издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оценки в школьном дневнике

Работой школы в целом вполне удовлетворён каждый второй из опрошенных родителей учеников

  • Автор: Ирина Овсянникова, Иркутскстат

В народе говорят: «Век живи – век учись!» Народная мудрость права: учиться надо всю жизнь. А начинается обучение с самых юных лет – ещё в стенах детского сада. Вторая ступень образования – школа (лицей, гимназия), именно здесь закладываются основы знаний, дающие путёвку во взрослую жизнь. От мастерства педагогов во многом зависит, какими вырастут наши дети, каким будет интеллектуальный потенциал страны.

В ходе одного из выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам Росстат в 2021 году изучал качество и доступность услуг в социальной сфере. В частности, исследовались вопросы школьного образования. Путём опроса родителей учеников изучалось их мнение о разных аспектах школьной жизни.

Итак, что не устраивает родителей в организации образовательного процесса, какие оценки выставлены школе по разным направлениям деятельности? Наверное, каждый имеет свою шкалу требований к школе, и частные мнения не лишены субъективизма. Однако обобщённые оценки дают представление о ситуации.

Общая оценка, уроки и внеурочное время

Интересно, что, оценивая работу школы в целом, жители Иркутской области проявили больше оптимизма в сравнении с другими россиянами: каждый второй из опрошенных наших земляков полностью удовлетворён, тогда как в целом по стране преобладали менее определённые ответы – «скорее удовлетворён».

Абсолютно не устраивает работа школ 4% наших земляков, это вдвое больше российского показателя. Но есть в стране регионы, где твёрдое недовольство высказало ещё большее число опрошенных. Например, в Свердловской области – 6%, в Кемеровской – 8%.

Судя по опросу родителей школьников, по качеству обучения Иркутская область немного уступает Омской и Новосибирской областям, где доля вполне удовлетворённых составляет 77% и 73% соответственно. И почти на равных мы с Республикой Алтай (71,7% и 72,2%).

По вопросу организации учебного процесса и внеучебных мероприятий довольно высока доля абсолютно недовольных родителей, негативные оценки выставили 5–7% опрошенных. Причём в отношении учёбы ещё больше недовольства проявили респонденты из Кемеровской области (8%).

А регулярность и порядок организации внеурочных мероприятий часто не устраивают родителей в Новосибирской и Кемеровской областях (8-9%), Томской области (11%) и Алтайском крае (18%). В российских границах антирекорд по этой части принадлежит Карелии (23% недовольных).

Воспитание, питание, здоровье

Школа не только учит, но и воспитывает наших детей. Кроме того, здесь должны быть созданы условия для сохранения здоровья учащихся, а с учётом продолжительности занятий – ещё и горячее питание, что при дефицитности региональных и местных бюджетов может стать большой проблемой. Уложиться в смету можно при низкой цене продуктов, что не всегда гарантирует их высокое качество. Этими направлениями в работе школ вполне довольны две трети опрошенных родителей. Остальных что-то не устраивает. А твёрдые негативные оценки в отношении питания дали 6% респондентов.

Материалы обследования говорят о максимально качественном школьном питании в Чечне, где всё устраивает 97% родителей, а недовольных нет. Есть ещё только один регион с отсутствием недовольных питанием – Чукотский автономный округ. Кроме Чечни высокая доля вполне довольных отмечается в Ненецком автономном округе и Пензенской области (80–84%).

А на другом конце этой шкалы – Москва, где вполне довольных лишь 20%. Вероятно, данный показатель, как никакой другой, зависит от уровня притязаний и родительских представлений о качественном питании.

Есть регионы со значительной долей высказанного недовольства по этому вопросу. В Брянской, Челябинской, Орловской, Воронежской и Магаданской областях совершенно недовольны питанием в школе 21–29% родителей.

В пределах СФО пик недовольства школьным питанием зафиксирован в Хакасии (17% ответов), а минимум – в Новосибирской области (3%).

Комфорт и безопасность

Меньше всего претензий родители предъявляют к комфортности пребывания детей в школе – лишь 0,1% совершенно не удовлетворённых. И, соответственно, по этому показателю наиболее высока доля вполне довольных – 77% опрошенных устраивают состояние школьных помещений, их уборка и температурный режим, качество сантехники.

В ряде российских регионов недовольство по этому поводу не зафиксировано, а пик недовольства – в Чувашской Республике (12%). Число абсолютно довольных условиями для детей в школах максимальное в Чечне (99%), ещё в ряде регионов их доля превышает 90%.

Однако надлежащие условия для детей, имеющих серьёзные ограничения по здоровью, создать непросто, особенно в старых школах, ведь прежде этим вопросом практически не занимались. По данному направлению высока доля абсолютно не удовлетворённых (8%) и маловато тех, кого это вполне устраивает (58%). Однако работа в Иркутской области поставлена неплохо: есть, конечно, регионы с более высокой долей вполне довольных, но в целом по стране показатель заметно ниже (50%).

Не высказали недовольство по этому направлению опрошенные жители Курской и Рязанской областей, Ненецкого автономного округа, Чечни. В то же время в трёх регионах число негативных ответов превышает 40% (Орловская, Вологодская области, Пермский край).

И, наконец, чтобы не волноваться за ребёнка, отправляя его на занятия, должна быть обеспечена безопасность пребывания в здании школы и на её территории. В последнее время детской безопасности уделяется много внимания (ограждение школьной территории, тревожные кнопки, дежурный у входной двери). Родительское недовольство по этому поводу почти на минимуме – 0,6% негативных ответов, это сибирский минимум, по России – 4,4%.

Есть в стане регионы, где явного недовольства вопросами охраны детей родители не высказали. Но есть территории, где этим вопросом, судя по данным обследования, необходимо заняться. В Орловской и Астраханской областях, Хакасии и Чувашии, Приморском и Хабаровском краях, в Еврейской автономной области твёрдых негативных ответов на вопрос об охране от 14% до 19%.

А как в других сибирских регионах?

Главный показатель удовлетворённости, учитывающий все стороны деятельности учебных заведений, в нашем регионе имеет максимальное значение из всех сибирских территорий – 49% родителей не имеют никаких претензий. А в Алтайском крае, например, работа школ полностью устраивает 18% родителей, в Новосибирской области – 46%.

Судя по данным обследования, в школах Приангарья созданы относительно неплохие условия для учащихся с ограничениями по здоровью, показатель удовлетворённости родителей выводит наш регион на 2-е место в Сибирском федеральном округе. По ряду позиций Иркутская область находится на 3-4 местах в СФО, а по организации учебного процесса и внеучебных мероприятий, воспитательной работе и условиям в школе (чистота помещений, исправность мебели, температурный режим, гигиенические удобства) – в золотой середине.

Лидером родительского оптимизма нередко становилась Новосибирская область. Качеством обучения и организацией учебного процесса отличается Омская область. По ряду показателей в тройке лидеров находится Республика Алтай.

В сравнении с Россией

По ряду направлений в деятельности школы родители учеников из Приангарья поставили больше твёрдых пятёрок, чем в целом по стране. Особенно заметна благоприятная для нас разница в оценках качества питания и условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. И чуть меньше позитивной твёрдости по сравнению с другими россиянами проявили жители Иркутской области, оценивая организацию учебного процесса, регулярность и порядок проведения внеучебных мероприятий, воспитательную работу.

Итогом можно считать оценку работы школы в целом. По этому критерию твёрдую пятёрку поставили 49% опрошенных родителей из Приангарья и 28% респондентов России.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры