Мечтала о домике с окнами в сад
После незаконного получения социальной выплаты женщина села на скамью подсудимых и была признана мошенницей
Ольга Машкова всегда хотела жить в деревне, чтобы дышать с мужем и детьми вольным чистым воздухом. Да и специальность после института у неё была под стать – зооинженер и врач-ветеринар. Ещё в 2012 году семья обзавелась земельным участком под Хомутово. Дело оставалось за «малым» – построить дом. Но денег на его возведение не было. И тут Машкова узнала, что есть федеральная целевая программа, которая позволяет сельским жителям, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, улучшить свои жилищные условия.
В утверждённом Порядке предоставления социальных выплат в числе прочего значилось необходимое условие: нужно не просто постоянно проживать в сельской местности, но ещё и обязательно работать в агропромышленном комплексе. Вот с этим-то у Машковой и была проблема. Она работала продавцом ветеринарных препаратов и товаров для животных на колхозном рынке Иркутска. Так что, исходя из указанных требований, не могла рассчитывать на господдержку в строительстве желанного дома.
У ветеринара возник преступный умысел обманным путём попасть в заветную программу для селян. Нет права на социальную выплату для строительства дома? Его можно создать путём предоставления подложных документов по факту своего трудоустройства как молодого специалиста на сельской земле. И она взялась за дело: стала искать руководителя крестьянско-фермерского хозяйства, с кем можно заключить фиктивный трудовой договор, не увольняясь с прежнего места работы. Сделать это ей было не так уж и сложно, поскольку она имела контакты с сельскими предпринимателями. Летом 2015 года Машкова приискала себе такого хозяйственника, который согласился принять её на работу ветеринаром с восьмичасовым рабочим днём.
Как и положено, был составлен трудовой договор. Пакет необходимых документов вместе с копией трудового договора она представила в администрацию Иркутского района, затем он поступил на рассмотрение в министерство сельского хозяйства Иркутской области. Правда, пока шёл процесс согласований, ей пришлось поменять своего работодателя (прежний от её услуг отказался). На бумаге у Машковой всё выходило гладко, в итоге она была включена в сводный список получателей социальной выплаты по категории «Молодые семьи и молодые специалисты». И дальше всё сложилось как по нотам. После того как министерство сельского хозяйства выдало ей свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство дома, в банке открылся счёт на её имя, куда были перечислены 608 тысяч бюджетных рублей. Эти деньги ушли на покупку необходимых стройматериалов. К середине 2017 года дом был построен.
Но через несколько месяцев радость новосёлов была омрачена. Незаконными операциями Машковой заинтересовались правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Во всех его перипетиях разбирался Кировский районный суд Иркутска. Сама подсудимая долго не признавала корысть в своих действиях, настаивая на том, что она действительно работала у фермера, не считаясь со своим временем, случалось, что в праздники и выходные, иногда даже оказывала помощь животным ночью. В среднем затрачивала на это 40 часов в неделю. Но вот в крестьянско-фермерском хозяйстве оценивали её усилия иначе, о чём был проинформирован суд. Действительно, трудовой договор с Машковой был подписан, но постоянного её присутствия в небольшом хозяйстве не требовалось. Ветврач могла приехать раз в неделю и получить за свои услуги оплату по договорённости. Вот так, не напрягаясь, она проработала около трёх месяцев, а потом хозяйство и вовсе закрылось. И, конечно, ни о какой постоянной деятельности на селе речь не шла.
В качестве свидетелей в суде выступили сотрудники ведомств, которые отвечали за прохождение документов заявителя. Они пояснили, что строго соблюдали все инструкции и ни в чём не заподозрили подсудимую. Единственное, не был осуществлён выезд к работодателю, но это, оказывается, не входит в круг их обязанностей. Расчёт был на добросовестность участника программы, но тут как раз и случился прокол.
Прежде чем вынести подсудимой приговор, суд исследовал доказательства, свидетельствующие о её вине, включая протоколы осмотра и выемки многочисленных документов, результаты оперативно-розыскной деятельности. Было установлено, что Машкова незаконно стала участницей федеральной целевой программы, поскольку фактически не трудилась на территории Хомутовского муниципального образования. Дом был построен за счёт украденных в результате мошенничества бюджетных средств. При вынесении ей наказания – два года лишения свободы условно с таким же испытательным сроком – суд учёл, что до этого она не была судима, воспитывает двоих детей и имеет положительные характеристики. К тому же подсудимая полностью возместила причинённый ущерб. Учитывая этот факт, представитель потерпевшей стороны – министерства сельского хозяйства – заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Суд освободил Машкову (фамилия изменена) от назначенного наказания. По его мнению, это отвечает интересам правосудия и её малолетних детей. Арестованная до этого машина тоже вернулась к хозяйке.