Александр Гаськов: «Здравоохранение не может уйти на удалёнку»
На должность председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области Александр Гаськов пришёл, что называется, подготовленным специалистом. За плечами у него профильное образование, опыт работы главврачом, главой департамента здравоохранения в Братске, по одному созыву в областном парламенте и Думе Братска. О том, какие законы в сфере социальной защиты приняты по инициативе комитета, кому сейчас нужно помогать в первую очередь и почему в здравоохранении кадры решают всё, он рассказал нашей газете.
– Александр Юрьевич, какие законопроекты, инициированные членами вашего комитета, были приняты в уходящем 2022 году? В чём их важность для региона?
– Самый важный закон, который мне лично симпатичен, – закон о ветеранах труда Иркутской области. Мы внесли инициативу о том, что можно получить это звание без наград, принимая во внимание только стаж в 40–45 лет. У этого закона было много было противников, потому что он финансовоёмкий. Полный пакет на одного человека составляет порядка 90 тысяч в год – это ежемесячная денежная выплата и другие меры поддержки. Общая стоимость инициативы составляет около 1 миллиарда рублей. Новая норма начнёт действовать с 1 января 2023 года.
Важной считаю инициативу по индексации затрат в соответствии с уровнем реальной инфляции по 27 законам социальной помощи, действующим на территории нашего региона. Реальная инфляция составляет 12%, а индексация проводится на 4% – в соответствии с индексом роста потребительских цен. Работа в этом направлении уже началась: три закона приняты депутатами и подписаны губернатором, остальные зависли у наших коллег. Думаю, что до конца работы нынешнего созыва мы эту задачу выполним.
Переведён в статус государственной награды почетный знак имени Юрия Ножикова «Признание», то есть его обладателя приравняли к Почётному гражданину Иркутской области. Расширено использование областного материнского капитала, его можно направлять на строительство и на ремонт. На декабрьской или январской сессии планируется внести ещё одну поправку: разрешить направлять региональный маткапитал на подведение коммуникаций – газа, электроэнергии, водоотведение.
Разработан целый пакет региональных мер по поддержке мобилизованных граждан. Эта работа продолжается: нашим комитетом сделаны предложения на эту тему губернатору Иркутской области, 12 декабря планируем провести широкое обсуждение этих мер поддержки. В Приангарье уже действуют выплаты по ранению, предложенные комитетом по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания региона. По ранению выплачивается 300 тысяч рублей, по третьей группе инвалидности – 400 тысяч рублей, по второй – 500 тысяч, по первой группе – 600 тысяч. Выяснилось, что раненым выдают не весь пакет документов, который установлен соцзащитой, этот вопрос мы сейчас отрабатываем с военкомом нашего региона.
Кроме того, в Иркутской области увеличены критерии нуждаемости для получения выплат, сделана дифференциация для северных и южных территорий Приангарья. Она важна для многих социальных законов, которые действуют в регионе.
– Как вы оцениваете социальную защищённость жителей Иркутской области по сравнению с другими регионами?
– Я считаю, её недостаточной: уровень бедности в Иркутской области составляет 16,7%, в то время как в России в целом – 12,3%. Хотя надо отметить, что в 2021 году этот показатель у нас был выше – 17,2%. В снижении уровня бедности должны помочь не только единовременные выплаты, социальные льготы, но и общее повышение уровня благосостояния граждан. Речь идёт в том числе о зарплате. По статистике, безработица в Иркутской области низкая, но мы понимаем, что это на самом деле не совсем так.
– Как вы оцениваете эффективность социального контракта в нашем регионе? Удаётся ли с его помощью решить проблемы жителей городских и сельских территорий?
– Социальный контракт – это эффективный механизм, который позволяет вывести человека из бедности. Я пока не вижу на уровне России и Иркутской области других таких же действенных мер. Именно поэтому мы поддержали и сам закон, и увеличение региональной доли в его финансировании. В Иркутской области на соцконтракты направлено более 1 миллиарда рублей. Наш комитет предлагает сократить сроки, в течение которых можно получить соцконтракт, то есть делать это можно будет чаще. Например, граждане смогут сделать это не раз в пять лет, а раз в три года.
– С какими вопросами к вам чаще всего обращаются избиратели?
– В основном обращения касаются здравоохранения. Например, увеличения срока очереди на протезирование коленных и тазобедренных суставов до 1,5–2 лет. Сейчас будем разбираться с этим вопросом. Часть обращений связаны с реабилитацией инвалидов по слуху и зрению, средств на это недостаточно. Есть вопросы по установлению группы инвалидности, по санаторно-курортному лечению, многие не могут им воспользоваться.
Большой пласт обращений касается лекарственного обеспечения: раньше людям выписывали импортные таблетки, сейчас их нет, вместо них предлагают аналоги российского производства. Не всех это устраивает. Многие отказались от лекарственных препаратов, вместо них взяли деньги, а сейчас цены на лекарства выросли, люди не могут купить препараты.
– Не так давно министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко сообщил, что Россия достойно прошла пандемию коронавируса. Как вы оцениваете ситуацию в Иркутской области?
– Нашу страну бросало из стороны в сторону. Хорошо, что у нас была разработана своя вакцина – «Спутник V». Её не признала ВОЗ, но я считаю, что дело тут в коммерческих интересах: на первом этапе рынок вакцин оценивался в 100 миллиардов долларов, и нас не хотели на него пускать. С другой стороны, сейчас вакцину надо полностью менять: первый вариант делался под уханьский штамм, сейчас уже другие штаммы.
Если говорить о регионе, то в Иркутской области профильные учреждения для лечения от ковида были построены коммерческими структурами. Государственных не было, поэтому, когда начали перепрофилировать госпитали под ковид, оказание плановой помощи сократилось. Из федерального и областного бюджетов были направлены значительные средства, что позволило нашим больницам приобрести аппараты МКСТ, заменить кислородные станции, сети. На мой взгляд, пандемия не закончилась, заболевание станет сезонной вирусной инфекцией. Полагаю, что это не последняя пандемия, которая нас ждёт, поэтому надо обеспечить готовность системы здравоохранения в целом к такой ситуации.
– Как вы оцениваете состояние сферы здравоохранения региона? Есть ли проблемные вопросы и объекты?
– У нас много проблем, самая главная из которых – отсутствие на протяжении долгого времени министра здравоохранения. Согласно Уставу Иркутской области, члены правительства назначаются губернатором региона в течение месяца со дня досрочного прекращения полномочий указанных лиц. Я считаю, что в Иркутской области есть достойные кандидаты на этот пост, не надо их искать в других регионах.
Вторая важная проблема – отсутствие кадров. У нас строятся ФАПы, а фельдшеров в них нет. Врачам сейчас проще уйти в частную медицину, где не приходится заполнять такое большое количество бумаг. Нет врачей в территориях, потому что больше не работает система распределения. В Иркутской области 10 медицинских колледжей, но там не хватает общежитий, оборудования в учебных классах. Стипендия очень низкая, в общем, проблем много. Решать их необходимо очень срочно, потому что есть только две структуры, жить без которых невозможно, – это система здравоохранения и коммунальное хозяйство. Образование, культура могут уйти на удалёнку, а ЖКХ и здравоохранение – нет.
– Какие планы у комитета на 2023 год?
– В следующем году мы планируем разработать и внести законопроекты, которые будут направлены как раз на решение кадровых проблем.