Пересчитали курс
Минтранс Иркутской области поделился новыми планами по развитию аэропортов
Нового подрядчика, который возьмётся за реконструкцию международного аэропорта Братска, могут выбрать до конца 2022 года. Об этом на пресс-конференции сообщила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторёва. В министерстве также надеются приступить к подготовительным работам по реконструкции аэропорта Бодайбо уже в нынешнем году. Однако модернизация аэровокзала международных линий в Иркутске, равно как и строительство нового аэропорта за пределами областного центра, пока остаётся открытым вопросом.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области намерено к лету 2022 года добиться перевода посадочной площадки в Усть-Илимске в статус аэродрома класса Г. Это позволит принимать в северном городе не только рассчитанные на 19 пассажиров самолёты L-410, рейсы на которых из Иркутска и Красноярска выполняют, соответственно, авиакомпании «Сибирская лёгкая авиация» «СиЛА» и «Красавиа», но и более вместительные машины. Например, Ан-26, два полёта на которых АО «ИрАэро» совершило в ноябре 2021 года.
До того возможность принимать воздушные суда третьего класса, то есть со взлётной массой 10–30 тонн, подтвердили специалисты Федерального агентства воздушного транспорта. С их участием был осуществлён технический рейс в Усть-Илимск. Однако регулярные полёты были приостановлены после замечаний со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о том, что посадочную площадку всё же необходимо перевести в статус аэродрома класса Г. Ключевое условие для этого – наличие взлётно-посадочной полосы длиной как минимум 1300 м – соблюдено. Кроме того, за счёт Группы «Илим», которой принадлежит Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, построены аэровокзал и топливозаправочный комплекс. Последнее обстоятельство позволяет обходиться без дозаправки в международном аэропорту Братска. «У нас есть аудит Федерального агентства воздушного транспорта – по нему осталось сделать совсем немного, – сообщила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторёва – И я надеюсь, что к лету 2022 года мы получим необходимые документы и переведём посадочную площадку в Усть-Илимске в статус аэродрома».
«Всё, что положено по контракту»
Тем временем готовится новый конкурс на реконструкцию аэропорта Братска. Предыдущий состоялся с третьей попытки летом 2019 года, однако заключённый по его итогам контракт с ООО «Строительно-производственная база «Союзстрой» из-под Иркутска был расторгнут два года спустя. Причина – неисполнение подрядчиком большей части контрактных обязательств. Среди прочего были и объективные причины: проектно-сметную документацию подготовили в 2015 году, поэтому она не учитывала произошедший скачок цен, её разработчики также не предусмотрели значительные затраты на доставку инертных материалов, которые невозможно достать поблизости от строительной площадки. В результате 1,2 млрд рублей, заложенных в контракте, оказалось недостаточно для расширения ВПП, реконструкции рулёжных дорожек с перроном, выноса сетей электроснабжения и связи и прочих работ. Решение о том, чтобы в одностороннем порядке расторгнуть договор, во ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» приняли 17 мая 2021 года. Контракт с «Союзстроем» разорвали несколько позже.
«Мы не принимаем непосредственное участие в торгах и не работаем напрямую с подрядчиком – этим занимается «Администрация гражданских аэропортов», – подчеркнула Золоторёва. – Они готовят техническое задание и разыгрывают контракты. Поэтому, я думаю, после того как будут внесены изменения в проектно-сметную документацию, торги состоятся не ранее чем через полгода». По оптимистичному сценарию подрядчика, который завершит реконструкцию аэропорта Братска, выберут до конца 2022 года. Стоимость работ – вопрос открытый. То же касается сроков их выполнения: контракт, подписанный в 2019 году, был рассчитан до начала 2022-го. «Естественно, этот проект будет закончен, – добавила Золоторёва. – Потому что работы уже начаты предыдущим подрядчиком, который не исполнил свои обязательства. Думаю, зайдёт новый подрядчик, который приведёт в соответствие плоскостные сооружения и рулёжные дорожки, выполнит всё, что положено по контракту».
Вместе с удорожанием работ по Братску увеличится и стоимость реконструкции аэропорта Бодайбо. Учитывая, что существующую грунтовую взлётно-посадочную полосу планируют заменить асфальтобетонной, одновременно удлинив её до 2200 м, и модернизировать инфраструктуру, расходы федерального бюджета, заложенные в государственную программу «Развитие транспортной системы», уже увеличили с 1,4 млрд рублей до 4,35 млрд рублей. Окончательная сумма будет определена после того, как утвердят проектную документацию. АО «Аэропорт Бодайбо» – структура, учреждённая в 2020 году для того, чтобы вывести объект из ЗАО «Ленсиб», которое принадлежит ПАО «Полюс», – уже её подготовило и в марте-апреле направит на экспертизу. «Думаю, что к маю проектно-сметная документация уже будет, – заключила замминистра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. – Сегодня также проведена работа с Минтрансом России и Федеральным агентством воздушного транспорта, чтобы перенести начало работ с 2023–2025 годов на 2022-2023 годы». Официального документа, который бы подтвердил перенос, пока нет. Тем не менее в региональном министерстве прилагают все усилия к тому, чтобы начать хотя бы подготовительные работы в нынешнем году.
На площадку, подобранную с воздуха
Между тем не определён инвестор, готовый вложить средства в реконструкцию международного аэропорта Иркутска, которая была заложена в задании на разработку стратегии развития авиационного узла. Стратегию, в свою очередь, поручено подготовить инвестиционному консультанту аэропорта, которым в мае 2021 года стало АО «КПМГ» – российская структура одной из крупнейших международных аудиторских компаний KPMG. Консультант также должен рассмотреть возможность строительства нового авиаузла за пределами города. «Инвестор на строительство нового аэропорта и реконструкцию старого пока не выбран, – констатировала Золоторёва. – Поэтому говорить о том, в каком объёме будет проведён ремонт зданий и плоскостных сооружений, мы не можем. Но аэропорт своими силами поддерживает состояние зданий и сооружений, приобретает технику. Также следует отметить, что в существующем международном аэровокзале имеется дефицит площадей, что не позволяет достичь требуемого уровня обслуживания пассажиров. И плоскостные сооружения не позволяют принимать то количество воздушных судов, которое хотелось бы, хотя есть очень много авиакомпаний, которые хотели бы летать в Иркутск. Международный терминал, конечно, требует реконструкции, и мы глубоко прорабатываем этот вопрос в правительстве Иркутской области».
Параллельно идёт согласование потенциальной площадки для строительства нового аэропорта, который располагался бы за пределами областного центра. Наиболее проработанный вариант – деревня Поздняково в Иркутском районе. Её уже выбрали более десяти лет назад, но дальнейший процесс застопорился из-за близости ракетной части. Сегодня в руководстве ракетных войск стратегического назначения не видят препятствий к возведению аэропорта. «Но есть другие департаменты Министерства обороны РФ, которые высказали опасения, что при наличии поблизости аэропорта такого уровня возможны препятствия для осуществления их деятельности, – рассказала Золоторёва. – На сегодняшний день направлено очередное обращение в Минобороны. Все подробности согласования озвучивать не могу, потому что они содержат информацию, которая не подлежит разглашению в публичном поле. Но у правительства Иркутской области есть определённые доводы, которые мы планируем довести до Минобороны». В частности, площадь участка увеличили с 900 га до 3000 га, чтобы при проектировании и строительстве можно было оптимальным образом разместить взлётно-посадочную полосу.
Определение и согласование площадки для строительства – обязательное условие для выбора инвестора, который возьмётся за проект нового аэропорта. Определить его планируют по итогам конкурса, в условиях которого будут прописаны инвестиционные обязательства. «Про игроков не буду говорить – это три-четыре компании, которые заинтересованы в развитии отрасли, – добавила замминистра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. – Они всем известны». Прежде всего это ООО «Новапорт», которое входит в группу компаний AEON Corporation Романа Троценко, ООО «Аэродинамика» (бывшее «Базэл Аэро», входит в структуру группы компаний «Базовый элемент» Олега Дерипаски) и АО УК «Аэропорты регионов» – «дочка» бизнес-группы «Ренова» Виктора Вексельберга.