Вечер Островского
К 200-летию со дня рождения великого драматурга
Александр Николаевич Островский – истинно народный драматург, являющий собой редкий пример сценического долголетия, его произведения вот уже второе столетие не сходят со сцены. За свою творческую жизнь автор написал более 50 пьес, в которых он открывается и как острый сатирик, и как бытописатель купечества, и как драматический поэт, и как лирик, и как знаток русской души, русской натуры.
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится в репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу, пьесу можно и прочесть», – писал драматург.
Именно о хорошем исполнении хороших пьес на «охлопковской» сцене и пойдёт речь. А их за 173-летнюю историю Иркутского драматического театра было немало: в архиве нашлись упоминания о 129 постановках, порой в один сезон выпускалось по пять-шесть спектаклей, многие из них вошли в историю театра.
Рекордсмены «охлопковской» сцены:
- «Гроза» – поставлена 12 раз (1860-е, 1876, 1881-1882, 1885-1886, 1893-1894, 1897, 1903-1904, 1908, 1929-1930, 1940-е, 1983, 2013);
- «Лес» – 12 раз (1860-е, 1876, 1890-1891, 1897, 1899, 1903-1904, 1910-1911, 1914, 1919, 1932, 1951, 1992);
- «Без вины виноватые» – 10 раз (1885-1886, 1892, 1893-1894, 1897, 1989, 1902, 1905-1906, 1915, 1940-е, 1996);
- «Женитьба Белугина» – 9 раз (1888, 1894, 1897, 1899, 1908, 1914, 1915, 1940-1941, 1946-1947);
- «Доходное место» – 8 раз (1860-е, 1878-1879, 1897, 1912-1913, 1915, 1930-е, 1976, 2017).
«Всё дышало хорошим ансамблем»
Комедию «Свои люди – сочтёмся» в Иркутске на четыре года раньше, чем в Петербурге и Москве, исполняли ещё в «доцензурном» варианте, когда официально пьеса находилась под запретом. «Иркутские губернские ведомости» в 1857 году сообщали: «Несравненно лучше шли «Свои люди – сочтёмся» из всех пьес, которые мы пока видели на здешней сцене, это, по нашему мнению, та, которая исполнена всех удовлетворительнее».
Заметным спектаклем стала премьера 1924 года «Лес», сыгранная труппой Н.И. Дубова в честь двадцатилетия сценической деятельности актёра П.В. Валерьянова. «Это был хороший спектакль. Как будто все актёры, игравшие в этот вечер, сразу почувствовали радость от возможности хоть ненадолго уйти от тупой безысходности современного репертуарного болота и играли старого Островского по-старому просто, но с подкупающей и редкой искренностью. Играли исключительно дружно и гладко. Этот «вечер Островского» был поистине освежающим и одним из лучших вечеров во всём сезоне. Дух комедии Островского присутствовал незримо и незримо вдохновлял игравших. Аркадий Счастливцев (т. Валерьянов), Геннадий Несчастливцев (т. Ячменёв), помещица Гурмыжская (т. Волгина), Аксюта (т. Крамова), Восьмибратов-купец (т. Караваев), Милонов (т. Каверин), Пётр (т. Васильев). Всё давало полную и созвучную ноту, всё дышало хорошим ансамблем».
По-настоящему знаковой постановкой для Иркутского драматического театра стала «Последняя жертва» (1941 г.). Достаточно сказать, что на смотре спектаклей русской классики за 1943-1944 годы из 150 постановок «Последнюю жертву» назвали в числе пяти лучших. За исполнение ролей Юлии Тугиной и Глафиры были премированы две будущие легенды иркутской сцены – Галина Крамова и Екатерина Баранова. Московский критик, кандидат искусствоведческих наук Г. Уварова писала в своей рецензии: «Радуют тщательная отработка внешнего и внутреннего рисунка каждого образа, декоративное оформление (художник В.Б. Косыгин), вводящее в атмосферу эпохи и среды, в которой развёртывается действие пьесы, и, наконец, бережное отношение к слову. Язык Островского звучит в спектакле полнокровно и красиво, по-московски мягко и округло. Актёры передают в интонациях каждый оттенок мысли и чувства. Спектакль можно не только смотреть, но и слушать, как музыку, закрыв глаза».
