Порядок выдачи квалифицированной электронной подписи
В настоящее время на смену бумажным носителям активно приходит электронный документооборот. Квалифицированная электронная подпись (далее – КЭП) необходима каждому субъекту бизнеса – это самый удобный инструмент взаимодействия организаций, предпринимателей между собой и государственными органами, переход на который позволит добиться прозрачности деятельности.
Для получения КЭП непосредственно руководители организации, индивидуальные предприниматели или нотариус должны представить в Удостоверяющий центр основной документ, удостоверяющий личность, и СНИЛС. Кроме того, индивидуальные предприниматели, нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий лица подтверждают ИНН заявителя – физического лица, ОГРН записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а нотариусы и уполномоченные предъявляют удостоверение. Руководители организаций представляют ОГРН заявителя – юридического лица, оригинал или надлежащим образом заверенную копию первичного правоустанавливающего документа, определяющего право физического лица действовать от имени юридического лица без доверенности (решение или приказ о назначении на должность).
Заявление на выдачу электронной подписи сотрудники Удостоверяющего центра подготовят самостоятельно, или его можно подать через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». В этом случае после заполнения формы заявителю предлагают выбрать место и время для визита в Удостоверяющий центр. Кроме того, к моменту посещения данные заявителя, указанные в электронном заявлении, уже будут идентифицированы, а электронная подпись будет выдана в течение 15 минут или быстрее.
Для записи КЭП используется носитель формата USB Тип-А (токен), соответствующий установленным требованиям, имеющий сертификат соответствия ФСТЭК России или ФСБ России. Возможно также использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям по защите информации.
Кроме того, Федеральная налоговая служба вместе с производителями средств криптографической защиты информации до 28 октября проводит эксперимент по безвозмездному предоставлению пользователям, получившим электронную подпись в налоговом органе, права использования средств электронной подписи (лицензий) программного обеспечения для работы с ней (средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Пользоваться им и получать техподдержку от разработчиков можно в течение срока действия квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного Удостоверяющим центром. В настоящее время на добровольной основе в эксперименте принимают участие следующие разработчики программного обеспечения: ООО «Криптопро» (https://cryptopro.ru/fns_experiment) и АО «ИнфоТеКС» (https://infotecs.ru/fns_experiment).
С 1 января 2023 года прекратят действие электронные подписи, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в коммерческих удостоверяющих центрах. Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области напоминает о необходимости получить электронную подпись тем субъектам бизнеса, которые ещё не воспользовались этой услугой налоговой службы. Не откладывайте процедуру получения новой подписи с бесплатной лицензией на СКЗИ!
По вопросам получения КЭП в нашем регионе можно обращаться в пункты выдачи Удостоверяющего центра ФНС России: МИ ФНС России № 17 по Иркутской области (г. Иркутск, ул. Советская, 55), МИ ФНС России № 6 по Иркутской области (г. Тулун, ул. Гидролизная, 2а; г. Саянск, мкр-н Юбилейный, 41), МИ ФНС России № 20 по Иркутской области (г. Усть-Кут, ул. Кирова, 23), МИ ФНС России № 21 по Иркутской области (г. Ангарск, 7а микрорайон, 34; г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 73), МИ ФНС России № 23 по Иркутской области (г. Братск, ж/р Центральный, ул. Пионерская, 6а; г. Усть-Илимск, пр. Дружбы народов, 84). Спланировать свой визит в инспекцию можно, воспользовавшись сервисом «Онлайн-запись на приём в налоговый орган» на сайте www.nalog.gov.ru.
Одновременно с выдачей КЭП заявителю предоставляется руководство по обеспечению безопасности её использования и средств квалифицированной электронной подписи. Консультацию и техническое сопровождение можно получить в Едином контакт-центре ФНС России по телефону 8-800-222-2222.