Михаил Рябиков: «Здесь проросли мои корни»
В следующем году город Усть-Илимск отметит свой полувековой юбилей. С одной стороны – возраст для небольшого населённого пункта довольно небольшой, а с другой – сколько трудовых подвигов, надежд и судеб стоит за этой датой… А значит, есть прекрасный повод обратиться к истории когда-то гремевшей на всю страну ударной комсомольской стройки. К сожалению, сегодня первостроители белокаменного таёжного города, как ветераны Великой Отечественной войны, потихоньку от нас уходят, а вместе с ними уходит целая эпоха. Поэтому всё ценнее становятся вспоминания очевидцев тех легендарных событий.
Своими принципиальностью, правдолюбием Михаил Рябиков отличался уже в начальных классах. Именно тогда ему в руки попала книга стихов, с мнением автора которых четвероклассник готов был поспорить. Десятилетний Миша считал, что поэзия эта была очень далека от реальности. С тех пор прошло много лет, но его душа по-прежнему остаётся непримиримой ко многим вещам.
Михаил был восьмым ребёнком в многодетной семье. Он появился на свет в конце Великой Отечественной войны в деревне Зорчино Смоленской области. Отец пропал без вести на фронте, и маме Нине Парфёновне пришлось поднимать ребятишек одной. О своём детстве Михаил Рябиков вспоминает: «Глазами чёрных тряпок вместо стёкол в окошко бедность всматривалась в нас…»
Тянули тайга и стройка
Когда Михаилу исполнилось 15 лет, его, маму и брата Ивана сёстры привезли в Братск, где уже трудился старший брат Николай. Здесь Миша освоил профессию электромонтёра в СВП-58 (СпецВодПоезд) «Ангарстроя».
Как рассказывает Михаил Михайлович, его всё больше к себе притягивали тайга, охота, зимовье, неизведанная жизнь. Поэтому он очень обрадовался, когда старший брат Николай взял его в свою бригаду, которая занималась укладкой железобетонных водопропускных труб под полотно автодороги Братск – Усть-Илимск. В деревне Анчериково жили сначала в палатке, потом в вагончике, а затем бригада переехала на 41-й километр от Братска – в деревню Кобляково. Там уже поселись в бараках. Здесь появились первые стихи молодого строителя «трассы мужества». Так Михаил писал о своей юности:
Было трудно – твердила,
зубы стиснув: «Терпи!»
В телогрейке, в ушанке,
то с пилой, то с кайлом
шла со временем в ногу,
но не шла напролом.
…Дерзновенно, правдиво
вместе с песней жила…
Автотрассой навеки
ты на сердце легла.
Очень сожалеет сегодня Михаил Михайлович о том, что там, где шло строительство легендарной трассы Анчириково – Алексеевка – Кобляково – посёлок на 112-м километре – посёлок на речке Таде, всё заросло и нет ни одной стелы.
«Не было бы Анны – не было бы и меня»
В 1964 году Рябикова призвали в армию. Попал он в Читинскую область – в учебное подразделение, где готовили механиков-водителей танков. За безупречную службу младший сержант Рябиков Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Но, к сожалению, перед самой демобилизацией медаль кто-то похитил из вещевого мешка. Остались лишь удостоверение и запись в военном билете.
Через три года Михаил вернулся в родную бригаду на строительство коттеджей для лесозаготовителей в посёлке Седаново. В это время произошло знакомство с будущей супругой Анной, которая приехала к родственникам из Барнаула и работала на строительстве трассы Братск – Усть-Илимск. Это была любовь с первого взгляда. Вскоре молодые люди расписались в Подъеланском сельсовете, и вот уже более полувека они вместе. «Не было бы Анны – не было бы и меня! – говорит, глядя на супругу с нежной улыбкой, мой собеседник. – Ведь всё в этом мире держится на любви!» Именно своей возлюбленной Михаил посвятил стихотворение «Моя трасса».
И нет ему покоя!
В 1969 году бригада, в которой трудился Михаил Рябиков, была переведена в Усть-Илимск на строительство опор моста через реку Ангару. После завершения работ Рябикову доверили руководство комплексной бригадой Строительно-монтажного управления строительства дорог (СМУ-4 УСД) и направили на возведение объектов Усть-Илимского ЛПК. Коллектив укладывал железобетонные трубы на подъездных дорогах, фундаменты в цехах, бетонировал будущие производственные площадки, асфальтировал автодороги, строил взлётно-посадочную полосу Усть-Илимского аэропорта. Как говорит Михаил Михайлович, нет в городе таких дорог, которые ни делала бы его бригада, неоднократно становившаяся победителем соцсоревнований.
