издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Майнер «серый», майнер «белый»

Насколько майнинг криптовалюты вреден для энергосистемы

Власти региона бьют тревогу: жители Иркутской области стали тратить намного больше электричества, чем раньше. Потребление в 2021 году выросло на 159% по сравнению с 2020-м. Сети не выдерживают, происходят аварии и отключения. Это связывают с тем, что жители региона занимаются майнингом криптовалюты. Глава региона предложил ввести дополнительные группы дифференциации энерготарифов по примеру таких регионов, как Крым и Севастополь. Об этом губернатор написал в обращении вице-премьеру России Александру Новаку.

«Анализ ситуации свидетельствует о лавинообразном росте электропотребления со стороны «подпольного майнинга» по тарифам для населения, что дополнительно ухудшается введённым властями Китая запретом на майнинг и перебазированием значительного количества оборудования в Иркутскую область в силу географической близости. Ситуация является для региона непредсказуемым событием, приводит к существенным нагрузкам на электросетевой комплекс с риском развития сложных аварий и чрезвычайных ситуаций, усугубляет проблему перекрёстного субсидирования», – говорится в письме.

Энергетики выявили в Иркутской области 1,2 тысячи домохозяйств, в которых установлено майнинговое оборудование. Как сообщает «Телеинформ», об этом эксперты рассказали на пресс-конференции 2 февраля.

Особенно активно майнинг стал развиваться в 2021 году. Во-первых, рос курс криптовалюты. Во-вторых, власти Китая запретили заниматься майнингом в своей стране. Оборудование стали вывозить и устанавливать в других местах.

Иркутскую область и раньше называли столицей российского майнинга. У нас низкие тарифы на электроэнергию и холодный климат, что позволяет сократить затраты на охлаждение оборудования.

Диапазон мнений о перспективах майнинга в нашей стране варьируется от полного запрета до выделения его в отдельный вид экономической деятельности. Например, в январе 2022 года Банк России предлагал полностью запретить майнинг и обращение криптовалют в стране. Вслед за этим появились сообщения о том, президент страны Владимир Путин высказался о преимуществах России в майнинге криптовалют. Это профицит электроэнергии и подготовленные кадры. Поэтому глава государства попросил Правительство и ЦБ выработать единое мнение насчет майнинга криптовалют в стране. В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг согласие Владимира Путина на майнинг в регионах с избытком электроэнергии. Ранее агентство Bloomberg сообщало, что президент поддерживает предложение Правительства России о регулировании рынка криптовалют, несмотря на позицию Центробанка, который настаивает на полном запрете.

О том, как ситуацию видят предприниматели, которые занимаются майнингом, мы беседуем с владельцем майнинг-фермы Юрием Дромашко.

– В России разрешена криптовалюта? Например, на биткоины можно что-то купить или обменять их?

– По закону о цифровых активах криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать. Она признаётся имуществом, за которое нужно платить налоги. Но расплачиваться криптовалютой российским гражданам нельзя. Какое наказание положено за нарушение этого запрета – не ясно. Закон был принят год назад, планировалось, что осенью 2021 года в него будут приняты поправки. Но пока их нет.

Нет в российском законодательстве и такого вида деятельности, как майнинг. Хотя, если бы он был определён, всем было бы легче, в том числе налоговой и энергетикам. И не приходилось бы «кошмарить» народ. Занимаешься майнингом – плати по промышленным тарифам.

– Если в законодательстве нет такого вида деятельности, как майнинг, то по каким ставкам с майнеров берут налоги?

– Электричество и заложенный в его стоимость НДС – самая большая статья расходов у майнерских ферм. Так что, покупая электроэнергию по коммерческому тарифу, майнеры уже платят налоги. В Иркутской области налоговая применяет к таким предприятиям ставку для категории «Иная деятельность». Поскольку нет законов, которые регулируют этот рынок, налоговая и энергетики формируют практику по своему разумению.

Например, если вы физическое лицо и вас подозревают в майнинге, энергетики с вас спросят по коммерческому тарифу. Люди задают вопрос: на каком основании? Им отвечают: «Нам всё равно, или подписывайте договор, или мы вам рубильник отключим».

– Как вы считаете, насколько опасны для энергосистемы «подпольные», или «серые», майнеры, как их называют региональные власти?

– По-моему, влияние на энергосистему людей, которые у себя дома поставили несколько асиков (специальное оборудование для добычи криптовалют. – Авт.) по киловатту каждый, сильно преувеличено. Чтобы вы понимали, Иркутская область – регион промышленного майнинга. У нас стоят фермы по 100 мегаватт. Это сопоставимо с энергопотреблением небольшого города.

На одно частное домовладение обычно выделяется 15 киловатт. Владелец дома может рассчитывать только на эту мощность, потребить больше ему никто не даст. Человек может включить плиту, обогреватель, стиральную машину, компьютер и, например, три асика. Энергосбыт вправе зайти к этому человеку во двор, проверить счётчик. Энергетики не имеют права входить в дом. Но могут строения, в которых расходуется много энергии, «просветить» тепловизорами. Асики выделяют много тепла. Если подозрения подтверждаются, энергетики подают заявление в суд и требуют перевести домовладение на коммерческий тариф.

Какой вред энергосистеме может принести бабушка, которая поставила у себя в сенях три асика по киловатту, сушит рядом с ними тыкву, в сенях у неё тепло, и ещё денежки в кошелёк получает? И то этим занимается не больше 1-2% жителей частных домов региона. Другой разговор, что сети у нас ветхие, часто бывают аварии, случаются пожары. Вряд ли майнеры в этом виноваты.

Фермы, которые берут электроэнергию по тарифам для населения, могут находиться в товариществах – садоводческих и жилищных. Там, где у объединений собственников есть общие сети. Или собственник земли может попросить энергетиков увеличить ему мощность и после этого на участке поставить гараж с асиками. Но я думаю, таких майнеров уже поймали и заставили платить по коммерческим тарифам.

– Сколько стоит один асик, и какую прибыль он приносит?

– Цена асика варьируется от 40 тысяч рублей до миллиона и выше. Зависит от эффективности – сколько он берёт энергии и насколько продуктивен. Если мы возьмём самый дешёвый асик за 40 тысяч, то в месяц он приносит в среднем около семи тысяч рублей. Минус расходы на электричество.

Доходность зависит от стоимости биткоина и других факторов. Например, два года назад было невыгодно майнить, фермы балансировали на грани. Потом выросла цена, была хорошая, выгодная работа, в том числе благодаря исходу майнеров из Китая, там запретили майнить. Но, если бы у меня сейчас спросили, стоит ли покупать асики, я бы не советовал это делать. Доходность майнинга падает. Если раньше оборудование окупалось за год, то сейчас это может растянуться на несколько лет.

– Какова доля нашего региона в мировой добыче биткоина?

– По моим расчётам, больше 10% от мировой добычи биткоина. Но официальной статистики нет. Два года назад я встречался с представителем китайской компании Bitmain, она производит асики, на которых работает большинство майнеров. Был ещё Владимир Попов (основатель консалтингового агентства в сфере IT. – Авт.), он мониторит всё в регионе, связанное с криптой. Мы посчитали по крупным фермам, по мегаваттам. В итоге из данных по ввезённому оборудованию и по владельцам вывели среднюю величину.

Вообще, майнинг трудно подсчитать, так как нет методик. К тому же асик можно подключить через VPN, чтобы система показывала, что оборудование находится в другой стране. Так сейчас делают в Китае, где майнить запрещено. Аппараты там включают на 20–30 минут в сутки. Потом выключают, чтобы не попасться.

– Как вы относитесь к идее ввести для жителей Иркутской области дифференцированный тариф на электроэнергию?

– Разговоры о том, что жители Иркутской области несправедливо платят дешевле, чем в других регионах, длятся уже 10 лет. Сейчас появился повод сказать, что во всём виноваты «серые» майнеры. Но история про то, что кто-то майнит на электричестве по рублю, сильно раздута. Это очень маленькая доля.

Энергетики, наоборот, приглашают майнеров. Электричества в нашем регионе вырабатывается больше, чем есть возможность продать. Всё упирается в слабые сети. С помощью майнинга за последние годы энергетики сильно развили сети. Но без правовой базы, без понятных правил игры ни одна крупная компания не будет заводить сюда десятки и сотни миллионов долларов.

По технологиям Россия очень отстала. В мире появляется новая ниша, формируется так называемый новый технологический уклад. Монголия, например, легализовала криптовалюту месяц назад. Но большинство стран пока не определились, как относиться к новым возможностям. Это целая индустрия, и у России есть шанс занять лидирующие позиции в этом направлении.

Благодаря крипте, майнингу в России может появиться реально сильная энергетика. Дорогостоящую инфраструктуру – трансформаторы, подстанции – можно построить за счёт инвестиций от майнеров. Энергетики это понимают.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры