издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уха с лебедями и мухоморами

Станислав Дробышевский о том, как питались наши предки

Поросёнка в яблоках мы все пробовали, а носорога в хурме? Термитов на палочке? А каков на вкус хобот, фаршированный мозгами слона? А вот древние люди умели готовить мамонтятину, копчёного угря в орешках пинии, вкусные нерпичьи ласты и хвосты дельфина и не прочь были полакомиться сельдевой акулой. Если бы в пещерах были рестораны, то в меню мы бы увидели и «зебрятину в собственном соку», и «горб верблюда», и «дейнотерия по-олдувайски в болотном соусе». 1 апреля в Большом иркутском планетарии побывал антрополог, кандидат биологических наук, научный редактор портала «Антропогенез.ру» Станислав Дробышевский. Он рассказал о том, чем питались наши предки и как учёные смогли понять, каким образом добывали еду и насколько искусны были древние шеф-повара.

Вегетарианцы с огромными брюхами

Станислав Дробышевский побывал в Иркутске по приглашению Большого иркутского планетария. Он прочитал лекции в школах № 69 и № 19, где и находится планетарий. Одна из лекций была посвящена древней кухне. Вернее, тем сведениям о ней, которые удалось собрать благодаря изученным по всему миру стоянкам древних людей разных временных периодов. Естественно, картина собирательная и неполная, но всё равно она даёт какое-то представление о меню кроманьонцев, неандертальцев и даже более ранних «гурманов».

– Я разложил древние «менюшки» по количеству косточек, – рассказал антрополог. – Если поставлена одна косточка – это нижайший класс, там всё однообразно и не питательно. Если пять – это богатая и разнообразная пища. Тут, понятное дело, есть некая доля случайности и произвола в том, как я раскидывал косточки по древним меню. Но каждый из вас может по-своему оценить калорийность и оригинальность стола древних людей.

Собственно, ещё и людей не было, а своё «меню» существовало у парантропов, массивных австралопитеков, которые жили от двух с половиной до миллиона лет назад. На 99% они питались осокой. Осока на завтрак, осока на обед, осока на ужин. Питание травой предполагает не стройность и воздушность, а широкий таз и огромное брюхо, чтобы переваривать такой массив травы. Однако парантропы действительно доказали своим существованием возможность вегетарианства в чистом виде. «Если кто тут приверженец вегетарианства, можете попробовать, у предков человека полтора миллиона лет получалось, – сказал Дробышевский. – Они, правда, вымерли в конце, но это уже второй вопрос». Однако стоит помнить, что и парантропы всё-таки меню разнообразили. Их «блюдо от шеф-повара» – термиты на палочке-ковырялочке. Добывали термитов точно так же, как это делают современные шимпанзе. Они засовывают в термитник веточку, термиты цепляются за неё, обезьяны вытаскивают её и объедают. Но уже сейчас известно, что на одной из стоянок найдены костяные обломки, которые, и это уже доказано, использовались для расковыривания термитников. «Поковырял, получил около полутора килограммов термитов. Хоть горстями греби, – говорит антрополог. – Так что даже самые мегавегетарианские вегетарианцы всё равно чуть-чуть были мясоедами. Как показывает экспедиционная практика, если вегетарианцев оставить наедине с холодильником, то, глядишь, пары сосисок не будет».

Ёжик в собственном соку

Когда мы стали людьми, где-то полтора миллиона лет назад, меню стало уже куда как более вкусным и питательным. Хомо хабилисы, люди умелые, уже позволяли себе слонятинку-дейнотерятинку. В ущелье Олдувай на севере Танзании на стоянке найдены скелет слона Река, скелет дейнотерия с разбитыми мозговыми коробками. Когда древние люди охотились на слонов, они преимущественно раздалбливали черепную коробку, потому что в голове у слона четыре килограмма мозгов. А это очень вкусно. В пятитонном слоне съедобны мозги, хобот, язык и пяточки. «Как говорят практики, пяточки – самое вкусное, – говорит антрополог. – Слон же на самом деле ходит на цыпочках, а под пяткой у него большой запас жира, потому что надо сохранять амортизацию. Это вкусный жир, а почти всё остальное в его теле очень жёсткое». Периодически наши предки слонов валили, вернее, слоны вязли в каком-нибудь болоте и тут же попадали в меню под строчкой «дейнотерий по-олдувайски в болотном соусе». Обычно пир начинался прямо верхом на утопшем дейнотерии. Там и стол накрывали. В Олдувае много остатков антилоп. Это показывает, что древние люди активно охотились, в их меню была, конечно, строчка «отборная падаль с душком», но не в этом случае. Добывали свежую антилопинку сами. Там же была найдена нижняя челюсть ёжика со следами орудия. Учёные сделали вывод – это была не падаль. Ёжика забороли отважные охотники на ёжиков, содрав шкурку. Так что ёжики в собственном соку были в меню около полутора миллионов лет назад у хомо хабилисов.

Древние люди не прочь были отведать черепах в собственном панцире. С момента, когда человек включил в меню черепашинку, у больших черепах по миру наступили грустные времена. Практически никто из животных был не в состоянии разломить их домик, а человек с орудием смог. С этого момента большие черепахи на планете стали исчезать. Сохраняются они только на Галапагосских, Сейшельских островах.

Гешер Бенот Йяков – замечательное место в Израиле. Датировка стоянки – 780 тысяч лет назад. Здесь шеф-поваром выступал уже хомо эректус, то есть человек прямоходящий, он же питекантроп. Его «кухня» располагалась на берегу озера, где водилось много всего вкусного. Самое главное блюдо, добытое на охоте, – лани. «С этого момента и вплоть до современности, если где-то водятся олени, ими и будут питаться люди, – говорит антрополог. – Лани мало не бывает, обычно целые стада. И человек их успешно доставлял на собственный стол». Вторая по популярности пища – орехи, клубни кувшинок и рогульника лущёные. Орехи гурманы эректусы ещё и жарили. Сохранились камни с ямками от раздалбливания орехов. И это буквально один из первых кухонных инструментов. Такие же камни с ямками образуются, когда современные шимпанзе колют орехи. Кулинарная традиция восходит к далёким временам нашего общего предка с обезьянами. Список рыбного меню хомо эректуса с этой стоянки очень разнообразен. И рыбачили, и рыбу разделывать умели. И, кстати говоря, это древнейшая рыбалка. Других свидетельств пока не найдено. Хомо эректус знал толк в кулинарных изысках. Если бы вы оказались на стоянке в те далёкие времена, шеф-повар поднёс бы вам слоновий хобот, фаршированный мозгами. Посреди стоянки найден здоровенный слоновий череп палеомастодонта. Повара раздолбили черепную коробку, отрезали хобот… И приготовили вкусное блюдо. Причём здесь уже повара работали с огнём, это один из самых древних следов использования огня.

Древние жители Калинги, что на Филиппиннах, на острове Лусон, около 709 тысяч лет назад питались оленями и свиньями. Но оленина и свинина – меню для них рядовое, неинтересное. Особой строчкой шёл местный носорог – отдельного рода и вида. На «кухне» Калинги найден целый скелет со следами разделки. «Самое главное, всё это сопровождается кусочками хурмы. Как бывает поросёнок с яблоком во рту, а у них был носорог с хурмой, – говорит Станислав Дробышевский. – Что, на мой взгляд, совершенно прекрасно. Кулинары с Калинги с носорожатиной получают не две, три косточки в рейтинге менюшек древности».

Кулинары были и в Триниль – открытом палеоантропологическом местонахождении на острове Ява в Индонезии. Между прочим, именно там впервые был найден питекантроп. Здесь с удовольствием потребляли мясо мунтжаков. Это похожий на оленя зверь с большими клыками, он, кроме прочего, знаменит мощными мускусными железами. К мясу мунтжаков подавали птицу. А именно – яванского зелёного павлина. По сути, мясо павлина напоминает курятину, которую мы все любим и по сей день. Но согласитесь, закусить курицей – это банально. А павлин прекрасен – зелёный, с длинным хвостом. Это как минимум эстетично. А если к столу прибавить рыбное меню, например огромных вкусных змееголовов? Уже получается изысканное современное ресторанное меню. Интеллектуальные питекантропы, имевшие мозг массой 800 граммов, придумали свой эстетичный способ вскрытия моллюсков. Как истинные аристократы, они не долбили моллюска камнем, а изящно, взяв акулий зуб, делали дырочку в том месте, где у моллюска находится мышца-замыкатель. И от этого раковина интеллигентно открывалась. Кроме того, интеллектуалы из одной из раковин сделали орудие, а на другой нацарапали зигзаг. Тем самым подав заявку на древнейшее искусство около 500 тысяч лет назад. «Они не только ели вкусно, но и подавали моллюска красиво – с царапушечкой на ракушечке», – говорит Станислав Дробышевский.

На Кавказе находится большая пещера Кударо, а в частности – стоянка Кударо-1. «Я бы поставил этому горному меню три косточки, потому что на столе представлены практически только одни местные копытные – олени с косулями, козлы с баранами, – говорит антрополог. – Экзотика – это тары, которые ныне живут в Индонезии, Индокитае». Так что в меню древних людей с этой стоянки вполне мог быть шашлык из тара. Особое меню питекантропов Кавказа – проходной лосось.

В пещере найдено огромное количество его костей. Для Кавказа – одно из самых древнейших свидетельств рыболовства. Принесли лосось в пещеру явно люди, тем более что некоторые рыбины ещё и поджаренные. Сейчас этот лосось краснокнижный, а питекантропам можно было лакомиться проходной лососятиной. 350 тысяч лет назад не было Рыбнадзора.

В пещере Бордер в Южной Африке уже столовались наши ближайшие предки. Долго столовались – 170–24 тысячи лет назад. Здесь любили лакомиться капским зайцем, он был главным охотничьим видом. Надо сказать, что все современные охотники Африки охотятся преимущественно на птиц и зайцев. Это довольно лёгкая добыча, потому кости зайцев в пещере Бордер насыпаны слоями. Однако меню из косых разнообразили, например зебрятиной. Предки пировали вовсю, вкушая мясо свиней-бородавочников. Как говорят современные африканцы, бородавочник – самое вкусное животное. В Танзании за убийство бородавочника дают приличный срок. Но все местные егери знают, что «бородавочник вкусный». «Но я, конечно, сам не ел, вы не подумайте. Но вку-у-сный», – добавляет егерь. Нашим предкам повезло: бородавочники и кистеухие свиньи были в их меню постоянно, как у нас борщ или макароны. В отложениях Бордера обнаружены ещё и печёные луковицы спаржи, которые сохранились в течение 40 тысяч лет. Их запекли в золе, и этот древний гарнир благополучно пролежал в суперсухом климате пещеры тысячелетия.

Заточить акулу под угря в орешках

Заглянем на кухню неандертальцев, которые жили на территории современной Франции. Две европейские стоянки разных времён: Ля Борд – от 130 до 75 тысяч лет назад, Мауран – 45–35 тысяч. Диета ранних и поздних неандертальцев практически не поменялась. Они специализировались на охоте на больших стадных копытных. В Ля Борде это в основном быки, туры тёплого межледникового периода, а в Мауране – бизоны холодного ледникового периода. В Ля Борде найдено 40 особей, и это 93% костей стоянки. Питались быками круглый год. Предпочитали телятину – 61%. «Вы и сейчас скорее закажете в ресторане щёчки телёнка, а не щёки старого, вонючего быка», – говорит Станислав Дробышевский. В Мауране же кушали бизонов, найдено там порядка 4 тысяч бизоньих костей, понятно, накопленных в этом месте перекочёвки не за один раз. 80% из этого «супнабора» или «жаркого» – кости самок бизонов и телят. И здесь на обед выбирали то, что помягче и повкуснее. Кушали горбы, потому что там много жира, грудинку, окорок, язык. Сервировка стола неандертальца была проста: приходили на место, кидали в огромную кучу кости и тут же ели, кости накапливались бесконечными слоями.

