Неподражаемый кураж Тамары Олейник
Народная артистка отметила юбилей
Мамаша Кураж стала одной из самых ярких, незабываемых ролей этой удивительной актрисы, создавшей за более чем полувековую творческую биографию на охлопковской сцене десятки разнохарактерных образов. Иркутские театралы видели блестящую лицедейку романтической и лиричной, острой и темпераментной, эксцентричной и воздушной, заражались её искромётным комизмом и были потрясены могучей мощью её трагедийного таланта. В отчаянной и рисковой героине Бертольда Брехта невероятно сплелись и выпукло проявились полярные грани богатейшего дарования актрисы. А самое главное – ослепительно и победоносно заявил о себе её кураж, актёрский, человеческий, мастерский. Тот самый, что дороже стати, фактуры и отменной техники, которому не научишь, который не сымитируешь. Он либо есть, либо нет. У Тамары Викторовны он есть.
Проявился он ещё в бойкой семнадцатилетней зиминской девчушке, приехавшей в Иркутск за мечтой и удачей. Тамара остановилась у бабушки по линии отца, поделилась, что намерена откликнуться на приглашение в актёрскую студию при Иркутском драмтеатре. Взыскательная городская родственница не одобрила: «Ты, Тамарочка, из простой семьи, тебя не возьмут, напрасно надеешься». Этого скепсиса внучка не простила, тут же покинула бабушкин дом навсегда. А в студию, конечно же, поступила. И с первых же шагов обучения начала получать роли в охлопковских постановках. А вскоре открылось театральное училище, и талантливая Олейник стала выпускницей первого потока.
В труппу театра Тамара Викторовна была зачислена в 1965 году, с тех пор судьба её неразрывно связана с историей охлопковских подмостков. Здесь сыграна пёстрая вереница любимых ролей, здесь в 35 лет она стала одной из самых молодых заслуженных артисток России, в 2001 году получила звание народной. Здесь нашла себе друга по сердцу, с которым разделила судьбу. Будущий муж нашей героини – молодой да ранний проректор ИГУ, философ Алексей Алексеевич Потапов – был самым верным и пламенным её поклонником, ходил на все спектакли с её участием, следил за сценическими победами, рукоплескал её триумфам и радовался даже небольшим эпизодам, которые она умела играть как ключевые и знаковые. Тамара Викторовна, рассказывая о долгой и красочной жизни, любит подчеркнуть: «У меня была одна мама, один театр и один муж». Говорит, что это определило её земной путь, который оказался счастливым и благословенным, щедро наполнившим сокровищницу души богатыми впечатлениями, вдохновенным созиданием, искренней радостью.
Тамара Викторовна перестала выходить на сцену пять лет назад, когда ушёл из жизни супруг. В лучшем мире и мама, и братья, и многие из тех, с кем связаны самые живые воспоминания. Единственный сын – признанный мастер IT-технологий Евгений Потапов – по воле обстоятельств сейчас живёт в ближнем зарубежье, практически ежедневно на связи с мамой. Ближе всех – солидный архив многолетнего творческого служения сцене: фото, программки, афиши, публикации в прессе, поздравления и посвящения от партнёров, коллег и почитателей. Всё это из года в год трепетно и скрупулёзно собирал Алексей Алексеевич.
– Мы с Лёшей прожили сорок три года, – вспоминает недавняя именинница. – Наша жизнь была настоящей сказкой! Лена Мазуренко в шутку звала его «вечный жених», потому что он всегда меня встречал, был моим неотступным рыцарем, моей тенью. Я сама никогда бы вот это всё не сохранила, в этом смысле была безалаберная, да и думать об этом мне некогда было. А он всё складывал, берёг, хранил. Здесь вся моя история в театре. В любимом, родном театре. О нём говорить «легко и приятно». Он для меня всё. Кроме театра и моего обожаемого сына у меня ничего нет дороже. Судьба, судьба, судьба. Любовь, любовь, любовь! Что ни встреча – то подарок, что ни человек – то золото.
И народная артистка начинает увлечённо, восторженно называть одно за другим имена режиссёров, у которых ей посчастливилось играть, партнёров, с которыми разделила успех, товарищей из большой, разноликой театральной семьи. В личной вселенной, в частной мифологии Тамары Викторовны все они несколько идеализированы и щедро возвеличены, в картине её мироздания гиперболам и дифирамбам дышится вольно и естественно. Она помнит и бережёт в сердце только ценное, доброе, высокое и святое, легко и охотно прощая любые «отягчающие обстоятельства» и «побочные эффекты». Главное – искусство, а в нём все художники правы и дороги, если наделены талантом и озарены прометеевым огнём.
Она вспоминает великого Кокорина, которого ласково называет Кокошкой. Простится ей, она сама – легенда.
– Его «Женитьбу» я обожала. И не я одна, мы все, артисты, обожали. Работать над этим спектаклем было истинным счастьем. Виталий Венгер Подколёсина играл – в гриме Гоголя, между прочим. Заняты были отборные мастера: Сидорченко, Булдаков, Орехов. Наташа Королёва – Агафья Тихоновна. Там всё было гениально, был бурлеск и балдёж полный! Импровизации, кураж, озорство. Я играла Сваху. Много возили эту постановку по фестивалям, показали даже в Москве – в Вахтанговском театре. За кулисы Михаил Ульянов приходил, восторгался. Именитая критикесса Елена Стрельцова хвалила. Только замечала с недоумением: «Ну какая ты сваха?! В тебе и веса-то нет». Я и правда разрушала стереотипы. Саша Братенков в роли слуги Степана выносил меня на плече. Потом я и навзничь падала. Вообще, я там, как на крыльях, летала. Чего только не вытворяли. Рождался спектакль в огромном единодушии, в любви. Никто ни с кем ни разу не поссорился, никто ни на кого не взглянул как-то косо. Счастье, одно слово.
