От маньяка отвернулась удача
Тулунский насильник Павел Шувалов погиб в зоне спецоперации
В конце декабря прошлого года стало известно: в зоне СВО погиб тулунский маньяк Павел Шувалов, который на протяжении почти трёх десятков лет безнаказанно насиловал в родном городе женщин и девочек (при этом двух убил). В апреле 2023 года он заключил контракт с частной военной компанией и был отправлен для участия в боевых действиях на Украине, куда прибыл 6 мая. 29 мая того же года, по свидетельству троих однополчан, Шувалов погиб под Луганском, его тело эвакуировать не удалось. Об этом со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщила «Лента.ру». Строчками о гибели маньяка была дополнена и соответствующая статья в Википедии.
Преступник всё же получил то, что заслужил. Не удалось бывшему бульдозеристу, жертвами которого стали, в том числе, пять школьниц в возрасте от 13 до 16 лет, смыть свой грех кровью, как сейчас пишут, и получить помилование. Божиим судом он приговорён к высшей мере наказания.
Во всём виновата… стихия
Но меня в этой информации зацепила одна фраза: якобы, Шувалов, приговорённый Иркутским областным судом к 24 годам колонии, смог избежать пожизненного заключения «из-за случившегося в 2019 году тулунского наводнения, где пострадала часть архивных материалов». В том, что сексуальный маньяк был освобождён от ответственности за 25 доказанных следствием изнасилований, срок давности привлечения к суду по которым истёк, виноватой назначили… стихию.
Только на самом деле стихия здесь совсем ни при чём. Шувалова задержали в январе 2019 года. Когда случилось наводнение, он находился под стражей в Иркутском следственном изоляторе. К этому времени практически по всем инкриминируемым ему деяниям срок давности уже вышел (по изнасилованиям он составляет 10 лет либо 15 – если жертва не достигла совершеннолетия). Так что в обвинительном заключении по итогу оказались лишь два сопряжённые с сексуальными домогательствами убийства (это преступление не имеет срока давности) и пара изнасилований (одной из пострадавших не исполнилось 18 лет). Такое стало возможным потому, что правоохранительные органы десятилетиями не принимали адекватные меры к установлению личности маньяка и его поимке.
Началом серии сексуальных преступлений в Тулуне стал 1991 год, после чего заявления в милицию поступали уже регулярно. Иногда по два в день. И все жертвы отмечали практически одно и то же: от насильника – мужика плотного телосложения, ростом примерно 170 сантиметров, с большим животом, в рабочей одежде – исходил запах солярки и перегара. Да и способ совершения преступлений был одинаковый: мужчина нападал всегда сзади, приставлял нож к горлу и тащил в укромное место. Происходило это в одном и том же районе – между железнодорожным вокзалом и автобусной остановкой. Причём, у насильника были излюбленные уголки для утех типа недостроенного здания роддома. Потерпевшие рассказывали и о проблемах преступника с потенцией, и о том, что он злился из-за этого и зверски избивал их. Но правоохранители упорно не замечали признаков серии. Возможно, в 1990-х, начале 2000-х годов им было не до того. В первую очередь занимались в то время раскрытием по горячим следам убийств – Иркутская область лидировала по этому показателю.
Но причина такого отношения к раскрытию сексуальных насильственных преступлений объясняется, конечно, не только чрезмерной нагрузкой оперативников и следователей. Работы у них всегда хватает. Всё дело – в отношении к служебным обязанностям. И, простите за высокопарность, к людям, которых они призваны защищать.
«Нечего по ночам болтаться»
Среди потерпевших оказались женщины разных профессий и возрастов: бухгалтер, повар, продавец, педагоги, учащиеся школ и техникумов. Когда Шувалова, наконец, арестовали, в прессе появилось множество деталей получившего общественный резонанс уголовного дела. Жертвы преступлений рассказывали, что в милиции их зачастую отговаривали от подачи заявления. Зимой 2002 года это произошло с 16-летней школьницей: сотрудники приехали к ней домой по телефонному звонку, посоветовали не писать заявление и рассказали маме, что они думают о тех подростках, которые «гуляют по ночам».
В сентябре 2003 года несчастье случилось с сёстрами, которым было 21 и 22 года. Когда преступник после многочасовых издевательств отпустил девушек, они тоже обращались в милицию и уговаривали: «Его можно поймать, он не мог уйти далеко». Но оперативники вместо того, чтобы кинуться на поиски насильника, прочли пострадавшим нотацию, суть которой сводилась к тому, что «нечего по ночам болтаться», «сидели бы дома, ничего бы не случилось». Летом 2006 года в вокзальном туалете была изнасилована 16-летняя девочка, которая приехала в Тулун на каникулы, но разминулась со встречавшим её отцом. «В милиции папу спросили, будет ли он писать заявление. Мол, девчонка молодая, может, сама захотела», – спустя годы рассказала жертва насилия. По её словам, заявление в милиции не принимали до тех пор, пока отец кому-то не позвонил. Таких свидетельств немало.
