Прогулка по Солнечной системе
Иркутские астрономы и фонд Потанина создают планеты вручную
«Посмотрите, крыша едет, – директор Иркутского планетария Дмитрий Семёнов крутит какое-то колесо, и купол астрономической башни открывается. – Астрономия – это единственная профессия, в которой, когда крыша едет, это нормально». В начале июня Институт солнечно-земной физики СО РАН пригласил журналистов в Байкальскую астрофизическую обсерваторию в Листвянку, чтобы показать созданную совместно с фондом Потанина инсталляцию под открытым небом «Дорога к Солнцу». Скамейки в виде хвоста кометы, Сатурн в разрезе, Титан на лесной тропинке. «А кто не увидел протуберанец, обедать не пойдёт», – теперь дорога к Большому солнечному вакуумному телескопу полна неожиданностей.
Уран с приводом
«Перед вами далёкая периферия Солнечной системы, а именно – планета Уран», – Сергей Язев, директор астрономической обсерватории ИГУ, встречает нас рядом с большим голубым шаром. Язев сегодня в необычном качестве – он представляет команду гранта фонда Потанина, которая создавала инсталляцию под открытым небом «Дорога к Солнцу». Мы в Листвянке, на территории Байкальской астрофизической обсерватории ИСЗФ. Рядом с Ураном табличка: «Начало экскурсии». Планета почему-то приаттачена к велосипеду… Сергей Язев провёл в этой обсерватории много лет как учёный, наблюдая за Солнцем. Теперь у него иной статус – он экскурсовод интерактивной научной экскурсии. Проект «Дорога к Солнцу» стал победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Команде, которая взялась за реализацию, было выделено 2 млн рублей и около 2 лет.
– Байкальская астрофизическая обсерватория – место очень интересное, несколько лет назад она отметила 40-летие, – рассказывает Язев, пока мы пытаемся понять, почему Уран педальный. – У нас появилась идея: хорошо бы это место показать людям, рассказать о том, как работают учёные, какие уникальные объекты тут есть. А интересного тут много. Самый главный объект, конечно, – это Большой солнечный вакуумный телескоп. И мы с вами совершим подвиг – раз уж телескоп стоит, то нам надо будет на него залезть. Но идти к телескопу далеко – около полутора километров вверх. И тогда мы подумали: а как сделать эту дорогу интересной, нескучной? Появилась ещё одна идея – построить по дороге интерактивные объекты, которые бы рассказывали про обсерваторию, про то, что можно наблюдать на звёздном небе.
– На самом деле экскурсионная работа в обсерватории ведётся давно, – вступает ещё один член команды – руководитель Иркутского планетария Дмитрий Семёнов. – И мы столкнулись с тем, что возникает много вопросов, не имеющих прямого отношения к работе ИСЗФ. Когда приезжают детские группы, например, возникает необходимость рассказать об общих астрономических темах. Говорить о том, как устроена Солнечная система. И поэтому было принято решение разместить на дороге к Большому солнечному вакуумному телескопу некоторые объекты, которые рассказывали бы, что вообще есть в Солнечной системе. Проект развивался, появилась возможность выиграть грант и показать шесть объектов. На базе этих объектов создан квест, который проходят школьники, приехавшие на экскурсию. Квест построен так, чтобы он имел пересечение с разными параграфами учебника астрономии. Это познавательный отдых, знания, которые могут быть применены потом в школе на уроке астрономии. Кроме того, мы стараемся рассказывать все астрономические новости на таких экскурсиях. Астрономия – одна из бурно развивающихся наук.
– И начинаем мы экскурсию с пока самой дальней планеты – Урана, Нептун у нас ещё в проекте, – говорит Сергей Язев. – Зато Уран у нас, как видите, с педальным приводом. Это необычная планета – её ось вращения почему-то – никто не знает, почему, – лежит в плоскости орбиты. Уран как бы лежит на боку и вращается. Вот именно так, как он создан здесь. Наш шар состоит из трёх автономных частей, каждая из которых вращается со своей скоростью – полюса с одной, экваториальная часть – с другой. Если вы покрутите велосипедные педали, то увидите этот эффект. Я сам не буду, я Уран уже крутил.
– Стоп! Кто захочет, тому ещё дадим покрутить, – прерывает коллегу Дмитрий Семёнов. – Давайте чесать на телескопы, пока страшная туча не пришла и не загородила Солнце. А то ничего не увидим.
Речь о малых телескопах БАО, один из которых отдан на растерзание экскурсантам: там можно посмотреть на Солнце, всё покрутить и потрогать. Остальные – исключительно для работы учёных, туда туристов не пускают. Бежим к телескопам – обидно будет приехать в астрофизическую обсерваторию и Солнце не увидеть из-за набежавших облаков.
«Про клещей всё знаете?» – говорит страшным шёпотом Семёнов. «Если вы прислушаетесь, то услышите, как они шуршат», – предупреждает Сергей Язев. Он показывает таинственное место по дороге к малым телескопам. Когда мобильная связь только появилась, она часто пропадала. И на этом самом месте связь всегда ловилась, а метр-другой в сторону – уже нет. Место называлось среди учёных «телефонная будка», и там лежал специальный камень. «А это что, проделки инопланетян, что ты отходишь влево, а связь мобильная уже не ловит?» – спрашивает экскурсант 9 лет. «Это проделки гор, – отвечает Сергея Язев. – Горы мешали связи». Перед нами – три астрономические башни. Две из них, самые старые из построенных в этой обсерватории, имеют настоящие цейссовские купола. В одной стоит хромосферный телескоп, на данных с которого и не только, защищены 4 кандидатские и 2 докторские диссертации. Сергей Арктурович наблюдал на этом телескопе Солнце с 1980-го по 1998 год. Но мы идём в ту башню, куда пускают туристов.
Особая астрономическая тряпка
– Мы с вами находимся в традиционной астрономической башне, – говорит Дмитрий Семёнов, пока мы преодолеваем лесенку и оказываемся у телескопа. – Раньше на этой монтировке работал большой, серьёзный солнечный телескоп, но некоторое время назад телескоп утратил свой смысл, его разобрали. И теперь здесь висят инструменты, в которые можно посмотреть на Солнце тем, кто пришёл на экскурсию. Профессионалы глазом почти никуда уже не смотрят, всё, что можно было открыть при помощи глаз, открыто в середине 19 века, с тех пор поиск ведётся приборным методом. Открываю?
– Открывай! – командует Сергей Язев, и Дмитрий Семёнов вращает какое-то колесо.
– Вот, посмотрите, крыша едет, – комментирует он. – Астрономия – это единственная профессия, в которой, когда крыша едет, это нормально. На самом деле здесь есть специальная кнопка – электрический привод, нажав её, можно всё то же самое сделать без физических усилий. Но детям, которые приезжают на экскурсию, нравится всё крутить. Особенно это помогает, когда приводишь группу в плохую погоду, тогда есть чем детей занять. Они всё тут крутят с большим удовольствием. На то и экскурсионная башня, чтобы здесь было всё устроено так, как это было в доэлектрическую эпоху. Купол можно открыть и закрыть вручную, также вручную можно покрутить и башню. Часовым механизмом через привод вращаем телескоп для того, чтобы компенсировать вращение Земли.
Дмитрий Семёнов демонстрирует нам самый важный «астрономический прибор» – чёрную тряпицу. Ею, как паранджой, обычно накрываются экскурсанты, чтобы получше разглядеть Солнце, потому что глаза у них не привычные. «Сначала вы увидите красное пятнышко, – рассказывает Семёнов, закутавшись в «паранджу» и настраивая телескоп. – Весь свет, который посылает нам Солнце, отрезается фильтром, кроме узкой полосы спектра. Приближайте глаз, чтобы увидеть чётко очерченный диск. Присматривайтесь – на час, на два, на три часа из Солнца торчат слабые протуберанцы. Они кажутся маленькими. Но если измерить Солнце в Землях, то его диаметр вместит 109 земных шаров. В каждый из этих протуберанцев можно уместить либо одну Землю, либо десятки Земель.
– Там на Солнце какие-то пупырышки, – говорит девушка.
«Каждый такой пупырышек намного больше Земли», – вступает Сергей Язев. «А что там у вас на стенах?» – раздаётся вопрос. «На стенах схемы покорения Вселенной, естественно, – говорит Семёнов. – На самом деле, если у наблюдателя слабое зрение или по какой-то ещё причине он не может увидеть, рисуем, что где искать. Все увидели протуберанцы? Пока все не увидят протуберанцы, обеда не будет». «А НЛО вы выдели? Сергей Арктурович, а когда Солнце погаснет?» – слышим новые вопросы. «Не видели. Сами из крышки бака его делали. Примерно через 4 миллиарда лет погаснет» – говорит астроном, который, наверное, уже тысячу раз отвечал на эти вопросы.
Ледяное мусорное ведро
Мы возвращаемся назад – теперь предстоит пройти полтора километра вверх к Большому вакуумному телескопу. И вот эти-то полтора километра и есть «Дорога к Солнцу». Почти рядом с Ураном на педалях стоит большой купол – это будущий планетарий, пока же в этом помещении будут читаться научно-популярные лекции при помощи проекторов. И этот объект тоже создан на деньги гранта. Идём вверх среди почти уже отцветшего багульника, сверкающего редкими огоньками, попадаем на площадку с огромными кольцами. «Перед вами Сатурн! – торжественно объявляет Сергей Язев. – Планета-гигант. Обсуждения, как сделать эти кольца, были очень бурными. Были разные проекты – мы хотели сделать кольца из металла, стекловолокна, пластика. Если вы были в Тункинской долине и видели тарелки знаменитого Сибирского солнечного телескопа, то вы заметите: наш Сатурн сделан из тарелки этого телескопа. Она оказалась уже не нужна учёным, и Институт солнечно-земной физики передал её нам. Тарелка стала Сатурном.
