Фермеры всех районов, объединяйтесь!
Равноправие всех участников или сплочение вокруг сильного лидера – такие схемы формирования кооперативов обсудили эксперты
Каждый год в Иркутской области регистрируют десять новых сельскохозяйственных кооперативов. Семь из них закрываются. Многим не хватает денег. Но чаще всего члены кооперативов не могут договориться между собой, добиться, чтобы были соблюдены интересы всех участников. Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Иркутской области Дмитрий Худаков сравнил кооператив с семьёй. «Это умение жить вместе и делить прибыль, если она есть, – сказал он. – Это достаточно сложно».
Сейчас в Иркутской области работают 119 сельхозкооперативов, из них 10 – производственные, один кредитный, все остальные – потребительские. Об этом рассказала руководитель регионального ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «Иркутский» Алёна Арнст.
«Нужен лидер, который будет развивать свой бизнес»
В Иркутской области кооперативы создают вокруг лидера – предприятия или инициативного человека. К нему присоединяются остальные участники. Заместитель министра сельского хозяйства Марина Кожарина рассказала о том, как область помогает фермерам и кооперативам. В нынешнем году 19 начинающих фермеров получили гранты на суммы от 3 до 5 миллионов рублей. Из бюджета на это выделено 72 миллиона рублей. Второе направление – субсидии кооперативам, так называемые «50 на 50». В этом случае бюджет компенсирует половину расходов на покупку оборудования, транспорта. Ещё половину должны внести сами члены кооператива.
Кроме того, организация может подать заявку на грант в размере 30 миллионов рублей. На эти деньги можно построить перерабатывающий или стационарный убойный цех, овощехранилище и другие объекты, для которых требуются большие вложения. Есть также субсидии на компенсацию затрат, связанных с закупками мяса и молока. Приоритет минсельхоз отдаёт развитию мясного и молочного животноводства, а также овощеводства, в том числе картофелеводства.
Кооператив может рассчитывать на компенсацию от 10% и более затрат, если покупает у местных овощи и картофель. Причём это могут быть как члены кооператива, так и люди, не входящие в объединение. В этом случае нужно, чтобы они были зарегистрированы как самозанятые. Кооператив также может получить компенсацию лизинговых платежей. Для того, чтобы знать обо всех мерах поддержки и правильно оформить заявку, нужно обратиться в центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, который входит в состав центра «Мой бизнес».
Руководитель центра компетенций Ирина Храмова отметила, что за 10 месяцев, которые существует подразделение, специалисты провели около 300 консультаций. Фермеры, участники кооперативов обращаются с вопросами о том, как зарегистрировать бизнес, подать заявку на грант, собрать документы и подготовить отчёт. Поддержка идёт по двум основным направлениям. Во-первых, консультирование по участию в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и программах минсельхоза. Во-вторых, у центра «Мой бизнес» есть свои меры поддержки, на которые могут претендовать фермеры и кооперативы.
По словам руководителя центра «Мой бизнес» Диляры Окладниковой, около 30% средств от всего объёма поддержки, которую оказывает центр предпринимателям, направляется на сельское хозяйство.
Представители отрасли также обращаются в центр «Мой бизнес» за помощью в разработке маркетинговых стратегий и по всем вопросам, касающимся упаковки, брендирования, позиционирования продукции. Именно на три эти направления приходятся 60% всех услуг, которые оказывает центр «Мой бизнес». Кроме того, сотрудники центра помогают производителям выйти на ритейлеров. «Мер поддержки много, но нужен лидер, инициативный человек, который будет развивать свой бизнес», – отметила Диляра Окладникова.
«Суть кооперации в равноправии»
Алёна Арнст считает, что кооперативы в области могли бы развиваться активнее, если бы в рядах фермеров было больше сплочённости. А сейчас они друг другу в первую очередь конкуренты. По мнению Дмитрия Худакова, причина в том, что сказывается специфика Иркутской области. Сложно объединяться, когда партнёры находятся в десятках, а то и в сотнях километров. Руководитель ассоциации привёл пример Астрахани. Там много небольших хозяйств, которые выращивают арбузы и находятся друг от друга буквально через забор. Им значительно легче объединиться, чтобы сбывать продукцию.
По мнению Дмитрия Худакова, государство должно не просто поддерживать те кооперативы, которые есть, но и взять на себя инициативу при их создании. Он привёл пример США. Когда там 100 лет назад создавали кооперацию, структуры были организованы полностью за государственный счёт. А потом по мере развития фермеры выкупали имущество кооператива и становились его хозяевами. У нас же кооперация формируется вокруг сильного предприятия или инициативного человека. «Это не совсем кооперация, так как другие члены будут зависеть от лидера, в том числе он будет диктовать ценовую политику. Суть кооперации в равноправии, все члены кооператива должны участвовать в принятии решений. У нас такого пока нет. И создать такие структуры без помощи государства невозможно», – считает Худаков.
По нынешним правилам, если фермер захочет выйти из кооператива, ещё два года он должен нести ответственность по обязательствам организации. Например, для создания общего фонда участникам кооператива 50% даёт бюджет, ещё 50% – обычно банковский кредит. И деньги нужно возвращать, даже если партнёрство не получилось.
Директор Иркутского филиала Россельхозбанка Наталья Баркова рассказала, что сложности в отношениях банка и кооперативов начинаются ещё на этапе подачи заявки на кредит. Кооператив – некоммерческая организация, получение прибыли не входит в её цели. Поэтому банку сложно оценить, смогут ли участники кооператива платить по кредиту. Кроме того, участники кооператива не всегда могут договориться, на что потратить деньги из общего фонда. Россельхозбанк сотрудничает с 40 кооперативами. Основная работа связана с льготным кредитованием в рамках государственных программ.
Кроме того, у Россельхозбанка есть собственные инструменты поддержки фермеров. Например, работает цифровая торговая платформа, куда производители могут загружать карточки с товарами. Выглядит как интернет-магазин, покупатель может выбрать товар, узнать, могут ли его доставить, и купить, если условия подошли. В офисе банка проходят «Вкусные пятницы», когда фермеры устраивают дегустации продуктов. Там же можно купить товар. По словам Барковой, в эти дни выручка у фермера примерно вдвое больше, чем обычно. Клиенты банка с удовольствием пробуют и покупают фермерские продукты.
По мнению Натальи Барковой, государство должно вести агитационную работу и объяснять, какие преимущества получит фермер, вступив в кооператив. Одна из региональных особенностей, мешающих объединению, – хозяйства достаточно крупные, у многих есть собственные цеха переработки и хранения. И фермеры хотят самостоятельно сотрудничать с торговыми сетями. В итоге начинают конкурировать между собой, чем пользуются ритейлеры, снижая цену закупки.
Дмитрий Худаков привёл пример удачного партнёрства производителей. Масло известного финского бренда «Валио» продаётся по всему миру. А состоит он из 10 тысяч мелких фермеров в Финляндии, которые смогли объединиться. Благодаря этому они конкурируют с гигантами. Объединившись, фермеры могут добиться значительно больших результатов, чем поодиночке. Но в этом партнёрстве каждый должен понимать, что он приобретает. Сами фермеры не смогут разработать правила игры, этим должно заниматься государство, считает Худаков.
Марина Кожарина, напротив, уверена, что государство делает достаточно, чтобы поддержать производителей. «Мы нацелены на поддержку устоявшихся, развитых кооперативов, а не тех, которые пытаются себя спасти. Субсидии получают объединения, которые и без поддержки смогут существовать, но субсидия даст толчок для их развития. Как любой процесс, он требует подготовки документов. Институты, которые оказывают помощь, есть и созданы», – убеждена замминистра.