Из-за кулис вечности
Мемориальный выход народного артиста Виталия Венгера
В пятницу, 20 октября, денёк в Иркутске выдался погожий, солнечный, весёлый и по ощущению какой-то молодой, несмотря на то что осень. На открытии мемориальной доски Виталию Венгеру, богу театрального Иркутска, как называют его маститые критики, собрались десятки людей: энтузиасты инициативной группы, Почётные граждане города и области, чиновники, заметные деятели артистического цеха, неравнодушные горожане. Рядом с воодушевлённым сборищем людей с цветами и улыбками, с музыкой, звучащей из динамиков, притормаживали прохожие, замедлив свой суетливый бег по делам. Чувствовалось, что тут пахнет не митингом и не дежурной официальщиной. Ощущение было такое, будто вот-вот покажут какой-то счастливый фокус. И, несмотря на строго соблюдённую торжественность вплоть до суворовского почётного караула у долгожданного арт-объекта, так и случилось. Фокус удался. Скрывающее мемориальный знак полотно пало – и под шумные овации явился незабвенный Виля. Как живой, с его фирменной лукавинкой, с характерным жестом взлетающих рук. Кажется, с его шаловливых уст готова слететь остроумная реплика, заразительная шутка.
Кто такой Венгер, иркутянам постарше объяснять излишне. Его имя долгие десятилетия было на слуху, его книги ходят по рукам, на него добывались билеты в Иркутский академический, где он служил более полувека, создав свыше трёхсот незабываемых образов. Виталий Константинович почти двадцать лет возглавлял региональное отделение сначала Всесоюзного театрального общества, потом Союза театральных деятелей России, долго преподавал, а затем и был художественным руководителем Иркутского театрального училища. Человек невероятной популярности, он был членом правления Фонда Марка Сергеева, председателем Фонда Александра Вампилова, избирался депутатом городского совета, был удостоен Государственной премии России, медали «За доблестный труд», ордена «Знак почёта». Первым из иркутских артистов получил театральную премию «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». В этой номинации были награждены Галина Уланова, Юрий Любимов, Алиса Фрейндлих, Вера Васильева, Владимир Зельдин, а также считанные, «штучные» мастера из русской провинции. Служившие театральным музам без суеты, чего они, как известно, не терпят, без фанаберии, с тем же огнём и самопожертвованием, как и звёзды планетарной величины.
А ещё Венгера просто знали в лицо и по повадке, немного щегольской и обворожительной. Его узнавали, с ним здоровались. Он стал живой достопримечательностью почти сразу, как приехал в город на Ангаре в 1950 году после окончания Щукинского театрального училища. В центре города его, молодого, нездешнего, в серебристой модной шубке из искусственного меха, можно было встретить в окружении учеников – а больше учениц – театральной студии при Охлопковском театре, которые провожали своего вахтанговского наставника в «Коммерческое подворье», где в те времена прописалось артистическое общежитие. И хотя Виталий Константинович по ул. Сухэ-Батора, 11, прожил меньше года, думается, установить мемориальную доску именно здесь – идея благословенная. «Коммерческое подворье» – место знаковое для иркутского бомонда. Не только театрального – это место притяжения для многих талантов и властителей дум. Сюда захаживали и подолгу оставались и Валентин Распутин, и Александр Вампилов, и Леонид Гайдай. В общем, образ мага и волшебника от театра народного артиста РСФСР Виталия Венгера, увековеченный именно на этом здании, – заслуженный респект всей театральной общественности и всему культурному ареопагу нашей даровитой земли.
Приветствовать появление в центре города культового арт-объекта пришли глава Иркутска Руслан Болотов, спикер городской Думы Евгений Стекачёв, региональный министр культуры Олеся Полунина, депутат Законодательного Собрания Иркутской области Дмитрий Ружников, директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов, председатель областной организации СТД Владимир Орехов. Руководил церемонией председатель Иркутской комиссии по городской топонимике Александр Гимельштейн – активный член инициативной группы, выступившей с идеей создания мемориальной доски любимцу публики. В скоплении многих титулованных горожан чуть не потерялась ещё одна «виновница торжества» – автор скульптурного проекта Анна Кочегина.