Были случаи, когда пострадавшие после преступлений встречали своего мучителя на улице, в общественном транспорте. Это и не удивительно для небольшого города с населением в 40 тысяч человек. Тем более что маньяк и не думал скрываться: он совершал нападения неподалёку от собственного дома либо места работы, в радиусе трёх километров. Да и внешность не менял – разве что с годами толстел и старел. У милиции было множество его фотороботов: потерпевшие за часы издевательств успевали его разглядеть. Но стражи порядка не стали проводить проверку даже когда одна из жертв, 13-летняя девочка, увидела насильника прямо в отделе милиции – через полчаса после того, как он над ней надругался. Они с мамой пришли заявить о преступлении, а Шувалов сидел в «обезьяннике» – его задержали за какое-то мелкое нарушение. Дежурный тогда просто отмахнулся от слов ребёнка, не счёл нужным хотя бы соблюсти формальности. Сказал: «Ты всё придумываешь». Был сентябрь 2008 года, маньяк после этого ещё более десяти лет оставался на свободе и продолжал насиловать.
Если не удавалось убедить потерпевших отказаться от заявлений, уголовные дела возбуждались – и превращались в «глухарей». Производства приостанавливали с формулировкой «за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого», после чего к этим материалам уже не возвращались. Лишь в 2014 году, когда после первого преступления Шувалова минуло более двух десятилетий, в региональном управлении Следственного комитета России, изучив пылившиеся в архиве «висяки», обратили внимание на признаки серии в Тулуне.
Но ловить маньяка не торопились. Прошло ещё три года, прежде чем в шахтёрский город на поимку серийного насильника отправилась специально созданная для изобличения такого рода преступников оперативно-следственная группа. Известно, что одна из потерпевших написала за эти три года восемь обращений с просьбой остановить маньяка, она разослала письма во все официальные инстанции и в телевизионную программу «Пусть говорят». Возможно, благодаря этим жалобам в декабре 2017 года из столицы в Иркутск была направлена бригада криминалистов, чтобы поставить, наконец, точку в наболевшем «маньячном» вопросе.
С опозданием на четверть века
Проанализировав отложенные на десятилетия уголовные производства, специалисты без труда разглядели в них «признаки серийности преступлений, не охваченных одним умыслом, но, предположительно, совершённых одним и тем же неустановленным лицом». После чего и началась настоящая работа по раскрытию тулунской серии – с опозданием «всего» на четверть века. В том же декабре 2017-го в шахтёрский город направилась следственно-оперативная группа, уже имевшая опыт изобличения серийных преступников. Её возглавил следователь по особо важным делам регионального управления Следственного комитета России Евгений Карчевский, как раз завершивший работу по уголовному делу так называемого ангарского маньяка – ветерана милиции Михаила Попкова, на счету которого более восьмидесяти убийств. «Приступив к тулунскому делу, мы сразу отобрали более 30 «висяков» по статьям УК РФ «Убийство», «Изнасилование», «Насильственные действия сексуального характера» и отказные материалы со схожими признаками. В 11 эпизодах генотип преступника совпадал. Уже через год личность маньяка была установлена, обвиняемый оказался под стражей», – рассказал Карчевский. Эта «статистика», конечно, потрясает: 28 лет Шувалову позволяли (по другому не скажешь) безнаказанно насиловать и убивать – и за один год поймали, когда, наконец, взялись за работу по-настоящему!
Прибывшая из областного центра группа, в которую, кроме следователей, вошли четверо (включая водителей) сотрудников уголовного розыска, разбив город на кварталы, «прочёсывала» каждую улицу, начиная от центра, где совершались преступления.
– В течение года, с декабря 2017-го по январь 2019-го, когда Шувалов был задержан, мы успели «отработать» 15 тысяч человек, – рассказал Евгений Карчевский. – В «отработку» попали и заключённые из мест лишения свободы, и те, кто уже отбыл наказание за подобные преступления, и покинувшие город. Даже покойники – ведь прошло много лет. Так что и эксгумации пришлось проводить. Мы разрабатывали самые разные версии, и по каждой составляли огромные списки подозреваемых. Использовалась та же методика, что и при поимке ангарского маньяка: генетический материал подозреваемых сравнивался со спермой, обнаруженной на потерпевших. Были проведены 300 генетических экспертиз и тысяча генетических исследований образцов эпителия полости рта.
