Операция «Брус-доска»
Суд отправил афериста в колонию общего режима на четыре года
Два десятка потерпевших проходят по уголовному делу о махинациях с виртуальной ошкуренной древесиной. В их числе гражданин Монголии, жители Ангарска и Братска, а также зарегистрированные в Иркутской области компании. Все они оплатили поставку пиломатериалов, которые числились только на бумаге. Общая сумма ущерба составила 4 млн 134 тыс. рублей. В деталях масштабных махинаций разбирался Свердловский районный суд Иркутска, приговоривший афериста к четырём годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Туман без запаха тайги
Осуждённому Сергею Шадрину сейчас немного за тридцать. Это тот возраст, когда мужчине всё по плечу. Но у него, по-видимому, были свои представления о том, как проявить себя в жизни. Перед тем как сесть на скамью подсудимых, Шадрин уже однажды побывал на ней: в 2016 году был осуждён по статье 260 УК РФ за незаконную рубку лесных насаждений. Тогда легко отделался: получил условный срок с последующей амнистией.
Своеобразная «тяга к природе» дала о себе знать спустя несколько лет, когда ему в голову пришла более изощрённая и рискованная идея. Как установлено в суде, её раскрутка началась в 2019 году, тогда и возник умысел на совершение преступления. Суть была в заключении фиктивных контрактов на поставку пиломатериалов от лица уже зарекомендовавшей себя фирмы. Разумеется, там ничего не знали о том, кто присосался к бренду и с какими целями. Такую фирму Шадрин нашёл: ООО «ИФК Регион». Подготовить фальшивые документы особой проблемой не стало. В свои «Рога и копыта» мошенник вовлёк помощников – финансового агента и курьера. Сам в целях конспирации незаконной деятельности почти ни с кем не встречался. Изменял имя и фамилию: называл себя то Дмитрием Нелидовым, то именем собственного малолетнего ребёнка – Даниилом Сергеевичем. Использовал номер телефона, оформленный на подставное лицо.
Расчёт был на то, чтобы как можно меньше светиться. Даже своему финансовому агенту, который получал от заказчиков деньги, не открывал «личико». Купюры вместе с документами передавались ему в безлюдном месте через курьера. В уголовном деле есть эпизод, когда курьер привозил ему очередной пакет. Главный был в маске, с беспристрастным лицом не произнёс ни одного слова. Даже конверт с оплатой за проделанную работу закинул ему в окно автомобиля. Несмотря на такие «странности», до поры до времени помощники верили легенде, что их шеф представляет конкретную фирму. Мошенническая схема операции «Брус-доска» заработала в Иркутске с подачи объявления на «Авито». Оставалось только дождаться клёва. За этим дело не стало, тем более что цены на товар были ниже рыночных.
Вагоны застряли, надо вызволять
Клюнул солидный заказчик с монгольской фамилией. Ему понадобилась партия пиломатериалов с провозом через границу. Стоимость оформленного «по всем правилам» контракта составила без малого полтора миллиона рублей. Обязательная предоплата вылилась в половину этой суммы, она была аккуратно внесена наличными. На юридическом языке такие контракты называют «ничтожными», но, увы, в большинстве своём – уже после того, как открывается неприглядная картина. В данном случае гражданин Монголии совершил две ошибки. Первая: не проверил фирму, которая фигурировала в документах. Когда оперируешь такими суммами, надо это делать обязательно. Вторая: не дожидаясь поставок по предыдущему контракту, сразу оформил ещё один, и снова на крупную сумму – свыше миллиона рублей.
Делец, видя ликвидность заказчика, постарался выдоить из него как можно больше средств. А для этого придумал историю, которая, со слов представителя потерпевшего, выглядела так: якобы вагоны с пиломатериалом задержали на станции Наушки. Вызволить их можно было, только оплатив контракты полностью. В первом случае заказчик так и сделал, а по второй сделке из-за возникших проблем с банком прошла только часть суммы, которую от него требовали. Никаких пиломатериалов, естественно, клиент не дождался. Какое-то время верил в то, что «вагоны простаивают в Забайкальском крае», потом «уже пересекли границу». На финише его ожиданий Шадрин просто отключил телефон. Материальный ущерб для заказчика составил свыше 2 млн 200 тысяч рублей.
Далее суд разбирался с историями потерпевших уже из Ангарска и Братска. Как видно, первый сорванный куш добавил Шадрину уверенности, он стал обзаводиться офисами. Искать долго коммерческие предприятия, под вывеской которых аферист решил прокручивать фальшивые сделки, не пришлось: всё, что нужно, предоставили просторы Интернета. Работа закипела. В городе нефтехимиков Шадрин действовал от имени фирмы «Сибирский лес» с ноября 2019-го по февраль 2020 года, обманув клиентов на 1 млн 325 тыс. рублей. Махинации в Братске он проворачивал в августе-сентябре 2020 года уже как представитель «Восточной лесной компании», которая об этом и знать не знала. «Заработал» на братчанах, клюнувших на выгодное по цене предложение, почти 600 тысяч рублей. Потерпевшие выкладывали за несуществующие пиломатериалы разные суммы – кто 20, кто 80, кто 310 тысяч рублей. На контакт выходили солидные люди из различных организаций. Они охотно верили, что имеют дело с сотрудниками филиалов раскрученных компаний. Тем более что и цены на древесину очень устраивали.
Деньги назад, а то…
После возбуждения уголовного дела многие потерпевшие, вероятно, задавали себе вопрос, как такое могло случиться с ними. В подобных историях с немалыми финансовыми потерями люди испытывают целую палитру чувств: обиду, стыд, вину, злость. И очень сожалеют, что была нарушена непреложная истина – доверяй, но проверяй. В этой криминальной истории есть показательный момент: одна из заказчиц сразу после оформления документов на поставку сруба для бани почувствовала что-то неладное. Она уже внесла предоплату – более 100 тысяч рублей, поэтому холодок на коже появился. Обратила внимание, что подпись директора и печать выполнены на принтере. Решила найти коммерсантов в Интернете. Обнаружила, что указанный в договоре номер ОГРН значится за другой организацией, ИНН тоже не совпадает. Выходило, что реквизиты не соответствовали тем, что были указаны в договоре.
После таких сомнений заказчица не раздумывая помчалась в офис, чтобы расторгнуть договор и вызволить свои деньги. Попутно с собой захватила юриста. Разговор с финансовым агентом получился на повышенных тонах. Был сделан звонок шефу. Тот принялся отговаривать клиентку от такого шага, поскольку не привык кому-либо возвращать деньги. Тогда женщина пригрозила оглаской этого случая. В конце концов ей вернули всю сумму. Вполне понятно, что другим придётся долго и с разной степенью пессимизма ждать этого события, хотя все заявленные гражданские иски суд удовлетворил в полном объёме.
Мифические парни «с синевой»
А как сам мошенник объяснил свои действия? На предварительном следствии вину он признавал лишь частично, ссылался на «внешние обстоятельства», которые в ряде случаев якобы сыграли негативную роль. В показаниях подсудимого фигурировали парни, с которыми он в разное время познакомился случайно, например на отдыхе, и знал их только по именам: Михаил, Александр, Антон. Они делали ему коммерческие предложения, но по разным причинам всё срывалось, и в результате страдали ни в чём не повинные заказчики пиломатериалов. В частности, после встречи с неким Антоном Шадрин намеревался выгодно перепродавать древесину с так называемой «синевой», когда в товаре уже явно прослеживаются изъяны вплоть до гнильцы. Не все покупатели разбираются в подобных тонкостях, и низкосортный материал мог сойти за весьма качественный. Но игра на пересортице не удалась. Таких деталей в объяснениях Шадрина много, вот только доказательства он предъявить не смог.
По заведомо ничтожным контрактам на поставку пиломатериалов, как подтвердилось в суде, заказчики выложили из своих карманов 4 млн 134 тыс. рублей. На что рассчитывал коммерсант? Десятки людей, не получив оплаченную продукцию, конечно же, пошли в полицию с заявлениями. Финансовые агенты еле отбивались от разъярённых заказчиков, понимая, что они и сами оказались в числе обманутых. Никакая конспирация дельцу не помогла. В Свердловский районный суд Иркутска поступило 15 томов уголовного дела с доказательствами совершённых преступлений. Сергей Шадрин признан виновным в мошенничестве – хищениях путём обмана в крупном и особо крупном размерах (ч. 3 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Суд принял во внимание смягчающее обстоятельство – наличие у виновного малолетнего ребёнка (того самого сыночка, имя которого папа взял для своих махинаций) – и приговорил его к лишению свободы на четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.