Анна специально прилетела на открытие своего творения из Санкт-Петербурга, где она окончила творческую мастерскую Академии художеств имени И.Е. Репина под руководством академика Г.Д. Ястребенецкого, а теперь и сама преподаёт на подготовительном отделении. Тридцатилетняя ваятельница – иркутянка, училась в Иркутском художественном училище, постигала тайны скульптурного искусства под руководством выдающегося художника-камнереза Натальи Бакут. Наталья Алексеевна курировала проект своей любимой ученицы, активно вмешивалась во все этапы рождения будущего горельефа.
– Под руководством моего учителя Натальи Алексеевны было сделано много предварительных набросков и лепных вариантов, – рассказывает Анна. – Мы добивались, чтобы Виталий Константинович получился живым, узнаваемым и, не побоюсь этого слова, родным. Очень помогали члены инициативной группы по созданию мемориальной доски Александр Гимельштейн, Виталий Барышников. Это люди, знавшие героя лично, видевшие его много раз на сцене и за кулисами, люди, сами близкие театру. Их советы и пожелания были для нас очень полезны.
В Анне сразу безошибочно угадывается человек пламенной творческой искры и влюблённости в мир и людей. Определённо, она влюбилась и в свою, к сожалению, заочную модель. Работа над проектом началась три года назад, а Виталий Константинович покинул нас в 2016-м. На сцену в последний раз он вышел в 2005 году. День открытия мемориальной доски, 20 октября, – седьмая годовщина его смерти. Чтобы явить нам народного артиста таким, каким мы его помним и любим, фантастическим, искромётным, артистичным до кончиков пальцев, молодая художница отсмотрела несметное количество фото и видеоматериалов о мастере, прочла его книги, публикации о нём, не раз погрузилась в документальный фильм «Виля», снятый другим театральным корифеем Изяславом Борисовым. Именно так часто работал над ролью сам вдохновивший девушку артист. Венгер каждую свою работу аккуратно переписывал в тетрадку, оформленную разными чернилами, сопровождал подробными пометками на полях, собирал множество вспомогательного материала – вырезки, выписки, иллюстрации по теме, заметки и зарисовки к характеру, который предстояло воплотить на сцене. У Анны тоже вокруг Венгера расцвела и окрепла, начала дышать и пульсировать своя отдельная вселенная. Так что стало казаться даже, что она чувствует его интонации, настроения, мимику и движения, что могла бы даже попытаться повторить.
– Наши преподаватели в академии рассказывали, как работал над портретным образом великий советский скульптор Михаил Аникушин, – делится художница. – Когда ученики приходили к нему в мастерскую, замечали, что он сам отчасти становился похож на своего очередного героя. Говорят, создавая памятник Ленину, художник будто делался ниже ростом, приобретал торопливую походку, отрывистые фразы вождя. А когда лепил Пушкина, превращался в поэта, в мечтателя и мыслителя девятнадцатого века. Он учил, что натуру не взять «простым копированием», что за натурой нужно неустанно следовать, наблюдать её природную красоту, стремиться доискаться до её сути.
Сверхзадача сложная, достижимая лишь при условии подключения неизъяснимой магии творчества. И сверхзадача эта в случае с Венгером была блестяще решена. Нашей талантливой землячке удалось «подкараулить» дух неповторимого Вили, проникнуть в тайну его обаяния и куража, заслужить у него благословение на сотворение портрета.
Теперь он всегда будет выныривать из-за гранитных кулис, озорно «подрезая» проворного прохожего на узенькой улочке, обескураживать своей интригующей усмешкой, словно обещая поведать по секрету что-то удивительное, словно намереваясь спросить, не забыл ли ты, торопыга, что-то волшебное, заповедное, без чего, бегай не бегай, а всё – суета сует…