издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Причал на стремнине реки по имени Жизнь

К 105-летию «Восточно-Сибирской правды»

  • Автор: Владимир Ходий, заместитель редактора газеты «Восточно-Сибирская правда» в 1978–1981 годах, Фото: из архива редакции

​«Восточно-Сибирская правда» всегда играла большую роль в общественно-политической, экономической и социально-культурной жизни области. Один пример. Пик лета 1979 года. Редактор в отпуске, и я его замещаю. Неожиданный звонок из организационного отдела обкома партии. «Владимир Васильевич, на 19-20 июля назначен пленум обкома. В повестке два вопроса. Первый – «О задачах областной партийной организации по выполнению постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», докладчик – первый секретарь обкома Н. Банников. Второй – «О задачах областной партийной организации по дальнейшему улучшению работы с письмами и приёма трудящихся, вытекающих из решений XXV съезда партии, последних постановлений ЦК КПСС», докладчик – секретарь обкома Е. Антипин. В работе пленума примет участие первый заместитель заведующего отделом писем ЦК В. Лобусов. Вам необходимо выступить по второму вопросу».

«Необходимо» – это приказ. И вот спустя годы держу в руках пожелтевшие листки копии машинописного текста своего выступления. Его я начал с напоминания о том, что «в повестке пленума два вопроса. Они разные, но только на первый взгляд. В сущности, разговор в этом зале – а тон ему задали обстоятельные доклады – идёт об одном. И объект обсуждения один – это человек, наш советский труженик, его воспитание, забота о нём».

Приведу текст выступления полностью.

«Данное авторитетное собрание проходит в полном соответствии с положением о том, что сила нашего строя в сознательности масс, что социалистическое государство сильно тогда, когда массы всё знают, обо всём могут судить и идут на всё сознательно. Оно проходит также в полном соответствии с установкой XXV съезда партии: считать постоянной заботой каждой партийной организации воспитание у людей коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить коммунизм.

Мы, журналисты, особенно остро ощущаем сложный, неоднозначный процесс формирования у трудящихся высокой сознательности, коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, выработки активной жизненной позиции. Мы словно находимся на стремнине реки по имени Жизнь, и у нашего причала ежедневно останавливаются десятки людей, чтобы поведать о своих успехах и успехах своих товарищей в труде, учёбе, научном, техническом и художественном творчестве. Поделиться своими мыслями, сомнениями, тревогами. Поставить на обсуждение назревшие вопросы экономического, социального, культурного развития области, города, района. Сообщить о конкретных фактах уродливых пережитков прошлого: бесхозяйственности и расточительства, пьянства и хулиганства, стремления урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бюрократизма и бездушного отношения к людям.

И ещё мы стремимся благожелательно встретить людей, чутко, внимательно отнестись к их письмам, жалобам, предложениям. Дать ход и помочь решить судьбу каждого человеческого документа – святая обязанность работников печати, радио, телевидения.​

Что радует и что огорчает

В прошлом году редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» получила 16 062 письма. Наверное, нет в области организации или учреждения, которые получали бы такое количество обращений трудящихся. Нынче за полугодие к нам поступило 8575 писем. Если прибавить к этому числу тех 511 посетителей, которых приняла общественная приёмная, а она у нас существует уже 18 лет и ощутимо помогает редакции, то в общем план первого полугодия мы, можно сказать, выполнили.

Но, как вы понимаете, нас это и радует, и огорчает. Радует то, что газета пользуется авторитетом у трудящихся, что на деле реализуются ленинские принципы народности, массовости партийной печати, что люди видят в газете помощника и советчика, судью и защитника. Мы испытываем чувство удовлетворения, когда читатели в своих письмах высказывают одобрение политики партии и правительства, когда сообщают о новых жилых домах, детских садах и школах, делятся мыслями и жизненным опытом, по-хозяйски заботятся о государственных делах.

Огорчает – и надо, конечно же, об этом прямо сказать – то, что количество жалоб в почте редакции составляет ещё значительную часть. В прошлом году их было 3469, за эти полгода – 1929. Как видно, снижения числа жалоб не наблюдается, а даже наоборот.

В подавляющем большинстве случаев в редакцию газеты обращаются тогда, когда в первоначальных инстанциях жалоба или предложение не находят разрешения. Сплошь и рядом читаешь: «Пишу вам, потому что исполком…», «Вынужден обратиться к вам, и если вы не поможете, то у меня остаётся один выход – наложить на себя руки…» Жалобы тиражируются в различные инстанции лишь потому, что не принимаются меры у их истоков. Редакционная практика даёт много таких примеров. Приведу один.

В садоводстве «Пенсионер», что вблизи областного центра, 85 участков. Их владельцы, понятно, немолодые. Осенью прошлого года при прокладке канализации для филиала номер один Иркутского производственного объединения пассажирского автотранспорта (начальник – тов. Шинкорук) была вырыта траншея – и тем самым отрезан подъезд к садоводству. Пенсионеры многократно обращались и на предприятие, и в исполком Ленинского райсовета, а положение не менялось. 8 июня в сатирическом разделе «Восточно-Сибирской правды» появилась заметка всего в пять строк, и уже 10 июня были устроены заезды в садоводство. Неужели надо было ждать более полугода, портить ​ десяткам людей настроение, чтобы выполнить работу, на которую требуется буквально один день? ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

«Я не согласна с ответом…»

Есть и другая сторона дела. К рассмотрению жалоб и опубликованных в газете писем на местах, в том числе в партийных комитетах, относятся без должной ответственности. Поручения на расследование существа вопроса, выполнение их даются некомпетентным работникам, слабо организован контроль. В результате возникают повторные жалобы, газета вынуждена по одному и тому же поводу выступать во второй и даже третий раз.​ èèè

В редакцию обратилась жительница посёлка Шаманка, что в пригороде Шелехова, член партии с 40-летним стажем товарищ Заичко. Она пожаловалась на бессердечное и грубое отношение к ней руководителей леспромхоза, которые распорядились сломать дорожку, по которой многие годы она ходила к дому, и теперь женщина вынуждена ходить через чужой двор и так далее. Редакция направила письмо в Шелеховский горком партии. Получаем, на первый взгляд, обстоятельный ответ за подписью секретаря горкома товарища Чернова о том, в частности, что по заявлению руководства леспромхоза жалобщице в ближайшее время будет сделан тротуар. Копия ответа была направлена товарищу Заичко. Проходит месяц, и получаем письмо из Шаманки, на этот раз более гневное: «Я не согласна с ответом, данным товарищем Черновым. Очевидно, его ввели в заблуждение и он поверил. Ничего по моему обращению не сделано».

«Факты в основном подтвердились, но…»​ ​ ​ ​ ​ ​

​Это тот случай, когда руководителя действительно ввели в заблуждение и просто подвели. Однако редакция всё чаще сталкивается с фактами, которые в партийных документах последних лет квалифицируются как сознательное неправильное отношение к критическим выступлениям в печати, жалобам и предложениям трудящихся.​ ​

Оттенков такого отношения много. Самый массовый, пожалуй, – это бюрократическое очковтирательство: частичное признание недостатков, недочётов с последующим отказом принимать критику. Дескать, «факты в основном подтвердились, но вместе с тем в статье (письме)…» Или «одновременно считаем нужным отметить…» и тому подобное.

10 марта этого года «Восточно-Сибирская правда» опубликовала письмо бригадира треста «Востокхиммонтаж», кавалера ордена Ленина, заслуженного строителя РСФСР В. Лещенко под заголовком «Кому нужен такой подряд». Автор на примерах сооружения установки «Этилен-Пропилен-300» в объединении «Ангарскнефтеоргсинтез» привёл убедительные факты формального подхода в Ангарском управлении строительства и субподрядного треста «Востокхиммонтаж» к передовому методу хозяйствования.

На критическое выступление рабочего ответил главный инженер строительства товарищ Силин. Ответ, я бы сказал, полный технократического превосходства над газетой, автором и самим бригадным подрядом.​ ​ ​

На пренебрежительное отношение к газете товарища Силина мы закрыли глаза. Но мы не имеем права закрывать глаза на неконкретный, формальный ответ по существу затронутого вопроса и поэтому поручили с данной проблемой разобраться своему собственному корреспонденту в Ангарске. И он подробно рассказал на страницах газеты о тех мерах, которые в последнее время принимаются руководством и партийным комитетом строительства по внедрению передового метода. А ведь это мог сделать сам товарищ Силин.

И самый свежий пример. Газета неоднократно писала о плохо организованной торговле квасом в Иркутске. Вчера мы получили ответ за подписями директора пивоваренного завода Фоминых, секретаря партийной организации Меньшиковой, председателя заводского комитета профсоюза Павленковой. Они сообщают: «Приняты меры, направленные на устранение отмеченных нарушений, и эти меры дали положительный результат. Выступление газеты в этих условиях не может принести уже никакой пользы. Но оно может иметь и уже имеет некоторый отрицательный результат. В последние дни у населения понизился спрос на квас, что отражается на состоянии его реализации».​ ​ ​

Выходит, газета виновата…

Ну а если говорить серьёзно, то у редакции «Восточно-Сибирской правды» очень большие претензии относительно нарушения сроков рассмотрения писем, присылки поверхностных ответов, отписок, а подчас и замалчивания газетных публикаций к Усть-Кутскому горкому партии, Качугскому райкому, Черемховскому горисполкому, управлению «Иркутскэнерго», областному Управлению бытового обслуживания, руководству завода имени Куйбышева и другим.

Здесь уместно напомнить замечательные слова из партийного документа, которому уже 60 лет. Это резолюция VIII съезда партии «О партийной и советской печати». Читаем: «Лица или учреждения, о которых говорится в печати, обязаны в кратчайший срок дать на страницах той же газеты деловое фактическое опровержение или же указать об исправленных недостатках и ошибках. В случае, если такое опровержение или указание не появится, Революционный трибунал возбуждает дело против названных лиц или учреждений».

​Вопросы личные, проблемы общие

С этой трибуны уже прозвучала мысль о необходимости анализировать обращения​ трудящихся в органы власти с жалобами, просьбами, критическими замечаниями и предложениями, наладить в масштабах области их компетентное обобщение и изучение, выявлять причины того или иного негативного явления. Редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» готова участвовать в такой работе. Тем более что со своей стороны мы уже проводим анализ почты. О чём он говорит?

Возьмём почту, поступившую в первом полугодии нынешнего года. Из 1929 письменных жалоб и 511 заявлений в общественную приёмную – итого 2440 – приходится:​ на недостатки в коммунально-бытовом обслуживании, работе транспорта и связи – 370, на вопросы обеспечения жильём – 282, на недостатки в работе предприятий торговли и общественного питания – 191, на недостатки в благоустройстве жилья и населённых пунктов – 117, на нарушения трудового законодательства – 102 и так далее.

Анализ показывает, что люди чаще всего жалуются не на то, что у них, скажем, плохие жилищные условия, а на то, что по поводу этого, а также получения или расширения жилищной площади к ним нечутко, неправильно отнеслись. Сходная картина по торговле, общественному питанию и другим вопросам. То есть проблема в отношении к людям по поводу тех или иных недостатков и дефицита. ​

Другое наблюдение. В последнее время уменьшается количество жалоб на распределение жилья, детсадов, ясель, а увеличивается их количество по поводу трудовых и иных конфликтов, благоустройства и ремонта жилья, бытового обслуживания.