На инсталляции можно увидеть Сатурн в разрезе: нажать кнопку, зажжётся свет, и можно будет заглянуть внутрь газового гиганта, увидеть его слои. «Люди смотрят в недра Сатурна», – комментирует Сергей Язев, когда все экскурсанты прилипли к красной кнопке. К кольцам планеты подвешены в «корзинках» из арматуры булыжники – это спутники. Сатурн – чемпион Солнечной системы по количеству спутников. Сейчас известны 82 спутника этой планеты, больше, чем у Юпитера. Один из спутников, Титан, больше, чем планета Меркурий. Спутники Сатурна – это отдельный экспонат «Дороги к Солнцу»: мы отходим от газового гиганта и попадаем к инсталляции «Спутники Сатурна». Тут мы видим, например, тот самый Титан, единственный спутник в Солнечной системе, у которого есть атмосфера.
«Двигаемся дальше, хорошо, не жарко, когда ещё выдастся прогуляться по Солнечной системе?» – говорит Язев. Прогулка идёт бодрее, если рядом астроном, который может рассказать о Лунной или Марсианской миссии. И мы наконец попадаем… Нет, не к Юпитеру, Юпитер пока ещё не построен. Он будет, по задумке астрономов, большим, и внутрь него можно будет войти. Но это пока проекты и мечты. Мы у «ледяной грязной глыбы» – инсталляции кометы. Она символизирует собой все кометы, когда-либо посещавшие Солнечную систему. Здесь можно отдохнуть. Скамеечка сделана в виде хвоста кометы, а урна – именно в виде той самой глыбы – из кусков бетона с вкраплениями стекла, которые должны напоминать, что в составе кометного ядра есть и лёд. «Ядро кометы похоже на апрельский снежный сугроб – грязный и неопрятный. Кометы часто так и называют – мусоросборниками, вот поэтому у нас в ядре кометы мусорное ведро, – говорит Сергей Язев. – В инсталляции присутствует и образ меча. В древности люди смотрели на кометы в небе, и им представлялись отрубленные головы, мечи. И мы решили, что образ меча должен появиться в этой композиции».
«Селфи – не вариант»
Уран, Сатурн, спутники Сатурна, комета – это пока все объекты Солнечной системы, которые созданы в рамках проекта. Плюсом идут лекционный купол и малые телескопы. Шесть объектов, которые уже сейчас доступны туристам. Поэтому комета, ледяной «мусорщик», выносит нас прямо к Солнцу – мы выходим к Большому солнечному вакуумному телескопу. Телескоп представляет собой здание высотой 25 метров. Объектив диаметром 760 мм помещён в вакуумную трубу длиной 42 метра, чтобы изолировать путь светового пучка от атмосферной турбулентности. Если не струсить и взобраться на смотровую площадку по лабиринтам из железных лестниц внутри телескопа, то попадёшь почти на самую верхушку буквы «Л», или «Корабля», как назвал его один юный экскурсант. До макушки телескопа – метра три.
Прямо скажем, идти по лестницам внутри башни странно, звук ботинок по железным ступенькам, тёмные пролёты и эхо – всё это очень похоже на какой-то трюм корабля, причём космического. И ты всё ждёшь, что где-то тут затаился инопланетянин. Но вот проём – и выход к свету. Когда глядишь со смотровой площадки вниз, хочется прижаться к телескопу и не двигаться. 23 метра, седьмой этаж. «Селфи здесь точно делать не вариант», – говорит кто-то рядом. Зато самые смелые увидели панораму Байкала примерно с высоты 200 м над уровнем озера. В 1984 году Сергей Арктурович Язев вместе с коллегами, повиснув на страховке, красил из пульверизатора поверхность телескопа. «Сейчас я себе не представляю, как я это делал», – говорит он. Но это было. Здесь, на Большом солнечном вакуумном телескопе, экскурсия завершается. Мы на Солнце. Однако в будущем «Дорога» должна пополниться всеми планетами Солнечной системы и другими интересными объектами.
Руководила проектом «Дорога к Солнцу» Ирина Тихомирова, Сергей Язев был научным руководителем, он обеспечивал соответствие всех объектов академическим научным нормам. Свои консультации давали и другие сотрудники ИСЗФ. Над объектами работал дизайнер Данила Бурлак, принимали участие в проекте директор АНО «Звёздный десант» Михаил Меркулов, а также члены астрономического кружка, который когда-то создал Эдуард Зуев. Помогала команда компании «Цехком». Всего в проекте приняли участие около 20 человек. В будущем на «Дороге к Солнцу» должны появиться Нептун – в самом начале экскурсии, Юпитер, Марс, Земля, Венера, Меркурий. «А ещё – собственный астероид нашего города, он так и называется – «Иркутск», – говорит Дмитрий Семёнов. – Есть ещё интересные объекты и явления, которые хотелось бы показать на нашей экскурсии. Будем работать, искать ещё гранты, строить своими силами эту дорогу».