издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Соблюдение прав граждан при обращении с жалобами

Прокуратура Кировского района г. Иркутска разъясняет

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 33 Конституции РФ, ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Отношения, связанные с реализацией гражданином закреплённого за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Он устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.

Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Таких исключений немало, они предусмотрены, например, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др.

Обращения граждан могут быть в устной, письменной формах, а также в форме электронного документа, в том числе с использованием Единого портала госуслуг (при наличии возможности).

Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Требования закона обязывают руководителей организаций, получивших обращения, организовать их надлежащее рассмотрение, поскольку руководитель отвечает за организацию работы на данном направлении.

Все доводы, изложенные в жалобе (обращении), должны быть рассмотрены, о чём заявителю в установленные законом сроки направляется мотивированный ответ.

В случае несогласия с ответом заявитель имеет право его обжаловать в прокуратуре.

В связи с этим исполнение законодательства об обращениях граждан постоянно находится в поле зрения прокуроров.

Следует отметить, что законом предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ), влекущая наложение штрафа в размере от 5 до10 тыс. руб.

Полномочиями проводить проверки и принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ наделён прокурор, суд принимает решение о привлечении виновного к административной ответственности.

Особое внимание хотелось бы уделить срокам привлечения виновных к административной ответственности – 3 месяца со дня совершения административного правонарушения.

Поэтому если заинтересованное лицо обратится в прокуратуру с заявлением о привлечении виновного к административной ответственности по истечении установленного срока, то прокурор будет лишён возможности направления материалов в суд, будет принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Кроме того, прокурор с целью устранения и недопущения нарушений закона может внести руководителю представление, которое подлежит обязательному рассмотрению и принятию мер к надлежащему исполнению закона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры