издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здоровее видали

Оценивают своё здоровье как очень хорошее лишь 6,9% жителей Приангарья

  • Автор: Ирина Овсянникова, Иркутскстат

Как мы оцениваем своё здоровье? Часто ли обращаемся к медикам? Что заставляет нас искать помощи у экстрасенсов и разных народных лекарей? Насколько различается мнение молодых и старшего поколения, мужчин и женщин, горожан и сельских жителей? Ответы на эти и другие вопросы – в материалах проведённого статистиками комплексного наблюдения условий жизни населения (2020 год).​

В ходе обследования респондентам в возрасте 15 лет и старше предлагалось оценить собственное здоровье. Около половины опрошенных жителей Приангарья считают его удовлетворительным. Есть оценки «Плохое» и «Очень плохое», суммарно их около 8%. Встречается и очень хорошее здоровье, его обладателям можно позавидовать и пожелать не растратить этот бесценный дар, ведь здоровье, как и честь, надо беречь смолоду.

Позитивные оценки собственного самочувствия на селе встречаются реже, чем в городе, и в пенсионном возрасте значительно реже, чем в молодости.

А руководители, к примеру, гораздо чаще простых рабочих жалуются на плохое здоровье. Негатива в оценку собственного здоровья добавляет также очень тяжёлая и опасная работа.

Доктор, помогите!

Приобрётенная однажды болячка может остаться с нами на всю жизнь, пребывая то в стадии обострения, то в ремиссии. Из общего числа респондентов 22% имеют установленный врачом диагноз по поводу хронического заболевания.

Постепенно привыкая к своим болячкам, мы учимся справляться с ними самостоятельно, стараясь не беспокоить медиков. Однако порой без этого не обойтись. В 2020 году (с января по середину октября – на момент обследования) в поликлиники обращался почти каждый третий (31%). Чуть больше внимания медиков требуют руководящие работники (32%). Но чаще других это требуется старшему поколению, показатель среди лиц пенсионного возраста – 46%.

Большинство, разумеется, получили медицинскую помощь, но 7,3% обратившихся остались без помощи. Весомой причиной является отсутствие нужного специалиста. Многих пугают очереди на приём или необходимость оплаты лечения. В ряде случаев помешали ограничительные меры, введённые в связи с пандемией коронавируса.

Последняя причина, а также отсутствие врача-специалиста и трудности предварительной записи гораздо более выражены в сельской местности по сравнению с городом.

Большие очереди на приём отметил каждый четвёртый из тех, кто не получил необходимую помощь. А как долго длится ожидание? Порой и на запись, и на ожидание у кабинета можно потратить больше часа, а в среднем – 30 и 48 минут соответственно.

В больнице и стены помогают…

Если недуг обострился в неурочный час, необходима скорая медицинская помощь. К её услугам прибегают многие. Но селяне – вдвое реже горожан, молодёжь – вдвое реже старшего поколения. А слабому полу в сравнении с мужчинами чаще требуется экстренная помощь. Иногда скорая по разным причинам не оправдывает своё название. Среднее время ожидания – почти час (57 минут), а в сельской местности – больше часа (69 минут).

Стационарное лечение – более редкое явление, чем вызов скорой помощи. Но размещение в больничной палате довольно часто бывает экстренным. Граждане, перешагнувшие черту трудоспособного возраста, в 1,5–2 раза чаще других нуждаются в лечении в больничных стенах.

Приёма в больницу тоже иногда приходится ждать. Хотя в большинстве случаев удаётся занять койко-место в день обращения: без ожидания попали на лечение 55% из числа нуждавшихся в этом горожан и 79% сельских жителей. А среднее время ожидания – 8 дней.

Не всегда размещение в стационаре проходит без проблем. Каждый четвёртый из госпитализированных по плану в 2020 году столкнулся с разными трудностями. Самая распространённая проблема – продлённый срок ожидания. Причём одновременно могла иметь место и не одна причина. Для многих госпитализация была перенесена или отменена в связи с мобилизацией медицины на лечение больных ковидом.

Не хочу в больницу!

Однако не всегда мы обращаемся к медикам даже при необходимости. По данным обследования, таких граждан 29%. Почти половина из не обратившихся лечились самостоятельно. Просто больным со стажем хорошо знакомы методы лечения и нужные медикаменты. Кто-то ссылается на отсутствие времени или платное лечение (8-9%), кому-то трудно или просто невозможно добраться до медучреждения без посторонней помощи (3-4%), есть даже указавшие на отсутствие информации о том, где можно получить необходимую помощь (3%). Но гораздо чаще такие отказники ссылаются на неверие в эффективность лечения (23%) и неудовлетворённость работой медицинской организации (39%).

Часть граждан (их сравнительно немного – 2,3%), утратив доверие к официальной медицине, обращаются к народным целителям, гомеопатам, знахарям и экстрасенсам.

Популярность альтернативных методов лечения в разных группах населения во многом зависит от возраста и пола граждан, места проживания, социального статуса. С повышением уровня образованности частота обращений к официально не признанным целителям снижается. Руководители, к примеру, не были у них на приёме, а среди неквалифицированных рабочих тех, кто их посещает, 4,6%.

На приёме у стоматолога хотя бы раз в жизни был каждый. Но визит в этот кабинет мы откладываем до последнего и отваживаемся посетить врача, когда зубная боль становится невыносимой. По данным обследования, за неполный 2020 год в кабинете с бормашиной побывал каждый четвёртый. Часть из них (7%) не получили помощь – чаще всего из-за отсутствия нужного специалиста или недостатка средств на платное лечение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры