Корабль ложится на курс
Деревянное судно пройдёт по Ангаре и станет символом подвига Григория Шелихова
Деревянный корабль Григория Шелихова пройдёт по ангарским водам и встанет на вечный прикол рядом с городом металлургов. Корабль транспортируют по Ангаре из Большой Речки, а потом доставят в Шелеховский район на площадку, которая носит название «Господин Шелихов». Судно станет символом свершений Григория Ивановича, точкой притяжения для туристов. Идея принадлежит владельцу площадки – предпринимателю Юрию Максимову. Совместно с путешественником, писателем Эрастом Бутаковым они пишут книгу об этом проекте, пошагово фиксируя все его этапы. Это поможет лучше понять историю 18 века и те трудности, которые выпали на долю первопроходцев.
Масштаб проекта и масштаб личности
«Представьте: путешественник покинул Иркутск, миновал Шелехов, далее по Култукскому тракту он держит путь в сторону Чистых Ключей, и вот слева ему открывается огромная площадь, на стеле надпись: «Господин Шелихов». Это и есть то место, куда вскоре прибудет деревянный корабль – сначала по Ангаре, а потом по суше», – рассказывает писатель Эраст Бутаков. Идея таким образом увековечить имя Григория Шелихова принадлежит предпринимателю Юрию Максимову.
15 июля, в День рождения города Шелехова, Юрий Максимов и Эраст Бутаков встретились с мэром города Рыльска Сергеем Курносовым, который приезжал на празднование юбилея города-побратима. Главы городов-побратимов Сергей Липин и Сергей Курносов обсудили новые идеи, направления сотрудничества. И Юрий Максимов получил возможность рассказать Сергею Курносову о своём проекте. «Администрация города Рыльска в своё время подарила нашему Музею Григория Шелихова постамент, который был возведён в 1903 году в память о первопроходце, – рассказывает Эраст Бутаков. – Сам памятник Шелихову во время революции был уничтожен. Но на постаменте сохранилась выбитая надпись. Был и второй подарок – крест с храма, в котором Григорий Шелихов был прихожанином. В храме проводился ремонт, старые кресты, которым не первая сотня лет, пришлось заменить на новые. Один из старинных крестов был преподнесён в дар городу Шелехову. У нас есть действительно прекрасный музей, посвящённый Григорию Шелихову, там очень много интересных экспонатов. Но хотелось бы, чтобы память о путешественнике была поддержана каким-то крупным проектом, символом».
– Объект, площадка у меня достаточно давно, но всё не приходила идея её позиционирования, – говорит Юрий Максимов. – А потом я начал понимать, что при проезде через город Шелехов у нас имя Григория Ивановича никак не фигурирует. Нет символичных мест, взглянув на которые, можно было бы понять, кто такой Шелихов, почему город назван в честь него. Когда я изучал историю и занимался проектом «Путь к Байкалу», я стал понимать это более чётко. Появилось осознание, что нужно делать проект масштабно, поскольку велик масштаб личности, Григорий Шелихов основал первые поселения в Северной Америке. Пришла идея, что площадку нужно назвать «Господин Шелихов». После появления вывески началось активное обсуждение в пабликах. Я понял, что идея интересная, можно создать бренд-бук, мерчендайзинговые продукты. Можно предложить людям элементы атрибутики, символики. Они же могут стать основой бизнеса, а место будет яркой туристической точкой.
– Откуда появилась идея с кораблём?
Юрий Максимов:
– Корабль появился уже после. Я приехал в Большую Речку и в первый день на пробежке увидел это судно и оторопел. И сразу увидел, как оно будет смотреться на нашей территории. Это русский корабль, который свяжет три века русской истории – от освоения Аляски до современности. Сама цель транспортировки – показать молодёжи, как можно с помощью креатива осуществить такую переброску судна. Местный житель строил этот корабль 15 лет. Это большое 18-метровое судно. Сейчас решается вопрос, как транспортировать его по Иркутскому водохранилищу, потом по дорогам, чтобы поставить на площадку. На гербе Шелехова есть как значок алюминиевой продукции, так и корабль. Так что корабль – это тот самый символ, который как нельзя лучше подходит.
– Как технически будет происходить транспортировка?
Юрий Максимов:
– У нас есть судно, мы наш деревянный корабль прижмём к судну и транспортируем до Иркутска. Специальную программу мы не разрабатывали, но надеемся, что люди будут участвовать. Судно достаточно старенькое, мы просто пойдём по реке, скорость будет небольшая, транспортировка займёт целый день, вечером постараемся сделать фейерверки. Далее на следующий день подготовим его к сухопутной транспортировке и перевезём на площадку. Когда корабль уже будет на месте, конечно, придётся его дорабатывать. Сейчас у нас есть идея «Алых парусов». Постараемся поставить на судно весь такелаж, паруса. Совсем превращать в новодел не будем, всё-таки его история связана с героической эпохой, потому постараемся оставить элементы старины. Но идея «Алых парусов» всегда востребованная – дети оканчивают школу, идут выпускные. Татьянин день, День студенчества, никто не отменял. Существует и День всех влюблёенных, а «Алые паруса» – это знак, который привлекает внимание. Это символ любви, молодости, будущего. И я хочу, чтобы разные наши проекты были связаны между собой. Это и история, и современность.
