издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы всегда открыты»

Виталий Перетолчин о приоритетных направлениях в работе одного из ключевых комитетов Законодательного Собрания Иркутской области

Изменения в Уставе Иркутской области, подготовка предложений к федеральному законодательству, мониторинг социально важных программ – это далеко не полный перечень задач, которые были поставлены перед комитетом по госстроительству и местному самоуправлению ЗС Иркутской области в 2022 году. С января по ноябрь этого года комитет провёл 24 заседания, рассмотрены 103 вопроса, подготовлены к сессии 38 законопроектов. О текущей работе и задачах на 2023 год рассказывает председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Виталий Перетолчин.

– На ваш взгляд, какое направление работы стало основным в 2022 году?

– Перед комитетом стоит большой комплекс задач, каждый год прорабатываются в плановом порядке несколько направлений. И все они важны. Однако я выделю одно из них. Весь 2022 год мы выполняли большую работу по корректировке регионального законодательства, приводя его в соответствие с федеральными нормами. Это касается принятия в 2021 году нового федерального закона № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Всё, что Федерация учла в этом законе, нам необходимо было вносить в свою нормативно-правовую базу и работать над региональными аспектами. Сейчас на завершающей стадии находится работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством Устава Иркутской области. Это наиважнейший региональный документ. Если для принятия обычных законопроектов сессии ЗС достаточно 23 голосов из 45, то Устав принимается только в том случае, если за него проголосовало квалифицированное большинство – 30 парламентариев.

Инициатива о поправках в Устав региона вносится не менее чем 15 депутатами, тогда как в любой другой законопроект могут вносить изменения один или несколько депутатов. А это многочисленные обсуждения, согласования позиций, умение найти компромисс. Нам удалось завершить эту работу. Уже отработаны поправки, поступившие к проекту Устава от депутатов ЗС, губернатора региона. И на одной из ближайших сессий, я думаю, мы его утвердим. За 2022 год на площадке нашего комитета прошли десятки совещаний на эту тему. Это было необходимо для того, чтобы урегулировать все спорные вопросы. К 1 января 2023 года и Устав, и другая нормативно-правовая база должны быть в порядке и соответствовать федеральному законодательству.

– Какие крупные изменения внесены в Устав?

– Меняется структура областного правительства. Из его состава уходят заместители губернатора. Они в новой редакции Устава будут подчинены непосредственно главе области. Законотворческая деятельность по бюджетному процессу переходит к правительству Иркутской области. Сейчас губернатор инициирует и вносит изменения в бюджет, а теперь в соответствии с федеральным законодательством это будет делать председатель правительства. Плюс были внесены точечные изменения, которые простому жителю региона, наверное, ничего не скажут, но они очень важны для слаженного функционирования органов власти. Прописывается, к примеру, какие министры в каком порядке должны приходить на сессии ЗС. Это такие нюансы, которые необходимо чётко проработать, чтобы не было сбоя в работе органов власти. Без законопроектов, которые принимает наш комитет, невозможна чёткая и продуманная работа власти. Если управляющие органы функционируют строго по закону, соответственно развивается регион.

– Были ли в этом году внесены какие-то существенные изменения в Регламент областного парламента?

– В этом году мы завершили работу, которая была вызвана событиями 2021 года. Это коронавирусные ограничения. У нас возникла необходимость работы областного парламента в дистанционном режиме. Мы закрепили в Регламенте нормы, позволяющие проводить чрезвычайные сессии. Если случится ситуация, когда большинство депутатов болеют и не получается собрать очный кворум, в Регламенте теперь есть норма, которая позволяет провести заседание в дистанционном формате. Были большие споры, как учесть голос каждого, чтобы было понятно, что голосует именно депутат, а не его помощники. Удалось прийти к согласованному решению. Теперь это всё прописано в Регламенте, и мы качественно отформатировали документ. Эта работа была завершена в начале 2022 года.

– Комитет по госстроительству традиционно является одним из парламентских лидеров в законотворческой деятельности. Каковы результаты 2022 года?

– Пока год не завершён, и будет ещё несколько заседаний комитетов. Мы ежемесячно проводим не менее 2-3 заседаний. Но на ноябрь статистика есть. С января 2022 года уже состоялось 24 заседания комитета, рассмотрены 103 вопроса. Это не только законопроекты, но и другие аспекты. 38 законопроектов, подготовленных нашим комитетом, сессия приняла в окончательном чтении. 13 инициатив были внесены в ЗС членами нашего комитета. Комитет рекомендовал в 2022 году Законодательному Собранию назначить 47 мировых судей. Мы проводили работу по утверждению члена Общественной палаты региона, представителя общественности в Квалификационной коллегии судей. На заседании комитета был рассмотрен отчёт члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Брилки. Как вы знаете, Сергей Фатеевич представляет интересы Иркутской области в Федеральном Собрании от ЗС.

