Позитивное движение
Депутаты Законодательного Собрания отметили устойчивый рост собственных доходов областной казны
«Стабильным» и «оптимистичным» назвали депутаты Законодательного Собрания Иркутской области бюджет на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. В регионе наблюдается устойчивый рост собственных доходов, по этому показателю область находится на втором месте среди субъектов СФО. Объём доходов на ближайшие три года составит по 270 млрд рублей ежегодно. Расходы утверждены в сумме 298,3 млрд рублей на 2024 год. Представители всех фракций Заксобрания сошлись во мнении: параметры бюджета позволяют проголосовать за утверждение областной казны в первом чтении. Уже сейчас начата работа над поправками ко второму чтению.
Рост очевиден
Проект бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов был рассмотрен в первом чтении 15 ноября на сессии Законодательного Собрания. Как рассказала министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, бюджет формировался в рамках принятой в Российской Федерации на 2022-2023 годы системы по нивелированию эффекта от внешних ограничительных мер. «Тенденции, происходящие в экономике региона, позволили нам улучшить свой прогноз на текущий год и среднесрочную перспективу, – сказала министр. – В основу бюджета положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития, который предполагает постепенную адаптацию экономики к новым условиям. Два фактора повлияли на формирование параметров областной казны – устойчивый рост валового регионального продукта на всём протяжении горизонта планирования, а также ограничительные меры недружественных стран». Основной упор правительством и депутатами был сделан на то, чтобы ограничения в виде санкций или цен на энергоносители не могли помешать выполнению социальных обязательств в регионе. При формировании бюджета были учтены изменения регионального и федерального налогового законодательства. По словам министра, сейчас возможно прогнозировать умеренный рост собственных доходов областной казны.
546 млрд рублей будут направлены в трёхлетнем бюджете на финансирование социальных расходов. Из них в 2024 году – 194,3 млрд рублей, или почти 64% от общего объёма расходов, пояснила министр. В проекте бюджета областные депутаты совместно с правительством предусмотрели повышение минимального размера оплаты труда на 18,5%. Регион продолжит поддержку участников СВО, их семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, пенсионеров. Будут проиндексированы отдельные социальные выплаты. В бюджете 2024–2026 годов заложены средства на поддержку реального сектора экономики, подчеркнула Бояринова. Общий объём мероприятий, направленных на развитие социально-экономического потенциала, за три года составит более 113 млрд рублей. Объём инвестиционных расходов – свыше 51,2 млрд рублей, из них в 2024 году – 27,3 млрд рублей. 115,7 млрд рублей составит общий объём межбюджетных трансфертов, которые будут направлены в муниципалитеты. На вопросы местного значения депутаты и правительство заложили 57,1 млрд рублей.
Объём доходов следующей трёхлетки составит по 270 млрд рублей ежегодно. «При этом уровень собственных доходов демонстрирует положительную динамику во всём периоде трёхлетнего планирования», – сообщила Наталия Бояринова. Расходы областного бюджета на 2024 год было предложено утвердить в сумме 298,3 млрд рублей, на 2025-й – 277,3 млрд рублей, на 2026-й – 274,5 млрд рублей. Совместно с депутатами Заксобрания правительство намерено продолжить работу над документом в рамках второго чтения с учётом дополнительно выделяемых из федерального бюджета средств. В частности, будут скорректированы отдельные показатели и уточнены мероприятия, которые правительство отработает при участии областного парламента.
И.о. председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ольга Ризман сообщила, что результаты экспертизы проекта областного бюджета были подробно рассмотрены на расширенном заседании коллегии палаты с участием депутатов Заксобрания, представителей правительства. КСП считает, что проект бюджета соответствует требованиям бюджетного законодательства, сбалансирован, ориентирован на сохранение стабильной социально-экономической ситуации, параметры областной казны обоснованы. Обстоятельства, препятствующие его принятию в первом чтении, аудиторами не установлены. Все ограничения, которые предусматривает Бюджетный кодекс (верхний предел госдолга, расходы на его обслуживание, размер резервного фонда), соблюдены. КСП подготовила свои предложения ко второму чтению бюджета. В частности, она предлагает выделить средства на дополнительную поддержку медработников по госпрограмме «Развитие здравоохранения» для того, чтобы эффективнее решать проблему дефицита медицинских кадров. Аудиторы указывают и на то, что нужно проработать вопрос финансирования нерентабельных муниципальных и межмуниципальных маршрутов. А также изыскать средства на более полное финансирование государственной программы «Развитие физической культуры и спорта». В 2023 году доля расходов на физкультуру и спорт в областном бюджете составляла 1,2%, в проекте 2024-го – 1%. КСП считает, что сокращения расходов необходимо избежать. Все вопросы, в том числе и технического характера, по тексту документа аудиторы КСП готовы отработать совместно с депутатами и правительством в рамках второго чтения, сообщила Ольга Ризман.
Если же посмотреть на казну Иркутской области в сравнении с бюджетами регионов Сибирского федерального округа, то по прогнозным доходам наш регион занимает четвёртое место в СФО, на одного жителя приходится 115,3 тыс. рублей доходов. По собственным доходам наша область стоит на втором месте по СФО, уступая лишь Красноярскому краю. «Это говорит о позитивном движении», – отметила Ольга Ризман. Если говорить о госдолге, то на 1 октября 2023 года он составил в Иркутской области 21,2 млрд рублей (вырос за 9 месяцев 2023 года на 2 млрд рублей). Причём это самый низкий уровень госдолга среди регионов СФО. На средних позициях в списке субъектов-лидеров в СФО находится наш регион и по муниципальному долгу, однако работу по его снижению необходимо продолжать, считает аудитор. Спикер Заксобрания Александр Ведерников предложил посмотреть долю муниципального долга в консолидированном долге субъекта. По его мнению, эта доля – одна из самых высоких в СФО, нужно совместно с правительством разработать комплекс мер, позволяющих избежать крупных коммерческих заимствований со стороны муниципалитетов. Это вопрос будущей работы парламентариев, КСП и правительства по совершенствованию политики межбюджетных отношений, считает глава областного парламента.
Публичные слушания по проекту бюджета проведены 8 ноября, все озвученные замечания и предложения были направлены в правительство Иркутской области, сообщил глава комитета по бюджету, ценообразованию и налоговой политике ЗС Александр Лаутин. Уже во второй раз проект бюджета рассматривался на совместном заседании всех комитетов и комиссий областного парламента. В конце прошлого созыва по инициативе депутатов Заксобрания был собрано совместное заседание, на котором был заслушал доклад министра финансов о бюджете 2023 года, а потом уже парламентарии разошлись по комитетам и комиссиям, чтобы обсудить узкие профильные вопросы. При обсуждении проекта областной казны на 2024 год был осуществлён такой же подход. «Мы считаем, что такая форма работы более эффективна, – говорит вице-спикер Заксобрания Наталья Дикусарова. – Все вместе депутаты послушали, какие вопросы возникают у коллег к министерству финансов. Это первое чтение нового бюджета, нужно было совместно посмотреть и прогноз социально-экономического развития, и основные параметры. Это всегда более полезно и правильно делать вместе, а уже профильные вопросы можно обсудить отдельно на заседаниях комитетов». Параллельно бюджет был рассмотрен всеми фракциями и депутатскими группами. Фракция «Единой России» обсуждала проект накануне сессии, сообщила Наталья Дикусарова. Был проведён диалог с губернатором, правительством региона, принято консолидированное решение поддержать проект закона в первом чтении.
Принципиальные моменты – это внесение в проект всех ранее обозначенных депутатским корпусом поправок и работа над поправками ко второму чтению, которая уже началась.
Мнения фракций
– Фракция «Единой России» оценивает бюджет как достаточно хороший, оптимистичный, – заявила её руководитель Наталья Дикусарова. – Наблюдается рост доходов, причём собственных. Это свидетельствует о том, что у нас стабильно растёт экономика и кризисную, критичную ситуацию мы сегодня в регионе не фиксируем. Вопросы, которые обсуждались на заседании фракции в связи с формированием бюджета, были связаны и с текущими проблемами, и с проблемами дальнейшего развития. В бюджете учтён ряд инициатив депутатов, в том числе разработанная нами программа поддержки учреждений среднего профессионального образования. Мы планируем проведение десятков капитальных ремонтов в учреждениях СПО и общежитиях. Это все вопросы, которые были подняты депутатами, касающиеся законопроектов по мерам социальной поддержки участников специальной военной операции и их семей, помощи молодым специалистам в системе образования и системе здравоохранения. Все законы финансово обеспечены. Самый главный вопрос – поручение президента Российской Федерации по увеличению минимального размера оплаты труда. Все статьи расходов, где есть ориентир на МРОТ и его увеличение с 1 января 2024 года, полностью финансово обеспечены. Профинансированы разделы, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства, докапитализируется Фонд развития промышленности, ожидаем федеральные денежные средства на эти цели. И мы понимаем, что порядка 300 миллионов рублей на следующий год у нас есть в Фонде микрокредитования, чтобы осуществить поддержку малого и среднего предпринимательства.
Депутаты областного парламента продолжают работу над поправками, сообщила Наталья Дикусарова. «Пока в бюджете нет расходов на капитальные ремонты учреждений социальной сферы в муниципалитетах, – сказала вице-спикер. – Мы ждём поправки из федерального бюджета, потому что на школы у нас абсолютно точно есть дополнительные ресурсы, а уже благодаря поправкам депутатов мы будем смотреть у себя в бюджете средства на капремонты школ, детских садиков, учреждений спорта и культуры». Парламентарии работают с бюджетом, развивая и продвигая собственные инициативы – «Школьный учебник», «Школьный стадион». Это и оснащение кабинетов физики, химии общеобразовательных школ, благоустройство сельских территорий, строительство сельских площадок. «Все эти направления мы будем смотреть и регулировать в рамках второго чтения закона о бюджете», – сказала Наталья Дикусарова. Парламентарии намерены рассмотреть увеличение дополнительной поддержки молодых медиков, которые готовы отправиться работать в муниципальные больницы. «Определённый объём денежных средств уже предусмотрен, но мы проконсультировались с профильным министерством, они могут отработать с большим количеством молодых специалистов. Поэтому мы готовы их обеспечить финансово, чтобы они решили эту задачу», – сказала вице-спикер. В проекте областной казны на 2024 год нашли отражение предложения депутатов по инициативному бюджетированию. 850 млн рублей заложены на «Народные инициативы», 500 млн рублей – на инициативные проекты жителей. Если говорить о строительстве школ, то основной упор сделан на возведение новых зданий в Иркутске и Иркутском районе, поскольку здесь самая большая потребность и выделяются самые большие денежные средства, которые заведены в бюджет. Сейчас в рамках второго чтения будет регулироваться вопрос дополнительной потребности по этим объектам, но в законе о бюджете они уже есть, подчеркнула заместитель председателя Заксобрания.
– Для нас приоритетом при формировании областной казны остаются задачи бюджетной сферы, – сказал член фракции КПРФ Павел Сумароков. – И прежде всего я бы отдал приоритет фонду оплаты труда медицинских работников и сферы образования, включая дошкольное, среднее, дополнительное профессиональное образование. Нам очень не хватает работников, в том числе людей рабочих специальностей. Зарплаты в бюджетной сфере крайне низкие. Это касается и младшего обслуживающего персонала медицинских, образовательных учреждений. Я открыто говорю это на всех площадках: если у представителей бюджетной сферы будут более высокие зарплаты, то нам, представителям бизнеса, будет намного проще жить. Если педагоги и врачи будут получать достойную зарплату, то их покупательская способность вырастет и они позволят развиваться бизнесу. Эти вещи жёстко взаимосвязаны. Повышение зарплаты бюджетных работников и обеспечение социальных учреждений необходимым оборудованием – вот что мы должны ставить во главу угла при принятии бюджета. Школы, больницы, учреждения культуры должны быть по всей территории области. Нужно в первую очередь смотреть укомплектованность кадрами. Надо принимать решения, которые будут мотивировать идти в профессии учителя и врача, решения, которые будут развивать эти сферы. В каждой городской и сельской школе должен быть полный штат преподавателей. Конечно, бюджет непростой. Очень сложно распределить наши доходы по принципу справедливости, социального равенства. Но депутаты здесь и работают, чтобы принимать правильные и верные решения на благо и пользу каждого жителя Иркутской области.