С особым пиететом упоминается Валентин Распутин. Он жил поблизости, бывало, заходил на огонёк. Мама артистки как-то встревожилась, что с дочкой без политесов разговаривает. Была успокоена: «Мама, это гений!» Дала прочитать «Последний срок», и мама с нешуточным волнением признала: гений, живое чудо. И надо же – запросто в гости заходит. Однажды этот грандиозный писатель догнал Тамару на улице радостный, возбуждённый: «Я видел распределение. Ты будешь Настёной! Теперь я спокоен». Самый сложный и значительный женский образ Валентина Распутина – главную героиню его потрясающей повести «Живи и помни» по инсценировке самого автора – Олейник сыграла, проявив себя как «актриса предельной жизненной правды», соединив в удивительный сплав внутреннюю силу и цельность, мудрость и жертвенность, невероятную чистоту и женственность. «Заслуженная артистка Тамара Олейник в роли Настёны стала откровением спектакля, проживая на наших глазах тревогу, прозрение, смятение, обречённость и отчаяние, но до конца не отрёкшись от своей беззаветной любви». Так писали авторитетные критики. А зрители уходили со спектакля потрясённые, навсегда обожжённые уже не сторонней судьбой этой редкостной женщины. Исполнитель роли Андрея заслуженный артист России Александр Крюков, актёр, наделённый могучей, масштабной и какой-то настораживающей красотой, с которым у партнёров обычно нелегко складывались отношения, в день премьеры написал ей на программке: «Я никогда не был так счастлив…»
Комплиментарные пометки на программках в артистическом альбоме – не просто дань цеховой традиции, а свидетельство истинного признания. «Тамара! Песня и свет души моей! Тебе, чуткой и талантливой, всегда кланяюсь, целуя руки!» «Сколько знаю тебя, всегда балдею от того, что Бог одарил тебя абсолютным сценическим обаянием. Один выход, одна улыбка, одно слово – и зритель в твоём творческом кармане». Это признания режиссёра Александра Ищенко.
Известный иркутский культуролог Вера Филиппова, пытаясь разгадать секрет воздействия Тамары Олейник на публику, говорит о её невероятной захваченности профессией, о безоговорочной самоотдаче в работе над образом, об отваге глубокого погружения в скрупулёзное исследование души. Не забывает рецензент и о пленительных внешних данных актрисы. Особенно подчёркивает её «редкостно выразительные карие глаза», глаза Марии Болконской из романа Толстого «Война и мир» – «мерцающие и вспыхивающие живыми искрами». Отмечает её замечательный голос – «глубокий, грудной, красивого тембра». «Ах, какой голос!» – воскликнул директор Иркутского драмтеатра Осип Волин, когда принимал девчушку в театральную студию. Этим голосом покорёно и зачаровано не одно поколение иркутских театралов. Легендарный музыковед Владимир Сухиненко не раз говорил Тамаре, что по ней плачет серьёзная певческая карьера. Она много пела в спектаклях, начиная со знаменитых зонгов в «Трёхгрошовой опере» и «Мамаше Кураж», где в полную силу раскрылись её выдающиеся музыкальные способности. Лёгкая, подвижная, пластичная, она всегда на подмостках была живой, энергичной, всегда притягивала взоры, будоражила внимание. Всегда, и вне сцены тоже, умела быть эффектной и обворожительной. Подкупала и воодушевляла полнотой жизни, остротой реакций, подлинностью чувств.
Эти сокровища натуры и дарования щедро проявились в её Генеральше из «Села Степанчиково и его обитателей», в Графине из «Пиковой дамы», в Брандахлыстовой из «Смерти Тарелкина», в изумительной Бабушке из пьесы «Деревья умирают стоя», где всё оживало и словно озарялось, когда появлялась Олейник. Этот кураж игры, кураж полёта, влюблённости в неистребимый праздник бытия она безоглядно излучала и расточала в главной роли упоительного спектакля «Гарольд и Мод», который играла уже на пороге миллениума, оставаясь олицетворением неувядаемой молодости.
«Томка, ты самая счастливая!» – звонит ей из Владимира однокурсница, такая же жрица Мельпомены Жанна Хрулёва. И юбилярша немедленно соглашается, вспоминая богатую жатву театральных работ и партнёрских союзов. Она благодарна собратьям в искусстве за дружбу и мимолётные ссоры, за муки и прозрения, за счастливую каторгу творчества и шаловливый час потехи. За рой поздравлений с большой и славной датой. Всех готова обнять. Всем торопится послать сердечный привет. И Александру Плинту, создавшему бесподобное оформление к «Гарольду и Мод». И Владимиру Орехову, что всегда умел рассмешить и развлечь и привёз её из роддома с маленьким Женькой. И бутафору Светлане Нечаевой, умножавшей для неё красоту. И всем, всем, всем, кто, как и она, населяет волшебную театральную планету, кто направляет крылатый театральный корабль Иркутского академического к новым горизонтам и зрительским сердцам.