит, помочь мне.
С уважением, Валерий Борисов».
Художник ответил:
«Картину ,,Одинокая продавщица цветов» я написал по наброскам, сделанным в Венеции. В Венеции я был два раза — первый — в 1928 году, совсем молодым, после окончания Вхутемаса. Тогда поезд подходил к старому вокзалу, ступеньки вокзальной лестницы спускались прямо к воде канала. Мы приехали ночью, совсем рядом плескалась тёмная, почти чёрная вода; по каналу с огоньками двигались разные лодки, гондолы, маленькие пароходики. С некоторых из них доносилось пение. Второй раз я был в Венеции через тридцать лет, в 1958 году. На месте старого стоял новый вокзал, в блеске металла и стекла, сквозь его прозрачные стены и двери просвечивала желтоватая и розоватая, подёрнутая патиной времени Венеция Каналетто. Был день, солнце. Оживлённое движение судов на канале. Я много ходил по её запутанным, узким улицам. Меня даже больше великолепных знаменитых музеев интересовала обыкновенная человеческая жизнь, мне попадались маленькие дворики с пестрым бельём, прекрасные женщины за стиркой в блеске мокрого белья, мыльной пены. Рыбные ряды с тем особым запахом морской рыбы, влажной, серебристой, скользкой. На одной из площадей, которая выложена старинными плитами и напоминает танцевальный зал, в окружении старых зданий, среди пёстрой и нарочито шумной толпы туристов, в ярких обтянутых штанах, бородатых юношей и перекрашенных дам, среди этого прекрасного города, пестроты и шума продавала цветы женщина в подчёркнуто темном и простом платке. подчёркнуто просто причесанная, с деревенскими корзинами, где лежали свежие и нежные цветы.
Меня она восхитила своей благородной простотой, нежностью цветов на фоне старинных плит, и я, страшно спеша, боясь, что она уйдёт, сделал несколько набросков: она, площадь, толпа вдалеке.
Потом по наброскам написал картину.
Прибавлю, что эта женщина была очень одинока среди города и этой толпы…»