Между деревом и током
Какой вариант теплоснабжения Байкальска предпочтительнее
Обеспечить Байкальск тепловой энергией в перспективе предлагают с помощью котельной на пеллетах и трёх электрических котельных. Такой компромиссный вариант предусмотрен в последней редакции стратегического мастер-плана развития города до 2040 года. В предыдущих итерациях документа речь шла исключительно об электрокотельных. Учёные из Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН доказывают, что такая система теплоснабжения является оптимальной как с экологической, так и с технологической точки зрения. Она обойдётся дешевле и в отличие от котельной на пеллетах, которая по уже имеющемуся проекту сможет использовать бурый уголь в качестве резервного топлива, исключит вредные выбросы непосредственно на берегу Байкала. Против играет стоимость электроэнергии для юридических лиц, хотя здесь возможны решение и, по утверждению руководства региональной энергосистемы, необходимость дополнительной загрузки угольных ТЭЦ региона для выработки нужного объёма электроэнергии для электрокотельных г. Байкальска.
Котельная тепловой мощностью 80 Гкал/ч с агрегатами, способными работать на щепе, древесных пеллетах, буром угле и топливе, полученном из бытовых отходов. Последнего, впрочем, не должно быть более 10% от общей массы. Таким новый источник тепловой энергии для Байкальска в 2019-2020 годах спроектировало ООО «Уралпроектинжиниринг» из Екатеринбурга. В контракте, который с ним заключила администрация города, сказано, что вместе со всеми вспомогательными сооружениями он должен разместиться на площадке действующей теплоэлектроцентрали БЦБК с максимальным использованием существующей инфраструктуры.
ТЭЦ целлюлозно-бумажного комбината, построенная в первую очередь для его нужд, после закрытия производства обеспечивает город тепловой энергией для покрытия потребностей в отоплении и горячем водоснабжении. Её оборудование предельно изношено, а мощности двух котлов БКЗ-160-100, основного и резервного, избыточны. Каждый из них способен выдавать 131,2 Гкал/ч, тогда как существующая потребность, по данным из актуализированной в 2021 году схемы теплоснабжения Байкальского городского поселения, не превышает 55,2 Гкал/ч с учётом потерь в сетях и расходов ТЭЦ на собственные нужды. В силу этого специалисты Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ), которые разработали последнюю версию схемы, предложили реконструировать действующий теплоисточник на промышленной площадке БЦБК и установить котлы мощностью 60 Гкал/ч, предусмотрев монтаж дополнительных агрегатов на 20 Гкал/ч, чтобы удовлетворить спрос со стороны объектов особой экономической зоны «Ворота Байкала». При увеличении нагрузки в силу развития туристических и других объектов на северо-восточной окраине города возможно строительство ещё одной котельной на биотопливе мощностью 30 Гкал/ч.
Вопрос цены
Однако пока речь идёт только о реконструкции ТЭЦ: строительство новых генерирующих объектов на берегах Байкала запрещено. До 31 декабря 2020 года в перечне видов деятельности, запрещённых в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, прямо говорилось о возведении «зданий и сооружений работающих на угле котельных и тепловых электростанций за исключением капитального ремонта, реконструкции, модернизации работающих на угле котельных и тепловых электростанций, а также их распределительных сетей». В новой редакции списка запрещено производство энергии в целом, но сделано исключение для генерации, эксплуатируемой по состоянию на 1 января 2021 года, и объектов, созданных в ходе реконструкции и модернизации. Разрешена также работа котельных и электростанций на биотопливе, включая резервные или аварийные источники снабжения энергией.
По этим причинам администрация Байкальска поручила разработать проект реконструкции существующей ТЭЦ. То есть, по сути, создания на её площадке котельной. В проектной документации в качестве резервного топлива для неё упомянуты различные марки бурых и каменных углей. Основным же должно быть первичное и вторичное биотопливо – щепа, пеллеты, а также, хоть и в значительно меньшей степени, состав на основе бытовых отходов. «При этом предполагается, что сжигать всё перечисленное будут в одном и том же котле, – комментирует директор Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Валерий Стенников. – То есть он работает на пеллетах, а через час-два-три должен перейти на уголь. Такой котёл в России не производят, его ещё нужно сконструировать и в качестве опытного образца установить в Байкальске. Но разработчики проекта пеллетно-угольной котельной считают, что его сделают, хотя принципиально никто не может сказать, как сжигать в одном агрегате топливо с разной теплотворной способностью».
По расчётам экспертов из ИСЭМ СО РАН, для работы подобного теплоисточника потребуется 60–65 тыс. тонн пеллет в год. По оценкам, приведённым в схеме теплоснабжения Байкальска, – от 62,4 тыс. тонн до 68,5 тыс. тонн первичного биотоплива. Производить последнее предлагали на заводе в посёлке Быстрая Слюдянского района, расположенном в 65 км от города. Глава администрации Байкальска Василий Темгеневский три года назад говорил о том, что можно было бы перерабатывать лес, заражённый бактериальной водянкой, – примерно 10 млн кубометров древесины. Однако запрет на использование местной сырьевой базы установило министерство лесного комплекса Иркутской области. Слюдянский район к тому же входит в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, где заготовка древесины запрещена за исключением санитарно-оздоровительных рубок и заготовок гражданами для собственных нужд.
Единственная альтернатива – завоз топлива из других территорий Иркутской области и, возможно, других регионов России. «На сегодняшний день в регионе производится порядка 400 тысяч тонн пеллет, – отмечает Василий Темгеневский. – С 1 января [2022 года] запретили отгрузку необработанного круглого леса, соответственно, промышленники будут перерабатывать, как предполагается, отходы лесопильного производства в древесное топливо. Мы ожидаем, что в горизонте пяти-десяти лет будет рост производства пеллет до 2,5 миллиона тонн в год». По данным Иркутскстата, в 2020 году объём выпуска топливных гранул (пеллет) составил 274,5 тыс. тонн. Министерство лесного комплекса Иркутской области, в свою очередь, оперирует данными о перевозках по Восточно-Сибирской железной дороге: 390,9 тыс. тонн в 2020 году и 65,2 тыс. тонн в первом квартале 2021-го. Приведённые данные очень разнятся между собой, что вызывает определённые вопросы.
«Для работы на полную мощность нашей котельной требуется всего 70 тысяч тонн пеллет, – подчёркивает Василий Темгеневский. – Вопрос логистики тоже решается: мы провели несколько совещаний с министерством лесного комплекса и лесопромышленниками, которые уже вызвались поставлять нам топливо. Сегодня, как я уже говорил, в области производится 400 тысяч тонн пеллет, цена [за тонну] составляет 3,5 тысячи рублей на нижнем складе производителя, а при производстве 2,5 миллиона эта цена может быть тысяча рублей». Тем временем беглый обзор рынка, который провели специалисты Института систем энергетики, показал, что с сентября топливные гранулы подорожали с 6,5 тыс. рублей до 7,5 тыс. рублей за тонну без учёта транспортировки.
«Производство пеллет – это нерегулируемый вид деятельности, – добавляет Валерий Стенников. – Когда спрос на них возрастает, естественно, растут и цены. Никто не гарантирует, что они не будут расти дальше в связи с увеличением спроса в России и за рубежом. Это одно из слабых мест проекта». При цене пеллет в 6,5 тыс. рублей за тонну себестоимость гигакалории, выработанной на котельной, превысит 4 тыс. рублей. В наиболее актуальной версии стратегического мастер-плана развития Байкальска до 2040 года, разработанного по заказу государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», приводится расчёт: если тонна топливных гранул с доставкой обойдётся в 3800 рублей, гигакалория будет стоить 3192 рубля. Тариф для населения Байкальска, который действует в первом полугодии 2022-го, составляет 1230,73 рубля за гигакалорию, для остальных потребителей – 1601,72 рубля. С 1 июля он возрастёт до 1279,94 рубля и 2252,51 рубля соответственно. При этом производство тепловой энергии на действующей ТЭЦ БЦБК обходится значительно дороже, разницу компенсируют за счёт субсидии из областного бюджета, которая составляет около 170 млн рублей ежегодно.
В Институте систем энергетики, в свою очередь, рассчитали себестоимость гигакалории, выработанной на электрической котельной (ещё в 2009 году ОАО «Иркутскэнерго» подготовило её проект и приступило к строительству, но 4 марта 2010 года, после возобновления производства на целлюлозно-бумажном комбинате, совет директоров компании решил отложить возведение объекта до определения источника финансирования работ) при цене киловатт-часа до 3,5 рубля. Она составила 4,3–4,5 тыс. рублей. В последней редакции мастер-плана, которая опубликована в открытом доступе и датирована 14 октября 2021 года, себестоимость гигакалории оценивается в 3682 рубля при тарифе 2,6 рубля за кВт-ч. В то же время в декабре 2021 года предельный уровень цены киловатт-часа у «Иркутскэнергосбыта» для потребителей из числа юридических лиц с максимальной мощностью устройств, присоединённых к сетям высокого напряжения, более 10 МВт составил 2,24 рубля. На так называемом втором среднем напряжении (в мастер-плане сказано о подключении электрокотельных к распределительному устройству 6 кВ реконструируемой подстанции 220/35/6 кВ БЦБК) он составил 2,96 рубля.
Чистая логика
В предыдущей версии мастер-плана, подготовленной к 30 июня, в качестве целевого варианта преобразования системы теплоснабжения Байкальска было выбрано строительство трёх электрических котельных. Её разработчики обращали внимание на то, что проектный режим работы предлагаемого в проекте «Уралпроектинжиниринга» комбинированного теплоисточника предусматривает использование 30% угля и 70% пеллет. «В качестве топлива предполагалось использование поражённой древесины, которая подлежала вырубке, – подчёркивали разработчики мастер-плана. – На сегодняшний день известно, что вопрос с вырубкой древесины не решён, и на текущий момент альтернативой по топливу могут служить привозные пеллеты и уголь. В связи с этим есть вероятность полного перехода на сжигание угля. Это связано с тем, что стоимость привозных пеллет существенно влияет на экономику производства тепловой энергии, где себестоимость 1 Гкал при проектном соотношении топлива составляет 2633 рубля, в то время как себестоимость 1 Гкал при 100% использовании угля – 1629 рублей».
«Когда мы размышляем об электрических котельных, мы смотрим на этот вопрос с экологической стороны, – замечал в октябре директор автономной некоммерческой организации «Иркутские кварталы» Сергей Маяренков – эксперт Сибирской школы урбанистики, непосредственно участвовавшей в разработке мастер-плана Байкальска. – Мы понимаем, что в Иркутской области много ГЭС – экологичной генерации. Конечно же, в составе энергосистемы есть и ТЭЦ, которые производят выбросы, но это вопрос к ним: если их экономика будет более живой, они смогут позволить себе трансформацию. Здесь надо искать разумный баланс».
Действующая ТЭЦ Байкальского целлюлозно-бумажного комбината ежегодно выбрасывает в атмосферу 2600 тонн загрязняющих веществ. Суммарная эмиссия от пеллетно-угольной котельной, согласно заданию на проектирование, при обеспечении отопительной нагрузки Байкальска в объёме 250 тыс. гигакалорий не должна превышать 250 тонн в год. «Мы не исключаем выбросы, которые зависят от качества пеллет, плюс остаются зола и мелкодисперсная пыль, – подчёркивает Валерий Стенников. – Вдобавок пеллетная котельная будет располагатьсяна площадке, где после рекультивации планируют построить новый экологически чистый город. Здесь будет топливный склад, на который будут завозить уголь, древесные отходы, щепу или пеллеты: по требованиям к надёжности необходимо иметь двухнедельный запас. Нужно организовывать выгрузку золы и либо сразу её вывозить, либо складировать. Имеются другие проблемы, требующие своего решения, например необходимость актуализации проекта в связи с отказом от угля в качестве резервного топлива, несогласованность температурного графика «источник – тепловые сети – потребители», практически полная перекладка из-за большой изношенности тепловых сетей в условиях сложного рельефа местности и большой рассредоточенности потребителей, необходимость сооружения тепловых пунктов в зданиях и т.д.
Электрокотельная такой инфраструктуры не требует, к тому же она компактнее. Однако для её энергоснабжения потребуется загрузить электростанции. По расчётам, которые привёл генеральный директор ООО «Байкальская энергетическая компания» Олег Причко, дополнительная нагрузка на Ново-Иркутскую ТЭЦ и ТЭЦ-10, расположенную под Ангарском, приведёт к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу с их стороны на 6000 тонн в год. «Арифметика вызывает вопрос: ТЭЦ БЦБК работает неэффективно и даёт 2600 тонн выбросов, а две ТЭЦ, у которых значительно лучше технология очистки уходящих газов, при той же нагрузке дадут на 3400 тонн больше», – комментирует главный специалист Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Владимир Головщиков.
Станции в Иркутске и под Ангарском расположены в зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории, и выбросы от них в значительной мере рассеиваются на территории, которая непосредственно к озеру не прилегает. «Из двух вариантов – подключиться к существующим загрязнителям или создать новый на берегу Байкала – наверное, лучше выбрать тот, который удалён от озера», – высказал мнение Сергей Маяренков.
Две вещи совместимые?
В актуальной версии стратегического-мастер плана Байкальска, датированной 14 октября 2021 года, речь идёт о комбинированном решении. Существующую тепловую нагрузку и небольшую часть перспективной возьмёт на себя спроектированная котельная на биотопливе мощностью 80 Гкал/ч. При этом необходимо полностью исключить использование на ней бурого угля. Учитывая, что при реализации всех мероприятий, заложенных в мастер-план, к 2040 году потребность Байкальска в тепловой мощности составит 149 Гкал/ч, такой теплоисточник необходимо дополнить тремя электрокотельными. Их предлагают расположить в районах промышленной площадки БЦБК, индустриального парка «Байкальский чистый продукт» и предгорной части особой экономической зоны «Ворота Байкала». «Размещение котельных вблизи объектов позволит сократить «плечо доставки» тепловой энергии до потребителей, – сказано в мастер-плане. – Районы охвата каждой из электрокотельных локализованы по уровню местности для выравнивания гидравлического режима теплосетей и отсутствия необходимости устройства дополнительных насосных станций горячей воды на сетях».
Выпадающие доходы, которые придётся субсидировать за счёт областного бюджета, для пеллетной котельной оценивают в 217 млн рублей. При условии, что топливо для неё будет обходиться в 3800 рублей за тонну с доставкой. Субсидия для трёх электрокотельных суммарной мощностью 70 Гкал/ч при цене киловатт-часа 2,6 рубля и себестоимости гигакалории 3682 рубля – 313 млн рублей. Однако затраты на их строительство оцениваются в 1,1 млрд рублей без учёта прокладки сетей на промплощадке БЦБК, а котельной на биотопливе вместе с реконструкцией тепловой сети в Байкальске с устройством индивидуальных и централизованных тепловых пунктов – в 8,1 млрд рублей.
«Вопрос электрических котельных не исключается, – комментирует Темгеневский. – Сегодня любой инвестор, который будет реализовывать проекты на своей территории, может вернуться к этой теме. Это его право. Лишь бы позволяла пропускная способность сетей». Периодически появляющиеся заявления об имеющихся ограничениях по пропускной способности ЛЭП, которые не позволят обеспечить передачу необходимого объёма электроэнергии для планируемых к сооружению электрокотельных, не имеют серьёзных оснований. Основное и резервное электроснабжение г. Байкальска, включая электрокотельные, может быть организовано как со стороны г. Шелехова, так и со стороны Республики Бурятия по ЛЭП 220 кВ. Кроме того, всего в нескольких километрах от города проходит слабо загруженная ЛЭП 500 кВ (в габаритах 500 кВ она работает под напряжением 220 кВ), она также может внести свой вклад в обеспечение надёжности электроснабжения г. Байкальска.
Учёные из Института систем энергетики в 2018–2020 годах подготовили программу по эффективному и экологически чистому энергоснабжению населённых пунктов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. «Рассматривали и возобновляемые источники энергии, и тепловые насосы, – рассказывает Валерий Стенников. – И пришли к выводу, что, к сожалению, без электроэнергии изменить эту ситуацию невозможно. Какой-то альтернативой может быть разве что газ».