Екатерина Баранова в 1943 году блистала в постановке «Без вины виноватые». О её роли Галчихи свидетельствует историк театра Павел Маляревский в книге «Очерк из истории театральной культуры Сибири»: «Зрителей покоряли глубокая правдивость, простота, задушевная искренность актрисы, уменье в частном показать общее. Руки с узловатыми старческими пальцами, чуть трясущаяся голова, потухшие глаза, которые вдруг оживали при виде денег, – всё это была правда. Благодаря исполнению Е.Е. Барановой этот эпизод превращался в яркую картину, помогающую ещё зримее увидеть мир Муровых, мир бездумного расчёта и голого эгоизма».
«Человек человеку – волк»
Драма «Бесприданница» запомнилась зрителям образом Карандышева в исполнении Николая Бодрова, чьё описание можно найти в книге Павла Маляревского: «Сутуловатая фигура, одно плечо выше другого, очки, чуть сбившиеся набок, стремительная походка, беспокойные пальцы рук, заложенных за спину, еле заметная судорога, трогавшая углы губ, быстрый, подозрительный взгляд – таков внешний облик Карандышева-Бодрова. Это был маленький, обиженный жизнью человек, обуреваемый непомерным честолюбием. Остро и мучительно переживал свою бедность».
В 1948 году удачей стал спектакль «Горячее сердце» режиссёра М.М. Лященко и художника А.Р. Ханамирова. По свидетельству очевидцев, в спектакле было много выдумки, злого и умного смеха. Коллективу удалось передать всю сложную гамму мыслей, ощущений и красок комедии, выделив основное – жизнеутверждающий тон. Прекрасное впечатление оставляла артистка В. Архангельская в роли Параши, она поражала своим лирическим обаянием, убедительной простотой, достоинством манер и речи. Искренним, застенчивым и светлым был образ мечтателя Гаврилы в исполнении артиста А. Логашова. Ярко и полно в этой работе развернулся комедийный талант актёров Б. Ситко (Хлынов), М. Залётного (Павлин Павлиныч Курослепов) и И. Московченко (Серапион Мардарьевич Градобоев).
Из списка постановок начала 1950-х годов можно выделить комедию «Волки и овцы» режиссёра В.М. Тихоновича. «В ней, как и во многих других произведениях выдающегося русского драматурга, раскрывалась коренная мораль буржуазного общества: «Человек человеку – волк». Каждая картина в этой пьесе убеждала зрителя в том, что буржуазный строй духовно разлагает человека, развивает в людях корыстолюбие, мошенничество, продажность, паразитизм», – пишет в своей книге «Страницы истории 1920–1960 гг.» Виталий Сидорченко. Особенно выразительно передавала характер волевой и бездушной женщины Меропии Давыдовны Мурзавецкой артистка Галина Крамова. Красноречиво и зло играл Аполлона Мурзавецкого Ю.Л. Котляревский. Все пороки и качества характера этого персонажа были сконцентрированы актёром в законченной по внутреннему и внешнему рисунку форме.
В начале 1960-х на сцене с большим успехом и при переполненном зале шёл спектакль «Василиса Мелентьева» – эпическое полотно с многочисленной массовкой и массивным оформлением. В самую суть характера Ивана Грозного проникал замечательный и глубокий артист Александр Терентьев.
Театр вновь и вновь обращался к Островскому. В 1968 году вышел спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», затем – «Таланты и поклонники» (1970 г.), «Бешеные деньги» (1973 г.), «Доходное место» (1976 г.), «Пучина» (1980 г.) и «Гроза» (1983 г.).
«Угол большой трущобы и малого захолустья»
Одним из легендарных спектаклей иркутской драмы в 1992 году стал «Лес» в постановке режиссёра Вячеслава Кокорина. Особым образом здесь прозвучали «давний спор возвышенного и земного, нервный диалог между материальным достатком и сердечной «предостаточностью», показаны бедность, заискивающая перед богатством, богатство, завидующее босяцкой вольности, по-детски неторопливая, слишком поздняя любовь и суетливо жалкая любовь по расчёту». Режиссёр, славящийся оригинальной манерой работы с артистами, и в этой постановке сотворил чудеса. По свидетельству театрального критика Виталия Нарожного, «человеческое «я» каждого из давно знакомых иркутских артистов не просто накладывалось на характер, написанный Островским, но тесно сплеталось в некую новую личность – живую, далеко не однозначную, чрезвычайно интересную».
Спектакль был свеж, воздушен, со слаженным актёрским ансамблем. В роли Гурмыжской на сцену выходила Тамара Панасюк, Буланова играл Александр Ильин, Восьмибратова – Виталий Сидорченко, Улиту – Елена Мазуренко, Карпа – Александр Берман, Петра – Степан Догадин и Николай Константинов, Аксюшу – Татьяна Кутихина. В роли лицедеев Островского – прославленные Виталий Венгер и Виктор Егунов. Играли оба корифея поистине концертно, одухотворяя артистизмом каждое слово, каждый жест персонажей. Поразительно согласно, с полунамёка понимая друг друга, создавая, по сути, двуединый собирательный образ. Неустроенная жизнь превратила их отчасти в бомжей-оборванцев, в людей, крепко пьющих и не чуждых авантюризму. Но все грехи отпускаются, все пороки прощаются им за одну главную добродетель – творческую жилку, фантазию, способность подняться над житейской прозой в другой мир, пусть иллюзорный, но прекрасный. В мир, где понятия чести, справедливости, гуманности перестают быть пустыми звуками, как у людей, живущих в Лесу, и наполняются неким смыслом.
В 1999 году режиссёр Валентина Дулова предложила собственную трактовку пьесы «Свои люди – сочтёмся», где купца Большова играл Николай Дубаков, Подхалюзина – Александр Дулов, сваху Устинью Наумовну – Наталия Королёва, а Липочку – Марина Елина. «Во фраках, золотых жилетках, кринолинах, шляпках и капотах герои спектакля ведут действие, которое, потоптавшись на месте, устремляется вперёд, определяя главным своим персонажем не человека, а обман. Именно обман движет помыслами, чаяниями, мечтами всех обитателей дома купца Большова. Оказывается, профессии у героев такие – идти на сделку с совестью, любой ценой не упустить свою выгоду», – рассказывает театральный критик Светлана Жартун.
В 2002 году появляется спектакль «Шутники» в постановке Геннадия Гущина. «В центре внимания – судьба маленького человека Павла Прохоровича Оброшенова, замечательная работа актёра Николая Дубакова. Его герой позволил себе сиюминутный бунт против хамства и невежества в лице богатого купца Хрюкова, и пусть это в дальнейшем ничего не решило, но он смог сделать хотя бы этот первый шаг, чтобы уважать в себе человека», – отмечает театральный критик Лора Тирон. За исполнение роли Оброшенова Николай Дубаков был награждён специальной премией «Классика», учреждённой газетой «Иркутск» в рамках Второго театрального фестиваля «Сибирский транзит».
Стихия иронии, гротеска, фееричной театральной игры царила в спектакле, поставленном в 2009 году режиссёром Геннадием Шапошниковым и художником Александром Плинтом, «Не так? Живём, как хочется!» по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Актёры держали маску серьёзности. Но сколько юмора было в их репликах, взглядах, пластике, неторопливых жестах, походке. Казалось, будто они спрашивают: «Мы-то про своих персонажей всё знаем, а вот знаете ли вы про себя всё?» Существовали актёры за счёт единого театрального дыхания, подлинно феерической импровизации.
Мир духовного захолустья Островского, придуманный режиссёром, описала театральный критик Элла Саркисьянц: «На сцене – московская окраина, «угол большой трущобы и малого захолустья». Действие пьесы Островского происходит более полутора веков назад. А в спектакле Г. Шапошникова оно перенесено в наши дни. Персонажи, смахивающие на бомжей, прозябают на какой-то помойке. Нагромождение картонных коробок, железные конструкции, канализационный люк, из которого время от времени показываются то диковинные рыбины, то старый сластолюбец купец Разновесов (народный артист Виталий Венгер) в ластах, то… Иногда туда ныряет кто-то из действующих лиц. Быт обитателей Замоскворечья – серый и убогий. Все они живут «не так, как хочется».
«Все рады обманываться»
В спектакле Александра Ищенко «Правда хорошо, а счастье лучше» в 2008 году герои в неспешном ритме прогуливались в яблоневом саду, а жизнь размеренно шла своим чередом. В 2011 году новая встреча с героями Островского состоялась благодаря режиссёру Геннадию Шапошникову, взявшему пьесу «Горячее сердце». Персонажи, словно в насмешку, одетые в белые благородные одежды, будто прикрывали ими свою истинную суть, проворачиваемые делишки, одурение от сытости и богатства, окаменение душ и предательство горячей любви. В 2017 году на Островского замахнулся режиссёр Алексей Песегов и поставил «Доходное место». Это была история вне времени, и свидетельствовала она о том, что в обществе по-прежнему процветают продажность, взяточничество, стремление к красивой жизни за чужой счёт.
В 2023 году исполнится 10 лет постановке Геннадия Шапошникова «Волки и овцы». Спектакль-долгожитель богат яркими актёрскими работами. В центре внимания, конечно же, главная интриганка криминальной истории – Меропия Давыдовна Мурзавецкая в исполнении Наталии Королёвой. «Волк в овечьей шкуре» – это точно про неё: под достоинством и озабоченностью судьбами окружающих скрывается хитрая, жаждущая наживы на чужом простодушии и глупости натура. Элегантно стремителен в достижении цели персонаж Степана Догадина – Василий Иванович Беркутов, он обыгрывает всех, как истинный ловкач, с благородной улыбкой. Глафира Евгении Гайдуковой нещадно и успешно орудует своим женским обаянием. А вот приказчик Вукол Чугунов в исполнении Александра Булдакова – вертлявый горбун, снующий по дому с чемоданом и в белых перчатках, – всегда наизготовке для подделывания нужных документов. В противовес дельцам выступают женственная, бесхитростная, кокетливая Купавина в исполнении Виктории Инадворской, комичный, непутёвый племянник Мурзавецкой – Алексей Орлов (I), уморительно фарсовый толстяк Михаил Лыняев – Евгений Солонинкин.
В 2014 году курс «щукинцев», воспитывавшихся под крылом «охлопковского» театра, вместе с режиссёром-педагогом Владимиром Поглазовым подарил зрителям «Грозу». Хрестоматийная вещь обрела свежее, не замутнённое временем звучание. Для студентов этот спектакль стал отличным учебным материалом в познании профессии, русской драматургии и себя. Ведь глубина Островского неисчерпаема. Сколько лет его ни играй, а полностью раскрыть загадочных персонажей, вместить полноту авторского замысла почти невозможно. Сейчас спектакль перекочевал с Камерной сцены на Основную. Закрученное режиссёром в тугую спираль действие продолжает захватывать и держать в напряжении зрителей, несмотря на всем знакомый финал, а голоса персонажей с годами звучат мощнее и объёмнее в выражении чувств. Хочется отметить образ Катерины, созданный актрисой Екатериной Константиновой. В ней схлёстываются безмерная любовь к Богу и свободолюбие, два противоречащих друг другу свойства души. Актрисе удаётся передать мучительное, болезненное терзание, бунтарство, совершающееся над пропастью, страх и жажду греха, отчаяние и решимость к падению.
И, наконец, к 200-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского главный режиссёр «охлопковского» театра Станислав Мальцев в конце 2022 года представил на суд зрителей спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Среди берёз, которые погрязли в зелёном болотце, бродят чудаки и чудачки, пытающиеся устроить свою судьбу, судьбу родственников или самой России. Рьяный до тёплого местечка Глумов, главный из них, пробирается в круг «сильных мира сего». Делает это как-то исподтишка, приглушив в себе порядочность, неприкрыто льстит, поддакивает, угодничает. И ему верят. В этом до странности бесхитростном мире все рады обманываться запросто, простодушно до детской наивности.