Круг постепенно сжимался. Но задержали маньяка всё же не приезжие спецы, а местные опера – в кои-то веки они отработали по заявлению потерпевшей как положено. Правда, сделали это не сразу – сначала, как обычно, оформили отказной материал. Но тут вмешался начальник городского уголовного розыска: зная, что коллеги из Иркутска уже год рыскают по Тулуну в поисках насильника, решил перепроверить «работу» своих подчинённых. После его вмешательства местным сыщикам пришлось-таки отправиться на место происшествия вместе с заявительницей, которая рассказала, что рано утром, по дороге на работу, неизвестный мужчина пригрозил ей ножом и заставил ублажать его в кустах. Девушка показала, куда она выплюнула сперму, и генетический материал был отправлен на исследование. По записям с видеокамер оперативники без труда вышли на Шувалова – в то утро он приезжал на автовокзал за билетом на собственной иномарке и решил по пути развлечься с прохожей. («Увидел бабу – мне её захотелось», – пояснял он позднее на следствии).
Преступление было совершено 3 января 2019 года, а уже через неделю тулунский маньяк сидел в тюремной камере. И никакого героизма от местных полицейских его поимка не потребовала: блюстителям порядка всего-то и надо было добросовестно выполнить рутинные служебные обязанности. Если бы их предшественники вот так же отрабатывали каждое обращение в дежурную часть, возможно, не пришлось бы отвлекать специалистов из Иркутска и Москвы, прочёсывать в городе дом за домом, собирать генетический материал всех попавших под подозрение тулунчан, эксгумировать трупы и проводить множество других недешёвых, мягко говоря, мероприятий в поисках серийного насильника.
По мнению Карчевского, эти усилия, как и финансовые затраты, напрасными всё же не были. Благодаря работе, которую пришлось проделать его команде, удалось не только доказать вину Шувалова в многочисленных преступлениях, но попутно раскрыть более двух десятков уголовных дел, которые много лет числились «глухарями». В том числе серию изнасилований в Братском районе. Результаты генетических исследований, проведённых при поимке тулунского маньяка, использовались для того, чтобы проверить многочисленных подозреваемых по этому делу на причастность к совершению тяжких преступлений прошлых лет – убийств, изнасилований, различного рода хищений.
Минус 25 преступлений
Что же касается уголовного дела в отношении самого Шувалова, в ходе предварительного расследования оно распухло до 112 томов. Обвиняемый признался следователю во всех предъявленных преступлениях, описал на допросах обстоятельства их совершения, продемонстрировал, как всё происходило, при проверке показаний на месте. Деваться ему было некуда – от результатов генетических экспертиз просто так не отмахнёшься. Как и от показаний потерпевших. Разыскивать их, кстати, пришлось по всей стране, вплоть до Краснодарского края.
Однако большая часть эпизодов (25 из 29, предъявленных изначально), несмотря на внушительную базу собранных доказательств вины Шувалова, до суда, как уже говорилось, просто не дошла: слишком поздно начали ловить маньяка. Среди жертв преступлений, срок давности по которым истёк, были, в том числе, и малолетние школьницы. На предварительном следствии теперь уже взрослые женщины давали показания, обливаясь слезами и заново переживая ужасные часы, когда их, домашних девочек, не имевших сексуального опыта, били и насиловали. Но в суд никого из них не пригласили. Как поясняла государственный обвинитель Ирина Доронина, «суд не вправе выходить за пределы предъявленного обвинения, и по этой причине материалы по прекращённым следственными органами эпизодам не исследовались». Страшные преступления сошли злодею с рук. Когда усечённое до четырёх эпизодов дело рассматривалось в областном суде, Шувалов, по словам прокурора, сменил позицию: стал категорически отрицать свою вину, утверждал, что его подставили. Он явно надеялся избежать сурового наказания, тем более что за давностью лет и вещественные доказательства сохранить не удалось. Подсудимый пытался откреститься даже от анализа ДНК: заявил, что не знает, как его сперма попала на одежду потерпевшей. Сторона защиты тоже утверждала, что объективных, неопровержимых доказательств виновности клиента в инкриминируемых ему преступлениях суду не представлено.
Вина Шувалова в четырёх дошедших до суда преступлениях подтвердилась. Среди них два убийства: женщины, ставшие жертвами, сопротивлялись и кричали. Было доказано, что в октябре 2008 года в помещении под трибуной стадиона маньяк изнасиловал мать-одиночку, работавшую преподавателем в приюте. Она громко звала на помощь – преступник испугался и якобы случайно попал в неё складным ножиком, которым отмахивался, требуя, чтобы она «заткнулась». Но экспертиза показала: перед смертью жертву били по голове, а «случайные» удары ножом наносились ей как спереди, так и сзади. Страдающий ДЦП малыш зарезанной женщины остался сиротой и попал в интернат для инвалидов.
В 2000 году маньяк отправил на тот свет девушку, которая готовилась отметить своё 18-летие. Шувалов изнасиловал её, а потом, как показала экспертиза, несколько минут душил двумя руками – боялся, что она сдаст его милиции, как обещала. По этому эпизоду потерпевшей проходила мать убитой девушки. По словам государственного обвинителя, давая показания в суде, она горько плакала. Тяжело было вспоминать пережитое и двум жертвам, которым повезло остаться после нападений в живых и увидеть садиста и насильника на скамье подсудимых. Преступления в отношении них были совершены менее чем за 10 лет до приговора, поэтому их не отмели за истечением срока давности.
Судьбы свершился приговор
Сколько на самом деле женщин и девочек пострадало от тулунского маньяка, уверовавшего в собственную безнаказанность, не знает никто. Но члены следственно-оперативной группы не сомневаются, что обратиться в отдел внутренних дел с заявлением решились далеко не все жертвы. По мнению руководителя группы Евгения Карчевского, в уголовное дело попало не более 10 процентов из объёма преступлений, которые обвиняемый совершил в реальности: «Одни боялись огласки, другие не стали писать заявление, потому что до полового акта дело не дошло. Преступника, к примеру, спугнули. А иногда он после многочасовых терзаний просто засыпал, лёжа на жертве. Были и такие потерпевшие, кого сотрудники убедили не предавать случившееся огласке».
Евгений Савиных, старший оперуполномоченный областного угрозыска из группы по поимке тулунского маньяка (теперь уже бывший) вспоминает: «Когда мы в поисках серийного насильника делали поквартирные обходы, нам часто говорили, что в такую же беду попали их знакомые. Кто-то рассказывал, что незнакомец, который подходит под описание, пытался совершить преступление в отношении дочери, но ей удалось убежать. Уверен, что подобных незаявленных эпизодов очень много». Похоже, искалеченных судеб на счету Шувалова даже не десятки, а сотни.
О его личности скажу здесь лишь несколько слов – когда шёл судебный процесс, «Восточка» писала о тулунском маньяке очень подробно. По заключению сексолого-психиатрической экспертизы, у Шувалова выявлена раптофилия – расстройство полового влечения, при котором сексуальное удовлетворение возможно только при совершении насильственного полового акта. Но эксперты признали его вменяемым. На протяжении многих лет преступнику удавалось с успехом скрывать свои влечения и вести двойную жизнь. В ходе предварительного расследования было допрошено порядка пяти тысяч человек. И не только потерпевшие, но семья, соседи, друзья, коллеги по угольному разрезу – все, кто мог охарактеризовать обвиняемого. Отзывы о маньяке были исключительно положительные: уравновешенный и доброжелательный, хороший работник и прекрасный семьянин. Его семья считалась в Тулуне образцовой. Шувалов, имевший в юности судимости за кражи, остепенился сразу после свадьбы (именно с того времени, как выяснилось в ходе следствия, он и начал совершать нападения на незнакомых женщин и насиловать их, угрожая ножом). Никто из близких после задержания главы семейства не поверил страшным обвинениям. Супруга работала в средней школе завучем, преподавала русский язык и литературу (Шувалов изнасиловал несколько её учениц). Оба сына получили высшее образование и сделали успешную карьеру (они живут в других городах). Последний начальник Шувалова рассказал: «Из коллектива он никогда не выделялся. Правда, практически всё время ходил и улыбался, с чем это было связано, непонятно».
Очевидно, маньяк был уверен, что крепко держит Бога за бороду и удача не изменит ему никогда. Действительно, до 52 лет Шувалову удавалось безнаказанно совершать страшные преступления и оставаться в глазах окружающих порядочным человеком. И даже когда его схватили за руку и предали суду, повезло откреститься почти от всех обвинений. Вот он и решил ещё раз поставить на своё везение: зачем до старости торчать за колючей проволокой, если можно записаться на СВО и уже через шесть месяцев получить не только свободу, но и чистую, без судимостей, биографию. Но на этот раз удача от маньяка отвернулась. И судьба внесла свои коррективы в приговор Иркутского областного суда.