«Песни об Иркутске» и древнерусская музыка
Выход книг, связанных с музыкальной культурой, – для Иркутска явление нечастое. Серьёзные местные издания подобного рода можно пересчитать по пальцам. Вот почему значимым событием стал недавний выход сразу двух изданий, знакомящих читателя с интересными областями музыкальной сферы.
Первое из них адресовано главным образом музыкантам и историкам. Оно называется «Сокровища древнерусской музыки из фондов иркутских библиотек» и содержит нотные расшифровки старинных церковных песнопений. Дело в том, что до принятия привычного нам нотного стана на Руси использовалась так называемая крюковая запись. Некоторые уникальные рукописи, где путём подобной фиксации сохранены богослужебные песнопения, хранятся у нас в Иркутске. Явить их сегодняшнему обществу – такова задача издания. Исполнитель этой благородной и сложной миссии – иркутский музыковед Анатолий Потапцев, давно занимающийся «крюками». Нынешний сборник не просто расшифровка. Здесь представлены хоровые обработки данных песнопений, выполненные современными композиторами.
Второе издание адресовано уже более широкой аудитории, поэтому о нём следует рассказать подробнее. Это нотный сборник «Песни об Иркутске». В нём собраны творения разных лет. Резко отличаются творческие индивидуальности их создателей. Соответственно, в каждом случае – свой творческий почерк. Но все произведения объединяет одно – они посвящены Иркутску и Байкалу. Перед нами 11 вокальных сочинений, созданных в течение последних 74 лет.
Не лишним будет более глубокий исторический экскурс. Дело в том, что в Иркутске, городе давних культурных традиций, композиторские силы обозначились ещё в дореволюционное время. Вспомним, что именно здесь родился известный и поныне вальс «Берёзка», созданный военным музыкантом Евгением Дрейзиным на основе мелодии романса Антона Рубинштейна «Разбитое сердце».
А композиторская организация в городе появилась в 1943 году. Тогда было образовано Иркутское отделение Союза советских композиторов. Оно просуществовало всего восемь лет. Большую часть этого периода названным объединением руководил Юрий Дмитриевич Матвеев – выходец из дворянской среды, оставшийся в памяти современников как человек в высочайшей степени интеллигентный. Созданная им в 1947 году «Песня о нашем городе», в основе которой стихи Юрия Левитанского, на долгие годы стала неофициальным гимном Иркутска. Хотя срок существования первого композиторского союза и был недолгим, эта страница музыкальной жизни города никак не может предаваться забвению. Поэтому песня Матвеева, подлинный музыкальный памятник своей эпохи, сегодня реанимирована в этом сборнике. Надо заметить, что её дважды печатали в песенных сборниках без авторского вступления. Но несколько лет назад автору этой статьи попалось нотное издание 1949 года, где данное вступление присутствует. И, надо сказать, оно весьма выразительное. Именно с этих давних нот и сделана перепечатка.
Хорошо знакома иркутянам и ещё одна песня, которой вот уже более полувека. Но она постоянно звучит в различных концертах, а с недавнего времени является гимном города. Это «Любимый Иркутск – середина земли» московского композитора Елизаветы Туманян на стихи незабвенного Марка Сергеева. Ещё одно песенное сочинение на его стихи, также прошедшее проверку временем и любимое жителями города, – «Вечный свет Иркутска» с музыкой композитора Владимира Зоткина. Мы хорошо помним этого энергичного, приятного в общении человека, создателя запоминающихся напевных мелодий…
Наконец, вниманию иркутян предлагаются семь сочинений сегодняшних членов ИООО «Союз композиторов» – Яна Круля (председателя организации), Анатолия Теплякова, Дечебала Григоруцэ и Анатолия Кривошеина. В особом представлении эти люди не нуждаются. Тот, кто следит за музыкальной жизнью города, их знает. Также в сборник вошло и одно творение Евгения Смирнова – инициативного местного музыканта, который проявил себя и как народник, и как эстрадник.
Некоторые из представленных здесь произведений звучали в местных концертных программах. И даже многократно. Но среди них находим новинку – песню «Там, где улица Карла Маркса», созданную Яном Крулем на стихи Артёма Морса. Завсегдатаи иркутских литературных мероприятий хорошо знают этого поэта. Тот факт, что его самобытные стихи положены на музыку, уже заслуживает внимания. А саму песню оцените, заглянув в сборник.
Наличие в областном центре композиторской организации – один из ключевых показателей развития музыкальной культуры региона. Вышедший сборник – подведение многолетних итогов, но никак не предел работы. Напротив, это стимул для дальнейших творческих поисков.
Несомненно, оба нотных издания должны привлечь внимание местных меломанов.