Бюджет – основной важный законопроект, по которому область будет жить в предстоящем году, а в перспективе это финансовый задел на трёхлетний период, подчеркнул глава фракции «ЛДПР – Либерально демократическая партия России» Олег Попов. «Область находится в тройке лидеров СФО по росту собственных доходов. Это важно. Значит, есть средства на развитие региона, на создание комфортных условий для жителей, – сказал он. – Фракция ЛДПР полностью поддерживает законопроект, утверждающий основные параметры бюджета на 2024 год. Сейчас мы мониторим, как будет формироваться бюджет во втором чтении, какие позиции останутся, какие новые инициативы появятся. Самое главное – обеспечить преемственность. В прошлом созыве депутатами были сформулированы важные поправки, сейчас наша задача – не упустить их, сделать так, чтобы они остались при сведении нового проекта областного бюджета. Да, были дискуссии, останутся ли эти поправки в новом документе. И сегодня мы услышали, что все поправки, проголосованные депутатами в прошлом созыве, остаются. В частности, это дополнительные средства на среднее специальное образование. Это крайне важная тема, мы должны вкладываться в развитие техникумов, колледжей для того, чтобы готовить специалистов, которые наполнят наш рынок труда. А он сегодня, можно сказать, обескровлен. Это огромный стопор, который не позволяет развиваться нашей области стремительно».
– На заседаниях всех комитетов и комиссий представители нашей партии «Новые люди» участвовали в обсуждении бюджета, – сказал глава фракции «Новые люди» Валерий Ус. – Безусловно, это один из важнейших документов, который рассмотрен новым созывом парламента, он формирует повестку жизни региона на весь 2024 год и на трёхлетнюю перспективу. Естественно, работая в комитетах и комиссиях, мы задавали вопросы, рассматривали более глубоко отдельные проблемы формирования доходов и расходной части бюджета. В целом мы поддерживаем те направления, которые представлены в бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Определённые моменты, которые интересуют представителей «Новых людей», будут рассматриваться и во втором чтении. И мы обязательно выскажем свою позицию, которая сейчас обсуждается. Наши предложения будут касаться социальных вопросов, поддержки малого и среднего бизнеса, включая промышленность, экологических проблем. В целом же бюджет нам кажется сбалансированным, возражений против принятия его в первом чтении не было.
– Наша фракция проголосовала за бюджет, – сказала глава фракции «Справедливая Россия – Патриоты – за Правду» Лариса Егорова. – Мы считаем, что проект областной казны обязательно надо принимать, иначе мы не сможем двигаться дальше. Однако хотела бы обратить внимание на два момента. Это вопрос прожиточного минимума. Его, конечно, нужно повышать. Иркутская область по этому показателю не на последнем месте в СФО, но нужно этим вопросом уже заниматься. Прожиточный минимум сказывается и на социальных выплатах, и на других параметрах жизни населения. Второй вопрос – это массовый спорт, который, к сожалению, пока финансируется недостаточно. Я напомню, что есть поручение президента России: 2% бюджета должны уходить на массовый спорт. Мы свои предложения по этой проблеме вносим и будем отстаивать. Спорт должен быть доступным. Одной из основных причин того, что мы поддержали проект бюджета, стал тот факт, что проект областной казны имеет социальную направленность. Заложено много льготных выплат, мер социальной поддержки населения, например выделение земельных участков для семей служащих в зоне СВО. Всё это учтено в бюджете и не может нас не радовать. Я считаю, что меры поддержки семей участников СВО надо и дальше расширять и уравнять добровольцев по льготам с мобилизованными и контрактниками. Будем к этому стремиться.
Сводное заключение по проекту бюджета после всех этапов обсуждения было направлено в правительство региона, сообщил глава комитета по бюджету, ценообразованию и налоговой политике ЗС Александр Лаутин. «Поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания будут отрабатываться в рамках второго чтения, – сказал парламентарий. – В комитет поступили все необходимые заключения. Комитет рекомендовал принять проект бюджета в первом чтении, утвердить основные характеристики областной казны на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов, зафиксировать верхний предел госдолга, установить на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов дополнительные доходы от НДФЛ». Большинством голосов сессия Заксобрания приняла проект бюджета в первом чтении.