Дефицит пропал, недовольство осталось
Торговлей и сервисом недовольны 12-16% жителей Приангарья
Все мы – покупатели и клиенты. На оплату товаров и услуг уходит значительная часть наших средств. Как известно, клиент всегда прав. Покупатель, наверно, тоже. Во всяком случае, на страже наших интересов – Закон о защите прав потребителя. Но всегда ли мы довольны торговым и бытовым обслуживанием? Что не устраивает жителей Приангарья в торговле и сервисе? Это выяснили статистики в ходе выборочного обследования условий жизни населения, проведённого в 2022 году.
Кто недоволен?
Давно забыты такое понятие, как дефицит и связанные с этим большие очереди в магазинах. Теперь постоять приходится разве что у кассы. Однако наших земляков в данной сфере далеко не все устраивает. В целом по области торговлей не удовлетворены 12% опрошенных, бытовым обслуживанием – 16%, причём в сельской местности по сравнению с городом недовольства в 3-5 раз больше. Просто в малые населённые пункты из-за недостаточного платежеспособного спроса предприниматель идет неохотно.
Казалось бы, женщинам больше свойственно замечать недостатки. Однако среди них недовольных торговым и бытовым обслуживанием меньше – соответственно 11% и 15% против 13% и 17% среди мужчин.
Из всех возрастных групп менее критично настроены молодые покупатели и клиенты, среди них всего 10-11% неудовлетворённых обслуживанием.
И в торговле, и в сфере сервиса недовольство вызывают чаще всего высокие цены и ограниченный ассортимент.
Есть и другие причины неудовлетворённости, не предусмотренные бланком обследования, на них указали 21-28% опрошенных. На ограниченность выбора товаров и услуг чаще жалуются сельские жители, а горожане больше обеспокоены уровнем цен и низким качеством услуг.
Где купить?
Недостаточный ассортимент товаров в своём населённом пункте или в городском районе порою вынуждает совершать покупки довольно далеко от дома. Часть респондентов (12%) указали, что продукты питания покупают в ближайшем населённом пункте. Четверть опрошенных не по месту жительства приобретают одежду и обувь, товары длительного пользования (бытовую технику, радиоэлектронную аппаратуру, средства связи и др.).
Совершать покупки в поездке или специально выезжать с этой целью вынуждены сельские жители. Большинство из них (81-87%) покупали различную технику, предметы гардероба не в своей деревне, посёлке или селе. Основные продукты чаще покупаются на месте, однако и эти покупки 42% сельских жителей совершали не в своём населённом пункте.
Интернет в помощь
В последние годы довольно активно используется Интернет, через мировую сеть можно купить многие товары. Каждый второй из опрошенных жителей Приангарья использует Интернет в этих целях. Чаще всего таким образом приобретается одежда и обувь, причём более активны в этом городские жители.
Доля пользующихся интернетом для совершения покупок зависит от возраста, не очень активно используют мировую сеть пенсионеры, это делают лишь 14% из них, тогда как из лиц трудоспособного возраста – 64%, из молодёжи – 77%.
Постоянных покупателей в мировой сети не так много, большая часть использует этот канал от случая к случаю.
Из числа не использовавших Интернет для покупок преобладающее большинство при необходимости могут сделать это. И только 14% горожан и 26% селян не знают о такой возможности.
Отношение к торговле во многом зависит от благосостояния. Это выявлено в ходе обследования. В отличие от малообеспеченных, наиболее состоятельные граждане чаще бывают довольны торговым и бытовым обслуживанием. Живя, как правило, в крупных городах, они совершают покупки преимущественно в своем населённом пункте и в этих целях чаще используют Интернет.