Нашим комитетом в 2022 году были рассмотрены отчёты о деятельности Главного управления МВД Иркутской области и регионального Уполномоченного по правам человека. Мы заслушали доклад председателя Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Кроме того, наши депутаты рассмотрели отчёт губернатора Игоря Кобзева о деятельности за прошлый год. Большая работа проводится по мониторингу действующих законов. Мы направляем запросы во все органы власти и общественные организации, к сфере деятельности которых относится исполнение того или иного закона, программы. Нам необходимо видеть, есть ли какие-то шероховатости в принятых законах, над которыми нужно поработать. Если с мест поступают инициативы, то мы превращаем мониторинг в дискуссию, выслушиваем все заинтересованные стороны. После этого, если требуется, рождаются инициативы о внесении поправок в законопроекты.

В этом году комитет проводил мониторинг подпрограммы «Профилактика правонарушений и иных преступлений в Иркутской области», закона «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения». Вопросов к этому закону много, но мы пока решили его не корректировать, поскольку на федеральном уровне сейчас рассматривается законопроект о внесении поправок в ФЗ «О местном самоуправлении». Это будет абсолютно новая редакция. Сейчас со всей России поступило порядка тысячи поправок, в том числе и от представителей Иркутской области. Они прошли через наш комитет, были направлены в Госдуму. Главная цель этих изменений – постройка вертикали власти, создание единой системы публичной власти, в которую будут включены и органы местного самоуправления. Важно, чтобы решения федерального уровня оперативно исполнялись и каждый нёс ответственность – вплоть до муниципалитетов. Сейчас же местное самоуправление входит в систему власти, но существует несколько самостоятельно. Однозначно, в новом законе будет прописана ответственность глав и депутатов муниципальных образований. Надеемся, что новая редакция закона даст ясность, как решить проблему финансового обеспечения передаваемых на места полномочий. Однако о том, какой будет новая редакция Федерального закона «О местном самоуправлении», говорить рано – он в работе.

– Есть ли у вас выездная работа?

– При ЗС существует совет по местному самоуправлению, который курирует именно наш комитет. Естественно, в таких выездных мероприятиях мы участвуем. Они стоят в плане работы председателя Законодательного Собрания. Все вопросы, которые непосредственно относятся к местному самоуправлению, комитет берёт в работу. Совет по местному самоуправлению проводит заседания каждый месяц, в основном в Иркутске. Однако в последнее время появилась практика проведения выездных совещаний за пределами столицы Приангарья. В 2022 году были выезды руководства ЗС и депутатов в Усть-Кут, Усть-Илимск, недавно коллеги были в Черемхове, Усть-Уде. В ближайшее время планируется поездка в Братск. В том числе в рамках таких мероприятий проходят семинары с депутатами местных дум. Это необходимо, чтобы местные парламентарии, в том числе вновь избранные, познакомились с новеллами федерального и регионального законодательства. Эти мероприятия пользуются популярностью.

Представители местных дум задают вопросы, зачастую находят решение проблем, которые возникли в территориях. Коллеги-парламентарии из районов и городов могут получить у нас оперативную консультацию в любое время. Мы всегда открыты. Так часто и происходит: если у территорий есть вопросы, они звонят нам, мы стараемся оперативно отрабатывать. Наверное, вы помните, в октябре на сессии мы приняли закон об объединении двух территорий в Казачинско-Ленском районе. То же самое было в Зиминском районе, когда по ходатайству мэров мы достаточно оперативно решили вопрос об объединении двух поселений. Там действительно есть сложности: количество населения уменьшилось, возникают проблемы с избранием представительных органов, глав муниципалитетов. Конечно, мы пришли на помощь – объединили с другими территориями, где есть возможность создать органы управления и следить за поселениями.

– Каковы планы комитета на 2023 год?

– Сейчас мы как раз занимаемся сбором материала, чтобы составить планы на следующий период. Безусловно, я не могу определить их самостоятельно, комитет – коллегиальный орган. Что можно сказать уже сейчас? Продолжится наша основная деятельность – рассмотрение отчётов, эта работа ведётся на постоянной основе. Я прогнозирую, что нам предстоит корректировать региональную нормативно-правовую базу в сфере местного самоуправления. Время покажет, какой объём работы нам предстоит после того, как федеральный закон о местном самоуправлении будет принят. В связи со специальной военной операцией очень много корректировок вносится на федеральном уровне. И мы на своём уровне проводим мониторинг регионального законодательства, чтобы семьям мобилизованных граждан оказывать своевременную поддержку. Например, к компетенции нашего комитета относится закон о предоставлении бесплатной юридической помощи. Есть категории граждан, которые могут получить эту помощь безвозмездно. Нам необходимо скорректировать закон, чтобы и семьи мобилизованных могли воспользоваться такой помощью. Инициатива эта есть, мы её в ближайшее время внесём, и я думаю, что депутаты поддержат. Вы знаете, что у нас есть награда – Почётный знак Юрия Абрамовича Ножикова «Признание». Его присваивает Законодательное Собрание. Но эта награда до недавнего времени не относилась к государственным. Теперь же на сентябрьской сессии мы приняли соответствующий закон. Почётный знак включён в перечень наград и почётных званий Иркутской области. И получил статус, сопоставимый со статусом «Почётный гражданин Иркутской области». Сейчас мы активно обсуждаем планы работы на 2023 год с депутатами, членами комитета и на декабрьской сессии утвердим его.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры