«Пора уходить от практики остаточного принципа»
Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области рекомендуют рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на физкультуру и спорт
Согласно поручению президента, к 2024 году вложения в сферу физической культуры и спорта необходимо увеличить до 2%. При этом депутаты ЗС настаивают, что без внимания не должны остаться не только спортивные школы, в которых тренируются кандидаты в национальные сборные, но и федерации по дисциплинам, далёким от олимпийской программы. Того же требуют вопросы спортивной медицины и многое другое. Решению этой непростой задачи было посвящено выездное заседание комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области.
В 2021 году в Иркутской области открыли девять спортивных объектов. По большей части это физкультурно-оздоровительные комплексы, заработавшие в Ленинском районе Иркутска, Большом Луге, Знаменке, Казачинском, Тулуне, Урике, Усть-Куте и Усть-Уде, но есть и плавательный бассейн для детей и взрослых в Усть-Куте. На территории региона в прошлом году провели 314 мероприятий из области спорта высоких достижений, участниками которых стали 34,4 тыс. человек, в том числе чемпионат России по конькобежному спорту. Ещё один факт: в регионе аккредитована 81 спортивная федерация. Кажется, охвачены все возможные дисциплины – от баскетбола, волейбола, футбола и хоккея до гольфа, практической стрельбы, рафтинга, чирлидинга, авиамодельного, судомодельного и компьютерного спорта.
Пункт первый, процентный
Цифры впечатляют, но дела в этой сфере обстоят не так радужно, как может показаться. «Ситуация с финансированием не блестящая, – констатировал министр спорта Иркутской области Павел Богатырёв, назначенный на этот пост 23 марта. – Обеспеченность спортивных школ – на уровне 50% от федеральных стандартов. При этом у нас есть «дорожная карта» по доведению финансирования до федеральных стандартов, но это дело не одного года». Если точнее, данное в прошлом октябре поручение президента и принятый в декабре на региональном уровне план мероприятий предполагают, что к 2024 году затраты на физическую культуру и спорт увеличат как минимум до 2% областного бюджета. Пока они существенно ниже. Так, в 2021 году на физкультуру и спорт направили около 2,3 млрд рублей – чуть менее 1% фактических расходов бюджета Иркутской области.
По плану на 2022 году затраты на соответствующую государственную программу увеличены почти до 2,8 млрд рублей. То есть примерно 1,3% от расходов, заложенных в действующей редакции областного закона о бюджете, – 221,5 млрд рублей. «Поручение президента никто не отменял, – напомнила аудитор Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ольга Ризман. – Раз мы обязаны его выполнить, то динамика должна быть более активной». К примеру, в нынешнем году следовало бы добавить 190 млн рублей к тем 500 млн, которые предназначены для финансирования работы школ, где тренируют представителей базовых видов спорта. К последним относят два десятка дисциплин. Из тех, что включены в программу летних Олимпийских игр, – бокс, велосипедный спорт, дзюдо, лёгкая атлетика, прыжки на батуте, пулевая стрельба, спортивная борьба, стрельба из лука, тхэквондо, тяжёлая атлетика, футбол и художественная гимнастика. Из зимних – бобслей, кёрлинг, конькобежный и санный спорт. Плюс пауэрлифтинг, самбо, спортивная аэробика и спорт глухих. Актуальные в настоящее время «специальности» Иркутской области в 2020 году обозначило Министерство спорта России. Издав соответствующий приказ, оно поставило перед регионом задачу: подготовить спортсменов для национальных сборных в тех дисциплинах, которые включены в перечень базовых.
Вопрос федерализма
Школам, работающим в этих областях, уделяют несколько больше внимания, чем остальным. Однако их финансируют недостаточно. Федерации в остальных видах спорта испытывают более острую нехватку средств. «Материально-техническую базу, спортивную инфраструктуру, которая есть сегодня в области, достаточно сложно использовать для проведения соревнований высокого уровня и подготовки спортсменов – затраты на подобные мероприятия крайне высоки. Аренда спортивных сооружений может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Кроме того, на плечи федераций ложатся расходы на привоз судейской бригады, призовой фонд и прочее», – отметила заместитель председателя ЗС Ольга Носенко.
Расходы на отправку команд на соревнования в других регионах оцениваются примерно в 360 млн рублей. По словам Павла Богатырёва, возможность получения субсидий, которые позволили бы их компенсировать, сейчас обсуждается с Министерством спорта России, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Процесс этот довольно сложный и долгий.
«В Иркутской области спортивные федерации никогда не финансировались достаточно хорошо», – констатировал директор Государственного училища олимпийского резерва Иркутска Илья Резник, до июля 2020 года возглавлявший областное министерство спорта. До 2019 года ведомство старалось обеспечить должное финансирование спортивных школ, отвечающих за базовые дисциплины. Однако все карты смешала пандемия коронавируса, из-за которой пришлось отменять соревнования и другие мероприятия. Высвободившиеся деньги было решено направить на компенсацию расходов на выплату заработной платы тренерам, которых официально приравняли к педагогическим работникам. В каких-то случаях повышение зарплаты обеспечили, сократив затраты на приобретение инвентаря, командировочные расходы и аренду спортивных сооружений. «Спортивные сооружения, в свою очередь, перестали себя содержать – эта тенденция наблюдается последние два года», – добавил Резник.
Заместитель председателя ЗС Лариса Егорова настаивает на том, что при решении всех остальных задач необходимо всё же более внимательно относиться к проблемам спортивных федераций. «Я прекрасно понимаю, что сегодня они столкнутся с повышением стоимости аренды и зарплат тренеров, – заметила она. – Часть проблем уже сдвинулись с мёртвой точки благодаря неравнодушию спортивных федераций. Нам нужны диалог, совместные пути решения».
Пересмотр подходов
Недофинансирование спортивных федераций и школ – одна из проблем, на которые ещё раз обратили внимание депутаты Законодательного Собрания. Ещё одна – организация медико-биологического сопровождения спортсменов в Иркутской области. Это подразумевает и должное финансирование, и обеспечение кадрами спортивной медицины.
«Мы поднимали этот вопрос по многочисленным обращениям спортивного сообщества. У нас на всю область всего один врачебно-физкультурный диспансер, работа которого вызывает вопросы, – подчеркнул спикер ЗС Александр Ведерников. – Пройти медосмотр для спортсменов проблематично: квоты низкие, многие вынуждены платить свои деньги, чтобы пройти медобследование и попасть на соревнования. Региону также не хватает профессиональных кадров в спортивной медицине, нет должного финансирования этой сферы».
Депутат Галина Кудрявцева добавила, что необходимо обсудить возможность разработки и принятия программы привлечения специалистов в области физкультуры и спорта в территории Иркутской области. «Если говорить о здоровье нации, надо начинать с детских садиков, школ и тех учреждений дополнительного образования, где мы воспитываем будущих спортсменов, – пояснила она. – Мы говорим сегодня о том, что надо готовить учителя в современных условиях. Необходимо, чтобы те организации, которые готовят тренеров, имели хорошую материально-техническую базу. И второй вопрос – это привлечение специалистов в области спорта для работы на сельской территории». В медицине и образовании его решают с помощью программ «Земский доктор» и «Сельский учитель». Столь же эффективной может быть и аналогичная программа в области физкультуры.
«Пора кардинально пересматривать подходы к финансированию спорта в регионе, уходить от практики остаточного принципа», – заключил Александр Ведерников.
Одна из рекомендаций, принятых по итогам заседания комитета, – разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение системы кадрового обеспечения. Депутаты также предложили построить единое помещение для диспансеризации спортсменов. В рамках существующих государственных программ рекомендовано предусмотреть дополнительные мероприятия по развитию инфраструктуры. Ещё одно предложение заключается в том, чтобы по возможности использовать механизмы государственно-частного партнёрства в развитии физкультуры и спорта. Ключевая рекомендация – рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на отрасль.
«Самое существенное для нас, депутатов, – то, что представители профессионального сообщества поддержали тезис о недофинансировании, – подчеркнула председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. – Теперь мы на заседании правительства можем сказать: 120 человек, участников расширенного заседания комитета, вместе с депутатами Законодательного Собрания проголосовали за то, чтобы восстановить и увеличить объём денежных средств, направляемых на физкультуру и спорт».