«С трудоустройством у наших выпускников сейчас нет проблем»
Весной 2020 года показатели по коронавирусу взлетели. В больницах остро не хватало врачей: многие из них сами заболевали, специалисты разных профилей уходили работать в «красные зоны», заменить их было некем. В апреле вышел приказ Минздрава, разрешающий ординаторам работать в клиниках врачами-стажёрами. Осенью того же года в новый ковидный центр, Шелеховскую районную больницу, на суточные дежурства пришли работать восемь человек. Это были профессор, преподаватели и ординаторы второго курса обучения кафедры анестезиологии и реаниматологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования. Они работают в ковидном госпитале и сейчас. Вcе ординаторы второго курса академии и большая часть ординаторов первого курса трудоустроены в больницах города и области. Доктор медицинских наук, профессор Светлана Горбачёва работает в Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования заместителем директора по учебной работе. Она рассказала «ВСП» о том, как устроена образовательная программа в академии и как её ординаторы помогают медучреждениям области бороться с кризисом кадров во время пандемии.
«Ребята хотят быть героями»
– Светлана Михайловна, как появилась Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования?
– В нашей стране есть система последипломного медицинского образования. Раньше это были ГИДУВы – Государственные институты для усовершенствования врачей. В Иркутске такой ГИДУВ появился в 1979 году. Ещё тогда институт стал научным и образовательным центром по подготовке врачей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Монголии. А в 2016 году вышел приказ, объединяющий все ГИДУВы в одно юридическое лицо. Так появилась Московская Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования. И все ГИДУВы стали её филиалами. Объединение сплотило институты и повысило их образовательный, научный и методический уровень. Теперь мы работаем как единое целое. У нас тесная связь, в том числе с московскими коллегами. Иркутск является самым восточным филиалом академии.
– Кто преподаёт в академии?
– Наша академия – это 29 кафедр терапевтического и хирургического факультетов. Сейчас здесь работают 226 человек профессорско-преподавательского состава. У нас очень высокий уровень «остепенённости» – порядка 85%. Работают 67 докторов наук, больше половины преподавателей академии имеют звания профессоров. Некоторые из наших преподавателей – люди с мировыми именами, они имеют свою научную и педагогическую школу. Мы готовим ординаторов по 65 медицинским специальностям. Каждая кафедра имеет клиническую базу. Сейчас это 40 клинических баз – больниц, где работают преподаватели и ординаторы. Многие преподаватели академии возглавляют клиники, являются главными внештатными специалистами минздрава. Нельзя не сказать о нашем директоре – это Владимир Викторович Шпрах, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и заслуженный врач Российской Федерации, Почётный гражданин Иркутской области, председатель Общественной палаты Иркутской области.
– К вам поступают люди, уже получившие диплом о высшем медицинском образовании?
– Да. Одно из наших направлений – это высшее образование уровней «Ординатура» и «Аспирантура». Большая часть ординаторов учатся по целевому направлению. Это происходит так: медицинская организация заключает с поступающим врачом договор о том, что он по окончании ординатуры придёт работать в медучреждение. В основном у нас учатся целевики из Иркутской области и Бурятии. После обучения специалисты разъезжаются по области, кто-то остаётся в Иркутске. В деревни охотнее всего едут семейные пары врачей. В последнее время мы получаем целевые места из регионов – Красноярска, Новосибирска, Читы.
Сейчас мы обучаем 225 ординаторов и 15 аспирантов, которые работают над диссертациями разного уровня. Кроме того, наши курсы проходят более семи тысяч слушателей в год. Ординатор – это начинающий врач, который получает свою специальность. Слушатель – это врач со стажем работы. Дело в том, что каждый врач раз в пять лет должен повышать квалификацию. Для этого он обучается в течение месяца и сдаёт квалификационный экзамен. В общем около 700–900 врачей и среднего медперсонала проходят через нашу академию ежемесячно.
Ещё одна сфера нашей деятельности – дополнительное профессиональное образование. Это повышение квалификации врачей и медработников среднего звена и профессиональная переподготовка. Переподготовка даёт возможность врачу получить вторую специальность, что расширяет возможности трудоустройства для него и круг специалистов разных профилей для медучреждения, в котором он работает. Это важно в условиях дефицита кадров.
– Как происходит финансирование целевого обучения в академии?
– Министерства здравоохранения и образования объявляют контрольные цифры приёма – сколько человек и по каким направлениям могут поступить в академию в этом году. Больницы заявляют о специальностях, в которых они нуждаются, и заключают с ординатором договор перед поступлением. Если ординатор поступает на обучение в рамках этих цифр по целевому направлению, он ничего не платит и получает стипендию от государства. Те, кто поступает по свободному конкурсу, могут выбрать медорганизацию, где будут работать, а у целевиков есть другое преимущество – гарантия трудоустройства. Критерии приёма в академию – это показатели среднего балла в дипломе, трудовой стаж, успехи на научных конференциях или публикации в научных журналах. С трудоустройством у наших выпускников сейчас нет проблем. Наши ординаторы трудоустраиваются уже во время обучения – и на первом году, и на втором.
– Насколько высокий конкурс для поступающих к вам?
– Конкурс зависит от специальности. Самыми востребованными являются неврология, анестезиология и реаниматология, акушерство и гинекология, терапия, нейрохирургия, травматология, педиатрия, офтальмология. Анестезиология и реаниматология, как нам кажется, – специальности для очень смелых. Нужно очень много знать, чтобы принимать решение, когда в руках жизнь человека. Ребята хотят быть героями. На эти специальности конкурс высокий: 3-4 человека на место.
Однако спрос медицинских организаций на специалистов не всегда соответствует мечтам людей, которые поступают в ординатуру. Например, офтальмологов в клиниках достаточно, но ребята мечтают ими быть. А врачей скорой помощи на местах не хватает. Конкурс на эту специальность невысокий, мы стараемся привлекать к ней ребят на ярмарках вакансий и днях открытых дверей. Работа врача скорой помощи действительно трудная – круглосуточно нужно быть на ногах, ориентироваться в диагнозах без консилиума.
«Робот, который дышит, моргает, потеет, расширяет зрачки»
– Чтобы получить диплом об окончании ординатуры, нужно пройти аккредитацию?
– В академии проводится первичная специализированная аккредитация после завершения ординатуры. Это интересная процедура, которая требует определённого оснащения. У нас в академии открыт такой мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр, оснащённый роботами, манекенами и другими технологиями. Эти роботы имитируют организм человека и программируются на определённые заболевания. Это почти что реалистичный человек, который даёт физиологические реакции: он дышит, моргает, потеет, расширяет зрачки. На нём есть одежда, как на человеке. Один из них, к примеру, одет в спортивный костюм. Есть и роботы-взрослые, и дети, и новорождённые, и манекены, которые имитируют, например, только голову человека – для стоматологов – или ухо, это для оториноларингологов. Есть робот, который может имитировать 15 неотложных состояний. И ординатор на экзамене должен это состояние определить. Ему нужно поставить диагноз и сделать роботу, например, внутривенную инъекцию лекарств.
В этом центре наши ординаторы проводят сердечно-лёгочную реанимацию. Сейчас мы оснащаем его мебелью и новыми манекенами, поэтому не все станции работают в полном режиме. А ещё идёт монтаж теле- и видеооборудования. Ординаторы не только приходят в центр на аккредитацию, но и обучаются там во время ординатуры. Мы гордимся этим оснащением – это сотни миллионов рублей финансирования от Минздрава, которые позволяют ребятам учиться ставить диагнозы не на людях, а на роботах.
– Как изменилась жизнь академии в пандемию?
– Очно собирать группы сейчас опасно, поэтому мы проводим онлайн-вебинары. Мы работаем с платформой Moodle, которая обеспечивает тестирование слушателей и контроль. Преподаватель может зайти в систему, увидеть, что ординатор посмотрел все материалы и прошёл тестирование. Аккредитацию на станции ребята проходят очно.
Но пандемия для нас отразилась не только на формате обучения. Летом 2020-го было страшно, в больницах не хватало специалистов. Тогда наши ребята-ординаторы вышли работать врачами-стажёрами в медицинские организации. А осенью преподаватели и ординаторы второго курса обучения с нашей кафедры анестезиологии и реаниматологии во главе с профессором целым отрядом пошли в новый ковидный центр, Шелеховскую районную больницу, и работают там рядовыми врачами-анестезиологами и реаниматологами на суточных дежурствах по сей день. Все наши ординаторы – не только с этой кафедры, но и терапевты, неврологи, травматологи и другие ординаторы второго года обучения – трудоустроены в больницах, многие в «красных зонах». А ординаторы первого года в рамках практической подготовки ушли в первичное звено – в поликлиники и больницы. 17 ординаторов работают на площадке во временном амбулаторном центре в Сибэкспоцентре. Они проводят телемедицинское консультирование, приём людей. Возле Иркутской городской больницы № 1 есть фотовыставка «Сердечные» – огромные панно с фотографиями врачей. На них – наши преподаватели и ординаторы.