Якутский тракт: разбойники, взрывы и сэргэ
Улицы, называющиеся Трактовыми, носят такое имя не случайно – в своё время по ним приходили тракты, пути из одного региона в другой. Не стал исключением в этом плане и Качугский район, через который проложили Якутский тракт – главную дорогу из Иркутска в Якутск. Правда, ездить с комфортом можно было не всегда: в весеннюю распутицу дорога превращалась в глинистое месиво, летом была пыльной и ухабистой. Подстерегали и другие опасности: разбойники нападали на торговые обозы и почтовые кареты.
«Польская» дорога
«Якутский тракт был проложен в 17-18 веках. Путь из Иркутска на Качуг оказался самым коротким, что надолго определило его судьбу как перевалочного пункта по пути на север», – рассказала директор МБУК «Качугская межпоселенческая центральная библиотека» Анна Шеметова на встрече с участниками проекта «Готовь сани летом», ставшего победителем конкурса грантов Российского фонда культуры. Чтобы узнать больше об истории Якутского тракта, из села Залог, что в 50 км от районного центра, приехали ученики Залогской основной общеобразовательной школы.
Одновременно с прокладкой тракта на пути появлялись ямы – так назывались населённые пункты, жители которых должны были обеспечить транспортом почтовую станцию. Если около дороги не было подходящего населённого пункта, то его создавали искусственно. В Качугском районе работали четыре почтовые станции – Манзурская (6 пар лошадей), Харбатовская (6 пар лошадей), Качужская (5,5 пары лошадей), Верхоленская (5,5 пары лошадей). На содержание почтовых станций и лошадей население получало не менее 250 тысяч рублей в год. На Манзурскую и Харбатовскую выделялось по 275 рублей на пару лошадей в месяц, на Качужскую и Верхоленскую – по 300 рублей на пару.
Дорога Якутского тракта до сих пор носит название «улица Трактовая» на разных территориях. В Качугском районе сохранился кусочек старого тракта по пути на Шишкинские писаницы в деревне Шишкино. «Дороги в основном были грунтовые, по ним невозможно было ездить в весеннюю распутицу. Летом после дождя они превращались в глинистое месиво. Иногда дорога сохла в течение недели. Особенно заболоченными были участки возле сёл Манзурка и Харбатово, – рассказала Анна Шеметова. – После окончания весенней распутицы дорога становилась пыльной и ухабистой. Однако все эти недостатки нивелировал зимний санный путь».
Особенно опасной была дорога близ Шишкинских писаниц, где она проходила между рекой Леной с одной стороны и скалистой горой с другой. В документах сохранились сведения о трагических случаях: в 1877 году под скалами утонул крестьянин Макаровской волости Куницын, в 1882 году – крестьянин Бутаковской деревни Козлов. В 1885 году утонула лошадь почтового ямщика Зуева.
В 60-х годах 19 века, чтобы избежать крутых спусков и подъёмов от Качуга до Верхоленска, начали прокладывать дорогу по берегу. Её называли «польской», потому что трудились там ссыльные польские повстанцы. Однако даже новый путь не гарантировал безопасность, особенно в дождливую и ветреную погоду, потому что шёл около крутых скал. До сих пор дорога из Качуга в Верхоленск мимо Шишкинских писаниц оставляет неизгладимые впечатления: грунтовка, высокий подъём, скала с одной стороны, крутой берег Лены – с другой.
Власти беспокоило то, что над дорогой нависал Шаманский камень, расположенный на верхушке Шишкинских писаниц, именно поэтому в 1897 году он был взорван, в результате чего пострадала только его верхушка. Это событие произвело очень сильное впечатление на местное население. Именно поэтому, когда через какое-то время оторвался паром, ходивший по Лене, и погиб исправник, при котором был взорван камень, это объяснили тем, что хозяин Шишкинских скал и Лены Хара-Ажирай наказал за то, что произошло без его разрешения.
Место жертвоприношения духам
Было много историй, связанных с разбоями, убийствами ямщиков и сопровождающих грузы. Громкое дело случилось весной 1912 года, когда напали на иркутскую почту, следующую на 4 парах лошадей в сопровождении почтальона. Был похищен хозпакет из Иркутска, стоимость которого оценивалась в 8914 рублей. Преступники были оперативно найдены, ими оказались политссыльные из Манзурки. «Таких случаев было немало, поэтому почтовых работников скоро стали вооружать», – рассказала директор Качугской межпоселенческой центральной библиотеки.