Рябиков никогда не оставался в стороне от общественной жизни: являлся членом Совета трудового коллектива, председателем профкома СМУ-1 треста «Братскдорстрой», членом объединённого профкома треста «Усть-Илимскпромстрой». Всегда болел душой и за своих товарищей, и за будущее строящегося города. В управлении строительства дорог Михаил Рябиков проработал более 30 лет.
Активный характер руководителя передовой бригады продолжил проявляться на политическом поприще. В 1990 году Михаила Михайловича избрали депутатом городского и областного Советов. Пост народного избранника Рябиков занимал более 20 лет. За этот солидный срок ему удалось решить многие жизненно важные вопросы города, ведь в одно время Усть-Илимск был дотационной территорией. У Рябикова сложились прочные деловые отношения с первым губернатором Иркутской области Юрием Ножиковым и его заместителями. В частые командировки в Иркутск усть-илимский депутат всегда отправлялся с портфелем, набитым документами. Тогда ему удалось выхлопотать средства на снос старых деревянных домов барачного типа, на содержание жилья левобережного Жилкомхоза, на выплату отпускных педагогам… Рябиков всегда проявлял заботу о своих земляках и создании условий для развития Усть-Илимска, не думая о собственном благе. «Чем ты мне нравишься, так тем, что лично для себя у меня никогда ничего не просишь», – однажды сказал ему Юрий Ножиков.
О чём болит душа
О многом размышляет Михаил Рябиков. История города, проблемы экологии, простого народа ярко отражаются в его произведениях. Неодушевлённые образы и природу сибирского края он сравнивает с живым миром и ведёт с ними незримую беседу.
Своё первое стихотворение Михаил Рябиков принёс в газету «Усть-Илимская правда». Потом он стал одним из активных членов литературного объединения «Поиск» при этом издании. В 1979 году он первым из усть-илимских поэтов завоевал диплом 1-й степени Иркутской областной конференции «Молодость. Творчество. Современность». Вручали награду писатели Валентин Распутин и Алексей Зверев.
Затем Рябиков печатался в коллективных сборниках «Байкальский меридиан», «Уходил на войну сибиряк», «Живое слово на уроках экологии», «Усть-Илим продолжается», «Усть-Илим – судьба, мечта и счастье», в альманахе «Ангара», журнале «Сибирь», еженедельнике «Родная земля».
В предисловии к книге «Каменный цветок» (100 поэтов о войне) написано: «Нынче в Усть-Илимске живёт поэт Михаил Рябиков, который издал одну единственную книгу «След» в серии «Бригада» в 1981 году. Но это подлинный русский поэт, которому уже давно пора выпустить достойную книгу стихов и стать членом Союза писателей России…» Стихи устьилимца были опубликованы в этом издании наряду с произведениями таких известных поэтов, как Евгений Евтушенко, Юрий Левитанский, Иосиф Уткин, Анатолий Преловский, Владимир Корнилов, Николай Зиновьев и другие. К 350-летнему юбилею города Иркутска был выпущен трёхтомник произведений поэтов и писателей Приангарья «Бег времени», где опубликовано стихотворение Михаила Рябикова «Рыбалка на Ангаре».
О своём городе мой герой говорит так:
– У меня здесь всё родное, здесь похоронены мама, два брата, сестра, племянник… Проросли мои корни: в системе образования трудятся дочери, радуют внуки, подрастают правнуки… Для меня это место бесценное!
Михаил Рябиков
Моя трасса
Только день на улицы прольётся,
Я тебя с собою позову
В те места, где родничок смеётся.
Окропляя бликами траву.
Где кусты в серебряных рубашках
В гладь реки глядят, как рыбаки,
У ручья нарву тебе ромашек,
Покажу саранки и жарки.
По тропе поднимемся на сопку,
Где лежат, как лоси, валуны,
А оттуда улицы посёлка
И дороги дальние видны.
Ты увидишь: тихо, будто в дрёме,
Даль на сопках синяя лежит,
Стеклами машины на подъёме
Направляют зайчиков в зенит.
На валежине сухой и гладкой
Расскажу о стройке. И тогда
Ты поймёшь: в дорогах и площадках
Есть частица моего труда.
По лицу, и голосу с волненьем,
И глазам, что смотрят в синеву,
Ты поймёшь тогда, чему я внемлю,
Почему в тайгу тебя зову.
Что без этих сосен загорелых
И без рос, что прячутся во мху,
Без таёжных быстроногих речек
Жить теперь на свете не могу.