Чувство города Анатолия Бызова
Сегодня, 28 февраля, свой юбилей отмечает фотохудожник Анатолий Бызов. Он родился в 1953 году в Ленинграде. Детство и школьные годы его прошли в Грузии. В 15 лет вместе с родителями переехал в Читу. После окончания школы поступил в Иркутский государственный университет на исторический факультет, который окончил в 1975 году. Занимался социологией, но увлечение фотографией, возникшее ещё в школьные годы, привело к тому, что через несколько лет Анатолий связал свою судьбу с профессиональной фотографией. В течение трёх лет был фотокорреспондентом газеты «Восточно-Сибирская правда», затем стал свободным фотографом. Ещё работая в газете, с 1991 года стал сотрудничать с Иркутским драматическим театром, снимал спектакли. В ноябре 2010 года в связи со 160-летием театра в Иркутском художественном музее состоялась фотовыставка, на которой были представлены 100 лучших работ Анатолия – сцены из спектаклей. А в феврале 2011 года вышел фотоальбом «Мгновения вечности» на эту же тему. Любимое высказывание – Анри-Картье Брессона: «Фотографировать – это поставить на одну линию прицела ум, глаз и сердце».
Желание прочувствовать Иркутск через фотографию возникло у меня давно, но поначалу занимался я этим от случая к случаю. Перемены произошли в последние несколько лет, когда «свидания» с городом стали чуть ли не ежедневными – Иркутск затягивал всё сильнее. Честно признаться, город открылся не сразу, вначале я даже не знал, как к этому подступиться. Но постепенно начало что-то улавливаться, и направление вектора поиска обозначилось не вширь, а вглубь. Так стал формироваться портрет города. Подобный жанр существует «про человека», но почему же нельзя применить его к городу? Только складывается такой портрет из множества картин, как мозаика. Ведь город тоже живой, он бывает разным, меняющимся от мгновения к мгновению: вот возьмёт и прикинется суровым, немного погодя вдруг станет добрым и покладистым, а порой – задумчивым. Город, как и человек, тоже может грустить и улыбаться. Разный свет, разное время года, разное настроение – он всё время разный. А вечерний город – это вообще особая песня: иногда он становится просто неузнаваемым, для меня самого это большая тайна.
Своими находками хотелось поделиться со всеми. Иркутянам, ежедневно общающимся с городом, интересно было показать его с особой стороны, красоту в обыденности, мимо которой привычно проходишь и так же привычно её не замечаешь, чтобы, увидев такой город, они хоть немного удивились: «Ах вот ты какой, оказывается». Но есть и другая категория людей – это бывшие иркутяне. Иркутск притягивает к себе, как магнит. Но магнит – не жёсткая сцепка, поэтому он не может препятствовать тем, кто хочет уехать по каким-то причинам. И уезжают, и приживаются в иных местах. Но, даже отпустив, Иркутск продолжает притягивать к себе по-прежнему, не обращая внимание на расстояния. Для таких людей фотографии Иркутска – это привет из прошлого, ожившие воспоминания и возможность увидеть сегодняшний, обновлённый город, ведь он постоянно меняется. Но, даже меняясь, Иркутск остаётся неизменным и узнаваемым в главном – его дух, тепло сохранившихся стен деревянных домов, море солнца и многое другое, что нельзя передать словами. Да и нужно ли? Это можно только почувствовать. И если кто-то ощущает на себе действие магнита – значит, Иркутск в своё время дал что-то важное: так действует притяжение духа, здесь физика отдыхает.
Вот и выстроился портрет. А точнее, был пройден всего лишь определённый этап, потому что процесс этот бесконечный. Сколько ни снимай Иркутск, сколько ни броди по его улочкам, конца-края так и не увидишь, и город всё время будет призывать к новым открытиям. Точку поставить невозможно.