Мы с вами живём практически на источнике жизни на планете – озере Байкал. 25 июля был Всемирный день любви и благодарности воде. Мы планируем такую культуру продвигать – и «память воды», и «кристаллы воды», празднование Всемирного дня воды. Может быть, у нас будут представлены воды мира. Мне очень бы хотелось, чтобы отношение к воде, к её ценности мы несли как культуру. Надеемся, что часть этих историй будет реализована и на базе «Господин Шелихов», корабль станет арт-объектом и для этого проекта. Сейчас мы заняты сбором «визитной карточки» города Шелехова именно на туристическом направлении. Там же, на базе, мы планируем сделать скалодром «Сибирь – кладовая планеты». Постараемся продвинуть изучение геологии планеты через геймификацию, то есть внедрение игровых форм освоения знаний.
«Я предложил Эрику написать книгу»
«Не хочу ждать, когда кто-то вспомнит, что мы вообще здесь были и что-то делали, – говорит Юрий Максимов. – Я считаю, что мы в состоянии описать свою историю сами. Когда я увидел выступление Эрика Бутакова в галерее «Огонь», сразу возникла идея написания книги о нашем проекте».
Юрий Максимов связался с директором Музея Григория Ивановича Шелихова и предложил описать все события – зарождение идеи, транспортировку корабля – в самом процессе. «А иначе нельзя: даже совсем недавние события уже забываются, искажаются, – говорит он. – А здесь есть шанс описать всё шаг за шагом. Наша региональная история не менее важна, чем история Третьяковки или Лувра. Это то, что происходит тут, на этой земле, с нами. И это надо фиксировать. Так и возникла идея книги. А уже потом из книги Эрика о кругобайкальском путешествии я узнал, что их фирма называлась «Григорий Шелихов». Всё совпало».
Эраст Бутаков:
– Действительно, в своё время, когда мы с другом обходили Байкал, мы открыли малое предприятие, которое по какой-то причине назвали «Григорий Шелихов». Это было больше 30 лет назад. Готовясь к экспедиции, помимо решения всяческих насущных вопросов мы собирали материалы о путешественнике. Тогда не было Интернета – работали в библиотеках, читали книги, делали вырезки из газет. Предприятие после того, как мы обошли Байкал, закрылось, а накопленные материалы остались. И вот прошло 30 лет, и опять эта тема вернулась к нам. Материала о Шелихове в Иркутске много, имя знаменито на весь мир, на мировых картах есть географические точки, названные в честь этого путешественника. И история Русско-Американской компании – всё это вместе даёт повод и возможность, а самое главное – желание написать книгу.
Конечно, о Григории Шелихове уже есть много книг, но в большинстве своём они были изданы в советское время. И в них есть определённый уклон: как путешественник, представитель России Шелихов молодец, а во всём остальном не очень молодец. Но мы же умеем читать между строк и понимаем, насколько это был героический человек, насколько труден был его трёхлетний поход. Как тяжело было застолбить американскую землю, начать там торговлю, создать поселение. Конечно, именно он был начинателем. Его жизнь была слишком коротка, в 1795 году Шелихова не стало. Но у него были продолжатели. До 1867 года, когда Аляска была отдана американцам, эта деятельность была развита хорошо, и до сих пор там живут представители русской культуры.
– Это будет историческая книга или же описание современного проекта?
Эраст Бутаков:
– Это будет рассказ о проекте с углублением в историю. Сейчас мне приходится изучать навигацию, кораблестроение. В 17 веке построить парусник было непросто. Это сейчас есть компьютеры, всё можно рассчитать, станки с ЧПУ. Тогда же, как я понял, чертежей и планов как таковых не было, никто читать толком не умел, чертить и рисовать в массе люди тоже не умели. Есть такая информация, что сначала делался макет корабля, а потом он увеличивался до реальных размеров, что очень и очень непросто. Я читал отчёты Русско-Американской компании о начале деятельности на Алеутских островах и Камчатке. Описан период длиной примерно 60 лет – с 1741-го до 1817 года. В Охотске за это время было построено 52 корабля. Я посмотрел архивы, нашёл информацию о том, что в Иркутске в это время было около 20 тысяч человек населения, а в Охотске – 236 человек. Даже если каждый предприниматель привозил туда мастеров, всё равно был огромный дефицит рабочих рук. И при этом в среднем строился один корабль в год.
Когда Григорий Шелихов отправился в своё путешествие, за год он построил три корабля. А что это были за корабли? Шитики в основном, и вот на этом они уходили в открытый Тихий океан, в северную его часть, где постоянная смена погоды, шторма. Скорость корабля – всего 6–8 узлов. Это невероятно! Когда я в первый раз побывал на деревянном корабле в Большой Речке, понял, что это потрясающе интересно: как они на похожих конструкциях преодолевали огромные водные преграды? Хотя парусники до этого меня не привлекали, но тут интерес вспыхнул мгновенно. Возникает масса вопросов: как в то время это можно было построить, из чего, какими силами и за какое время? И более того: как на таких хрупких созданиях идти в открытый океан? Я описываю то, что я увидел, свои ощущения и размышления по этому поводу. Это дневник, который будет преобразован в книгу.