В селе Манзурка сохранился дом семьи Крапивиных, который до революции служил постоялым двором. Для отдыха ямщиков была отведена половина пятистенного дома. Постояльцев поили чаем, стряпали для них хлеб из своей муки. Семья Крапивиных была большой, в работе постоялого двора были задействованы от мала до велика. Например, дети распрягали и запрягали лошадей, кормили их в дорогу, убирали навоз, готовили свежее сено и воду.
Якутский тракт связан с местными жителями, бурятами, именно поэтому на дороге установлено множество столбов – сэргэ. Таким столбом отмечалось место жертвоприношения духам. По поверьям, путник обязан был принести здесь какую-либо жертву для того, чтобы дорога была удачной. Эти традиции живы до сих пор: на сэргэ оставляют монетки, сигареты, конфеты, рис и так далее. А с теми, кто не соблюдает обычаи, частенько происходят досадные происшествия: то колесо машины пробьёт, то дверь заклинит, а то и железный конь заглохнет. Например, был случай: в Качугский район приехали археологи, чтобы сфотографировать памятники истории и культуры. К древнему обычаю они отнеслись без должного почтения. В итоге их фотокамера отказалась работать и включилась только в Иркутске.
В годы советской власти с развитием золотодобычи в северных территориях увеличился и объём перевозимых по Якутскому тракту грузов. Зимой и летом шли караваны лошадиных подвод, а позднее – машин. «В уезде появляются новые пристани. На небольших судах отправлялись тысячи тонн грузов. Сплав проводился два раза в год – в большую воду. В 1913 году через Качуг проходило 78% всех северных грузов, в 1935-м – 63%, в 1966 году – 1,3%. Причиной снижения стало строительство дороги до Жигалова, введение в эксплуатацию железной дороги», – рассказала Анна Шеметова.
В 1960-х годах началось строительство асфальтированного участка Иркутск – Усть-Орда. В 1969 году был положен первый асфальт, а в 1976 году дорога дошла до Усть-Орды. Стройка шла очень медленно, и только с возведением асфальтобетонных заводов, в том числе в Качуге, её темпы ускорились. Наконец, в 1999 году дорога от Иркутска до Качуга протяжённостью более 250 км была завершена. Новая трасса обеспечила устойчивую круглогодичную связь между населёнными пунктами, время в пути сократилось в два раза – до 3-4 часов. Правда, она не полностью повторяет Якутский тракт.
Радищев, Фрунзе и Дзержинский
По Якутскому тракту проезжало немало известных людей, в их числе – Герхард Фридрих Миллер, учёный, академик, участник и один из руководителей второй Камчатской экспедиции, организованной для изучения Сибири. Именно во время этой экспедиции были открыты Шишкинские писаницы. Правда, они не впечатлили её участников. Весь мир узнал о писаницах в середине 20 века благодаря академику Алексею Окладникову.
В 1782 году в Качуг по Якутскому тракту прибыла делегация японцев, которые путешествовали по России и ездили на поклон к Екатерине II. Видел Качуг Александр Радищев. Его, закованного в кандалы, привезли из Якутска в Илимский острог, а также декабристов, петрашевцев, народников, участников польского восстания. В 1902 году из Верхоленска по Лене за границу совершил побег Феликс Дзержинский, которого везли по Якутскому тракту. В Манзурке отбывал ссылку военачальник Михаил Фрунзе. Известно, что он не хотел сидеть без дела и попросил для себя столярную мастерскую, чтобы изготавливать мебель.
Анна Шеметова рассказала, что её дед в своё время ходил обозом. «Брали несколько ямщиков и перевозили грузы. В основном использовали зимой сани, потому что санный путь был лёгким. У Качугского района богатая история, связанная с Якутским трактом и с санями, очень хорошо, что проект «Готовь сани летом» позволяет ещё раз напомнить об этом. Всё возвращается на круги своя, поэтому я рекомендую вам: расспрашивайте своих бабушек и дедушек о том, как они жили. Эти знания нужно искать и передавать новым поколениям», – обратились она к ребятам, участникам проекта.
Напомним, проект «Готовь сани летом» реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Он стартовал в мае и завершится в ноябре нынешнего года. В рамках проекта состоялось шесть экспедиций по территории Качугского района, в ходе которых проводился сбор материалов и экспонатов, связанных с историей и изготовлением саней. Все они будут размещены в будущем музее, который разместится в селе Залог. По итогам экспедиций будет разработано методическое пособие по изготовлению саней в электронном виде. Уже сейчас в селе Залог работает мастерская по изготовлению саней, проводятся мастер-классы.