Признанный классик жанра
К 100-летию со дня рождения Елены Волошиной
Пожалуй‚ в труппе Иркутского музыкального театра вряд ли можно найти актрису, которая бы пользовалась такой популярностью среди зрителей. И не только в Иркутской области, её роли остались в памяти любителей оперетты многих регионов, ибо за годы работы в иркутском театре Елена Волошина исколесила с гастрольными спектаклями всю страну, с запада на восток и с севера на юг.
Она приехала в город на Ангаре в далёком 1956 году по приглашению тогдашнего главного режиссёра Иркутского театра музыкальной комедии Александра Николаевича Орлова. Блестящий знаток опереточного жанра, Орлов умел находить таланты и формировать из них сильную актёрскую труппу.
Елена Волошина к тому времени уже имела опыт работы в театре. Поначалу это был музыкально-драматический театр в Воркуте, куда судьба занесла молоденькую девчонку. В Воркутлаге отбывали срок многие известные деятели искусства и культуры страны. Руководителем и организатором Воркутинского театра был Борис Мордвинов, бывший режиссёр Большого театра. Творческая биография Волошиной началась с роли знаменитой Сильвы. Елена была красива внешне, прекрасно танцевала и профессионально пела. Дебют её, по общему признанию, был свидетельством рождения яркой опереточной героини. Но театр был музыкально-драматический, и Волошиной приходилось играть Маритану в пьесе «Дон Сезар де Базан», Марселу в «Собаке на сене» и другие «серьёзные» роли. Этот опыт впоследствии ей пригодился, когда во многих музыкальных комедиях появились персонажи с драматической судьбой, и Елена Константиновна своим решением этих образов придавала лёгкому жанру особый, порой трагический колорит.
Здесь можно вспомнить образ матери из музыкальной комедии Мурадели «Девушка с голубыми глазами», которой по сюжету пришлось пережить ужас потери дочери в фашистском концентрационном лагере, Жюстину из музыкальной комедии того же автора «Москва – Париж – Москва!», Лидию Васильевну в «Старомодной комедии» Арбузова. Конечно, не они являлись главными в послужном списке ролей будущей народной артистки. До сих пор старожилы Иркутска, знатоки опереточного жанра, вспоминают её знаменитую Ванду из оперетты Стодгарта и Фримля «Роз Мари!», где Елена Волошина играла с особым блеском. Она была субреткой Мари Лятуш в «Принцессе цирка» Кальмана, весёлой и эксцентричной, взбалмошной хозяйкой кабачка мадам Каролиной, у которой в самом неподходящем моменте разваливалась придуманная Еленой Константиновной причёска. За многие годы работы Волошина постигла все нюансы жанра, особенности сценических решений. Она безошибочно могла рассчитать, в каком месте и на какой реплике будет соответствующая реакция зрителей, и умела с первого появления на сцене полностью забрать «в плен» любого сидящего в зрительном зале, подчинить его своему искромётному таланту.
Говорить об Елене Константиновне только как об актрисе – значит, представить лишь наполовину её творческий потенциал. Волошиной в театре были поставлены 18 музыкальных комедий и оперетт, среди этого списка – «Белая акация» Дунаевского, «Морской узел» Жарковского. И к этому необходимо добавить спектакли и эстрадные обозрения, которые она ставила в Иркутском молодёжном театре миниатюр в течение 10 лет, а затем два десятка лет – в самодеятельном театре миниатюр Иркутского медицинского института.
Она всегда любила быть в круге молодёжи, всегда находила с ними общие интересы и общий язык, умела незаметно становиться им необходимой. И в родном театре она до конца дней своих выполняла почётную миссию доводить молодых актёров «до кондиции», вводить их в таинства жанра.
Елена Константиновна долго и трудно шла к своим почётным званиям, так распорядилась судьба, хотя по уровню мастерства, масштабу творчества она и без этих званий воистину была народной. Она была признанным классиком жанра, и слава Богу, что ещё при жизни она стала народной артисткой России, Почётным гражданином Иркутской области. А на доме, где она жила, теперь установлена мемориальная доска памяти выдающейся актрисы.