На встрече в Музее Григория Шелихова с мэром Рыльска я записывал то, что он рассказывал. И меня удивляет всё – и эта встреча, и этот разговор. И то, что существует такой музей с необычными экспонатами. Я всё это описываю со своей точки зрения. И это попадёт в книгу, станет историей. Всё изменится через некоторое время – добавятся экспонаты, уйдут люди, но этот день – что мы видели, как мы чувствовали, чему удивлялись – в книге будет. А далее нам предстоит транспортировка деревянного корабля. Я буду там, с ними. И буду ощущать, как на этом деревянном корабле люди пересекали океан. Ладно, океан оставим. По Ангаре хотя бы пройти и понять, что они чувствовали. Всего 40 километров до Иркутска, а попробуй-ка сделай. И я надеюсь ощутить весь этот кайф. Понять, как люди месяцами, годами шли со скоростью 6 километров в час на деревянном, постоянно подтекающем судёнышке, когда у них не было ни электричества, ни света… А цинга, а нехватка витаминов? И никто не знает, как с этим бороться… Это мой метод – я сам всё исследую, изучаю. Ну что мы знаем о Григории Шелихове? 2-3 строчки в энциклопедии, знаем, что есть город алюминия, названный в честь него. И, собственно, всё. А ведь это далеко не всё.
Юрий Максимов:
– Мне кажется, стоит ещё одна очень важная задача – показать в книге то, что мы делаем сейчас для будущего. Перебросить туда связь. Я вижу, какая колоссальная работа проводится Эриком с точки зрения истории, взгляда на неё из настоящего. Но не всегда мы прорабатываем гипотезы будущего. Мне хочется работать на перспективу и своими проектами прекратить отток молодёжи из городов и посёлков. Эта вся история – про любовь к краю, понимание того, где мы живём, знание его прошлого. Важно правильно позиционировать место, в котором ты живёшь.
Например, в Усолье-Сибирском можно вести летоисчисление не от открытия солевых залежей, а от посёлка Мальта, возраст стоянки впечатляет – около 25 тысяч лет. Нужно чувствовать связь с тем, что было здесь задолго до нас, тогда появятся новые смыслы. А в Иркутске можно было бы ярче показать целую галерею лиц – первопроходцев. Их было не так много, а детям нужно знать не только о Якове Похабове, но и обо всех, кто внёс вклад в освоение этой земли. Важно сделать так, чтобы историю всего региона за короткое время через имена и персоналии можно было считать. Мы должны это считывать не где-то в учебнике или в соцсети, а прямо в городе, через памятники, понятную и доступную инфографику, символы, которые будут на каждом шагу. Сейчас, например, некоммерческая организация «Общество дружбы Рыльск – Шелехов» вышла с предложением к мэру Иркутска создать дом-музей Русско-Американской компании, а я обратился в пароходство с предложением о переименовании судов в честь наших соотечественников-первопроходцев. Тем более что Григорий Шелихов сам ходил по этим рекам. А мы это всё не используем.
– Вы считаете, что личность Григория Шелихова недооценена в регионе?
Юрий Максимов:
– Безусловно. Владение Аляской длилось 67 лет. Причём владение это было в начале фактически по его письмам. Если вы посмотрите, то никто из властей, которые управляли страной – и даже Иркутской губернией, на Аляске не был. Как правило, там были кадровые офицеры, причём не самого большого ранга. Те, кто отправлялся в сложный, опасный путь и достигал цели. Вся Русско-Американская компания была уже после того, как там в сложнейших условиях закрепился Шелихов. Корабля хватало на один рейс, в крайнем случае – на два. Люди умирали от нечеловеческих усилий, от болезней, от переохлаждения. На месте закрепление шло трудно. Конечно, личность эта была очень масштабной и заслуживает большего внимания.
Эраст Бутаков:
– Книга будет читаться, если мы её сами проживём. Я через собственное познание, опыт рассказываю людям, как мы открываем Григория Шелихова здесь и сейчас. Как мы осмысляем, кто он был такой. И рассказываю я не только о путешественнике, не только о проекте Юрия Максимова, но и о людях Шелехова. О том, как появился этот город… Вот это всё будет в книге. Мы с Юрием ещё будем обсуждать книгу не один раз, но концепция пока такая: вести дневник проекта шаг за шагом и через то, что происходит с нами сейчас, глубже вникать в историю. Нам трудно сейчас понять, какой это был подвиг – ехать на конной тяге до Иркутска, потом добраться до Охотска, там построить корабль, на нём дойти до Камчатки, следом – до Америки. А это были наши предки, живые люди. Вот такой маленький путь небольшого человека Григория Ивановича, который приехал к нам из города Рыльска.