Замечено также: каждый человек приходит с личным вопросом, однако стоит вникнуть в его суть – и ясно увидишь общую проблему, устранив которую в одном городе или районе, можно избежать её возникновения в других. Нам, к сожалению, неизвестны случаи, когда на острое выступлению газеты по фактам, почерпнутым, скажем, в Черемхове или Кутулике, в аналогичной ситуации откликнулись, обсудили её в коллективах Зимы или Заларей.

Но вот мы проанализировали и, как я уже выше сказал, сделали вывод: не уменьшается поступление жалоб на плохую работу системы бытового обслуживания, особенно предприятий производственных объединений «Облбыттехника» и «Телерадиобыттехника». Газета выступила с рядом публикаций по указанным объединениям, редакция отправила ряд писем лично на имя начальника областного Управления бытового обслуживания товарища Зверева. Тем не менее все критические сигналы по-прежнему пересылаются в объединения и на предприятия, в адрес которых идут жалобы. На сегодняшний день собственно за областным управлением числятся шесть писем прошлого года с просроченными сроками на ответы, а также семь писем, посланных ещё в 1977 году, и их в управлении вообще не могут разыскать. Посоветуйте, что делать?

«Как своё родное, близкое»

Не исключено, что и мы в этой работе не все возможности используем. Поэтому в последнее время кроме традиционных публикаций наиболее характерных писем и отправки части почты для принятия мер в учреждения и организации стали чаще использовать такую форму работы, как круглые столы, ввели рубрики «По письмам в редакцию», «Сор из избы», «Фельетонист читает почту».​

Для обсуждения за круглым столом редакция отбирает наиболее важные, общественно значимые темы. Так, мы обратили внимание на усиление потока писем от участников Великой Отечественной войны с жалобами по поводу льгот для них. Собрали в редакции руководителей областных и городских учреждений и организаций, на которых в первую очередь лежит ответственность за заботу о тех, кого становится вокруг нас всё меньше и меньше. Материалы круглого стола были опубликованы и получили широкий резонанс.

Вот один из откликов на эту публикацию: «Уважаемые товарищи! Сердечное спасибо за организацию круглого стола с представителями организаций, от которых зависит благополучие нас, ветеранов войны. Газета подобные вопросы ставит серьёзно, как своё родное, близкое. Иван Васильевич Плеханов, бывший командир взвода 203-го полка 20-й дивизии войск НКВД, защищавшей Ленинград».

Получили мы письмо и от Александра Яковлевича Репникова из Братска: «Не все стороны заботы о тех, кто защищал Родину в те теперь уже далёкие годы, вы подняли. Надо на такие обсуждения приглашать и нас, участников войны…» Что ж, замечание резонное, и мы его принимаем к сведению – для анализа почты будем привлекать не только руководителей партийных, советских, хозяйственных органов, но и самих читателей.

Надо признать, что и в нашем коллективе не всё гладко с рассмотрением жалоб и предложений трудящихся. Так, среди молодых сотрудников наблюдается непонимание того, что работа с письмами является важнейшим делом редакционного коллектива и что без серьёзной систематической обратной связи с читателями газета не сможет успешно выполнять поставленные перед ней задачи. Случаются и рецидивы снобистского, барски-пренебрежительного отношения к читательской почте. Мы устраняем эти недостатки: дважды за последние восемь месяцев работу с письмами обсуждали на партийных собраниях, объявили внутриредакционный конкурс на лучший материал по письмам читателей, создали отдел морали и сатиры.

Центральный комитет партии призывает работников печати, радио, телевидения внимательно относиться ко всем поступающим обращениям и предложениям трудящихся, предавать гласности их мнения по возникающим в обществе вопросам и проблемам. Коллектив редакции заверяет областной комитет, что это указание мы принимаем к неуклонному исполнению, будем делать всё, чтобы газета «Восточно-Сибирская правда» и впредь служила причалом на стремнине реки по имени Жизнь».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры