Инициативный элемент
В Законодательном Собрании подготовлен законопроект об инициативном бюджетировании
Базовая идея законопроекта об инициативном бюджетировании, подготовленного в региональном парламенте, заключается в том, чтобы в большей степени привлечь местных жителей к распределению средств казны на развитие населённых пунктов Иркутской области. Начало этой практике положил проект «Народные инициативы», реализация которого стартовала в 2011 году. Тому, как её расширить, было посвящено заседание совета ЗС по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.
Расходы бюджета Иркутской области на реализацию проекта «Народные инициативы» в 2022 году составят 850 млн рублей. Это на 330 млн рублей больше, чем было в 2021 году. «Цифра родилась не просто так – Иркутской области исполняется 85 лет, – объяснила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова. – Мы решили в большей степени поддержать муниципальные образования с небольшой численностью населения, подняв им минимальный объём финансирования. Посмотрели и в сторону тех территорией, где насчитывается от 500 жителей и больше. Раньше нам неоднократно указывали на то, что они находятся в одной категории с небольшими муниципальными образованиям с численностью населения до 500 человек, теперь мы дисбаланс выправили. Серьёзно дополнили и перечень мероприятий, на которые можно направить средства: там появилось благоустройство для тех, кто не может участвовать в проекте «Формирование комфортной городской среды». Расходы на это составят 122,7 млн рублей.
Повышенные субсидии получат населённые пункты во всех территориях региона. По информации министра экономического развития Иркутской области Натальи Гершун, в общей сложности планируют заключить 470 соответствующих соглашений. При этом минимальный размер субсидии для поселений, где проживает менее 500 человек, составляет 300 тыс. рублей, а для тех, где численность населения превышает 500 человек, – 400 тыс. рублей. Максимальный лимит – 15 млн рублей.
«Учесть эти механизмы в бюджете»
«Народные инициативы», которым в минувшем году исполнилось десять лет, при всей своей эффективности являются лишь первым шагом к инициативному бюджетированию. Последнее предполагает, что жители участвуют в выборе финансируемых за счёт казны проектов, которые направлены на решение вопросов местного значения, и участвуют в контроле за их реализацией. При этом есть возможность привлекать деньги граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. «В 2011 году, когда мы разрабатывали проект и вели расчёты, уже была идея о том, что программа инициативного бюджетирования должна состоять из двух частей, – рассказала Дикусарова. – Первая – это непосредственно народные инициативы. Вторая, которую мы тогда обсуждали, – это инициативные проекты». Идея заключается в том, что местные жители готовят их сами, обсуждают и согласовывают на сходах и собраниях, а затем выносят на рассмотрение специальной комиссии, действующей на областном уровне. Та, в свою очередь, принимает решение о финансировании. Есть и третий элемент системы, появившийся позднее: государственная поддержка тех инициатив, на которые люди сбрасываются из своего кармана.
Всё перечисленное учтено в проекте регионального закона «Об отдельных вопросах реализации на территории Иркутской области инициативных проектов». Законодательное Собрание разработало его на фоне поручения увеличить бюджетное финансирование проектов, предложенных самими гражданами, которое президент России Владимир Путин дал 30 января 2020 года по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления. «Первоначально предполагалось, и есть некие федеральные индикативы, что 1,5% объёма доходов бюджета области должно направляться на инициативное бюджетирование, – отметил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. – Может, не в пять раз, но в три раза эта цифра у нас сейчас занижена. Поэтому, как только создадим правовые основы, мы начнём настоятельно просить у правительства учесть эти механизмы в бюджете».
Поправки в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые это позволяют, вступили в силу с 1 января 2021 года. По информации Министерства финансов России, в настоящее время элементы инициативного бюджетирования так или иначе действуют в 72 регионах страны. Приангарье оказалось среди первопроходцев, решивших закрепить их в областном законодательстве. Однако пока губернатор Иркутской области дал критический отзыв на соответствующий законопроект. Список замечаний к нему занял четыре листа. «Это не отрицательная позиция, – подчеркнула Гершун. – В заключении сказано, что правовая основа [для внедрения инициативного бюджетирования] имеется. Вместе с тем у нас есть предложение посмотреть, как это будет организовано, какими механизмами». У председателя ЗС на это нашлись возражения «Там столько замечаний, что от первоначального варианта не остаётся и следа, – констатировал он. – Конечно, мы постараемся учесть ряд конструктивных замечаний, которые изложены в этой бумаге. Я просто прошу, чтобы до губернатора был доведён акцент, на который обращает внимание президент: бюджетные деньги должны распределяться не в кабинетах чиновников, а с участием жителей. Мы находимся в федеральном тренде, мы согласны с президентом, мы будем увеличивать ассигнования на самостоятельное участие граждан в распределении бюджетных ресурсов».
Гражданский долг
Председатель комитета по строительству и дорожному хозяйству ЗС Виктор Побойкин обратил внимание на то, что жители Иркутской области уже вовлечены в процесс распределения бюджетных средств. Доказательством тому служит опыт реализации «Народных инициатив»: за 11 лет существования проекта реализовано более 16 тыс. мероприятий, на них направили 6 млрд рублей. «Есть ряд ярких примеров, когда граждане своими деньгами участвуют в реализации проектов на местах, – заметил Побойкин. – Здесь проблем не будет».
Депутаты ЗС намерены рассмотреть в первом чтении законопроект об инициативном бюджетировании в ближайшее время. «Сегодня важно учитывать мнение жителей территорий, чтобы правильно расставить приоритеты в ремонтных работах, благоустройстве и в других важных для муниципалитетов вопросах, – прокомментировал эти планы Ведерников. – Практика в регионах показывает, что такой подход весьма эффективен: люди на местах лучше знают, что нужно изменить, чтобы жизнь в их городе, посёлке или селе стала комфортнее».