Фигуэйра Брава – замечательная стоянка у Атлантического океана в Португалии, датируемая 106-86 тысячами лет. Во времена неандертальцев пещера была на 100-метровой высоте над водой, теперь на одном уровне с водой. Этой кухне Станислав Дробышевский поставил пять косточек. Питались тут со вкусом и на славу. В меню были, по-видимому, копчёные угри, поскольку найдено огромное количество костей этого животного и они потемнели от термического воздействия. Если бы у неандертальцев было меню, в нём бы значилось: «Угорь обыкновенный, угорь-конгер, а для особых гурманов – копчёная мурена». Отобедать копчёным угрём можно было, сдобрив блюдо жареными орешками пинии. Скорлупок на стоянке огромное количество…

Если вы сейчас захотите обычной байкальской рыбки в кедровых орешках, то ресторанная порция вам может обойтись в сумму около тысячи рублей. Да и дома немногие готовят блюда с кедровыми орехами – дороговат будет повседневный стол. А неандертальцы с этой замечательной стоянки вкушали угря с орешками чуть ли не каждый день. Плюс к основному блюду прилагались мидии и морские блюдечки, список найденных моллюсков просто огромный. В меню были крабы всей палитры – бурые, зелёные, жёлтые, мраморные… Откушав угрей, крабов, мидий, неандерталец начинал скучать, хотелось чего-то экзотического. И оно было – в пещере найдены нерпичьи ласты, хвост дельфина и останки метровой сельдевой акулы. «Мясо акулы воняет мочевиной, но если постараться, можно вымочить его. Или не стараться, а быть просто неандертальцем, под орешки и копчёных угрей можно и акулу заточить», – убеждён гурман Дробышевский. Прибрежные стоянки большей частью затоплены, и учёные их попросту уже не могут обнаружить. А будь их больше, может быть, мы узнали бы другого, не сурового неандертальца, который веками ел бизонов, а весёлого прибрежного ценителя дельфинятины и нерпятины.

В Абри ду Марас на юго-востоке Франции в районе 95–72 тысяч лет назад тоже жили прекрасные кулинары-неандертальцы. В этом местонахождении вода всё время капает с потолка, причём капли не простые, а с большим количеством извести. Потому всё, что осталось от человека на земле, покрылось известковым налётом, и многое сохранилось. Местные любители вкуснятины, как показывают находки, лакомились кроликами, лебедями-шипунами и рыбкой – в основном голавлями и окунями. А дополнялось меню особенными грибочками. На орудиях сохранились споры грибов, очень похожие на споры серо-розового мухомора, который и сейчас вполне съедобен.

Известно, что неандертальцы со стоянки в Шанидаре, что в Ираке, вполне могли бы дать мастер-класс по варке самой древней в истории человечества каши. 60 тысяч лет назад эти товарищи ели вполне проваренную, вкусную и полезную ячку, что показали фитолиты на найденных неандертальских зубах… Как они её варили, науке неизвестно, однако, судя по этнографическим данным, индейцы готовили кашку так: в кожаные мешки засыпали зерно, заливали воду и кидали туда раскалённые камни. Варево даже закипало. Вероятно, какой-то такой же способ был и у неандертальцев. Их рацион дополняли финики, бобы, фисташки. Баловались шанидарцы и вкусным гарниром из сорго. «Так что неандертальцы могли себя развлечь и подать уху с лебедями, с корневищем кувшинки, кроликами и мухоморами, – говорит антрополог. – Более того, известны и столовые приборы – сами орудия, на которые прилипли остатки пищи. Всё это мы находим в Абри ду Марас». Так что пять косточек кулинарная школа «Абри ду Марас» заслужила, как и их коллеги-повара из Шанидара.

Сирийские неандертальцы из местонахождений Умм Эль Тлеля с датировкой 72–68 тысяч лет назад предпочитали, судя по останкам, лакомиться горбами верблюдов. Как говорят, и сейчас у арабов верблюжий горб – деликатес, которым угощают лучших гостей. Эти любители вкусного ели куланье и джейранье мясо, а ещё на стоянке был найден кусок крестца страуса с застрявшим куском отщепа. «Чтобы уязвить страуса в задницу, надо тоже постараться. Страус мегаосторожный и быстро бегает», – говорит Станислав Дробышевский. Тем не менее страусятина в меню имелась. А вот в пещере Котт-де-Сан-Бреладе на острове Джерси, что в проливе Ла-Манш, 47 тысяч лет назад неандертальцы предпочитали шерстистых носорогов и мамонтов, пещера буквально забита их костями. «Черепные коробки слонов по традиции разбиты. Неандертальцы вообще любили слонов, – говорит антрополог. – И видно, что в основном им нравились лопатки, то есть горб, передние мясистые ноги, слоновьи бедра, вкусный язык, мозги». Неандертальцы не были чужды эстетизма, они приносили на свои стоянки бивни мамонтов, хотя в отличие от кроманьонцев для изготовления орудий их не использовали. Но зачем-то несли, учёные подозревают, что из чистого чувства прекрасного. Глодаешь слоновье бёдрышко и пялишься не в телевизор, а на прекрасный бивень.

А вот в бельгийской пещере Гойе 45,5–40 тысяч лет назад было специфическое меню. «Это северные олени и их окорока, лошадки и их окорока и… неандертальцы и их окорока, – перечислил вкуснятину Дробышевский. – Кости лошадей и неандертальцев в слое лежат совершенно в одной и той же представленности. С одинаковой степенью раздолбанности и с одними и теми же надрезками, и всё вперемешку. Это типичные кухонные отбросы. От неандертальцев гораздо больше черепов, чем от животных. От лошадей меньше, оленей совсем почти нет». Что это означало? У неандертальца в черепе 1,5 кг вкусных мозгов, у лошадки поменьше, у оленя – почти ничего. Ели мозг. Мозг представителей своего вида. «Я такой образ жизни не рекламирую, не нападайте на своих сородичей, вы не неандертальцы. И неандертальцев больше нет, что называется, «скушали друг друга», – сказал Станислав Дробышевский.

На группе палеолитических стоянок в Крыму, в частности на Заскальной VI, около 39–23 тысяч лет назад гурманы ели не только сайгачьи окорока и фазанов, но и дельфинов. По крайней мере, кости хвостиков дельфинов-белобочек обнаружены. В Джерималаи, что на острове Тимор в Индонезии, 42–38 тысяч лет назад жили и пировали рыбой первые сапиенсы. Это были рыбы открытого океана, а значит, предки выходили в море и имели снасти. Там обнаружена раковина наутилуса, то есть им нужно было и эстетическое наслаждение – моллюск красивый. Бывает, что у предков наступало «гастрономическое уныние». Например, в Староселье первые сапиенсы на палеолитической стоянке в пещере близ Бахчисарая охотились в основном на ослов. Вечная ослятина и никакой фантазии. А в Гротте ди Прадис около 13 тысяч лет назад самым популярным блюдом у кроманьонцев была сурчатина. В таком меню на всех строчках был бы «альпийский сурок».

Если же попытаться обобщить, то все зверушки на Земле чётко разбиваются на растительноядных и мясоедов. А человек ест всё. Нельзя быть хищнее пещерного льва, но можно съесть пещерного льва, что наши предки успешно и делали. Человек, какой он есть сейчас, вырос вместе со всеми своими мозгами преимущественно на мясной диете. А не на травяной. Есть повод задуматься, а туда ли мы сворачиваем с модными безмясными диетами?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры