издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В «огненной воде» брода нет​

Алкогольному суррогату в регионе удалось поставить заслон

  • Автор: Людмила ФОМИНА, Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Иркутской области

Прошло пять лет после трагических декабрьских событий 2016 года, когда от отравления «Боярышником», изготовленным на основе метанола, в Иркутске пострадали 123 человека, 76 из них скончались. В Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области в то время появилось новое подразделение – межрайонный отдел по борьбе с преступлениями на потребительском рынке, перед сотрудниками которого была поставлена главная задача: поставить заслон алкогольному суррогату.

Полиции удалось установить все звенья смертельной цепи, и причастные к массовому отравлению «Боярышником» впоследствии были осуждены к различным срокам реального лишения свободы за изготовление, перевозку, хранение и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.​ «Эта трагедия стала своего рода катализатором, заставила более остро взглянуть на наболевшую и, к сожалению, застарелую проблему – наличие огромного нелегального рынка поддельного алкоголя», – говорит полковник полиции Евгений Хороших, руководитель межрайонного отдела по борьбе с преступлениями на потребительском рынке Управления экономической безопасности и противодействия коррупции. За истёкшие пять лет возглавляемому им подразделению удалось коренным образом изменить ситуацию с контрафактной продукцией в регионе, в первую очередь – со спиртосодержащей.

Развенчанные мифы

Мифы о неуязвимости бутлегеров на сегодняшний день развенчаны. А ведь ещё недавно их существовало великое множество. Считалось, например, что подпольный водочный бизнес будет процветать до тех пор, пока в обществе есть социальный заказ на дешёвое зелье с градусами. «Алконавты», мол, всё равно найдут, что в себя залить. «Да чем так уж плох «Боярышник»? Покупатели говорят, что от него голова не болит», – цинично заявила в Свердловском районном суде Иркутска продавец павильона «Саулитес», в котором продавалась отрава. Но, услышав приговор к реальному сроку в колонии общего режима, женщина зарыдала: она никак не ожидала столь сурового наказания, ведь суррогатом из-под полы здесь торговали годами. Бытовало мнение, что изготовители и сбытчики фальшивой водки всегда найдут лазейки, чтобы избежать наказания. И, даже если правоохранители и установят злодеев, к реальной ответственности их вряд ли привлечёшь. Ну как докажешь, что человек умер, отведав отравы именно из этой конкретной бутылки? И так далее. Но сейчас все эти «соображения» не актуальны.

Ситуацию удалось переломить, после того как сотрудники нового подразделения УЭБиПК за короткий срок ликвидировали 15 нелегальных цехов по производству различного зелья – от чистого спирта до «виски» и «коньяка». Было выявлено множество каналов поставки в регион, а также транзита через него крупных партий спиртового сырья и готового к употреблению поддельного алкоголя. Пресечена деятельность семи организованных преступных групп, причастных к​ изготовлению опасного пойла, которое сбывалось не только на территории Иркутской области, но и в соседних регионах. Офицерам полиции Приангарья пришлось помотаться по командировкам, распутывая следы «своих» доморощенных виноделов в Северной Осетии, Красноярском крае, Бурятии.​ ​

Мекка для маргиналов

В 2019 году была организована операция по одновременному задержанию сразу 25 участников четырёх организованных преступных группировок. Годом раньше удалось накрыть два десятка бутлегеров. А для этого проводилось по 50–90 обысков в день, в которых участвовало до 300 сотрудников разных служб. Случалось, в ходе таких обысков они изымали по сотне тысяч литров самопала, как, например, при ликвидации цеха и складов в Братске и Железногорске.

«В первую очередь мы вычистили от отравы окрестности Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского, – рассказывает Евгений Хороших. – Ещё не так давно здесь была Мекка для маргиналов – чего стоил хотя бы «спиртзавод» в Тельме. Одной только браги в бывшей котельной хранилось 16 тонн, сахар и иное сырьё использовались тоннами, а для производства «коньяка» даже применялись дубовые бочки». А уж сколько сотрудники УЭБиПК прижали групп по предварительному сговору и кустарей-одиночек, разливавших «огненную воду» у себя в домах, гаражах и сараях, полковник и сосчитать затруднился.

«Но всё это в прошлом. Ситуацию, считаю, удалось переломить, – подводит итог начальник подразделения. – Одна из последних крупных операций по задержанию бутлегеров была проведена в Нижнеудинске 10 ноября 2020 года, в наш профессиональный праздник. Криминальное предприятие было организовано подальше от столицы региона. Но это «виноделам» не помогло. Уголовное дело по трём эпизодам преступной деятельности сейчас находится на рассмотрении в суде. Преступники боятся теперь даже перевозить свой груз через наш регион. И правильно боятся – у нас все подразделения полиции заточены на предупреждение распространения алкогольного контрафакта: на въездах в регион стоят специализированные посты, и инспекторы ГИБДД проявляют бдительность». По словам начальника межрайонного отдела, когда «лавочка» с самопалом на территории Приангарья была прикрыта, сотрудники полиции стали задерживать на дорогах огромные партии фальсифицированного алкоголя, следующего транзитом: от нескольких сотен литров до многотонных грузовиков.

От «водки» до «абсента»

В начале 2017 года оперативники получили информацию о том, что в северных районах области действует разветвлённая сеть по производству и сбыту контрафактного алкоголя. Житель Братска Евгений Роговский, как вскоре было установлено, организовал поставку из западных регионов России поддельных напитков на любой вкус – от банальных «водки» и «коньяка» до такой экзотики, как «абсент» и «чача». Часть этого «добра» в огромном количестве производилась в подпольном цехе, расположенном в Железногорске-Илимском, из обычного спирта, смешанного с водой и вкусовыми добавками. За несколько месяцев сыщикам стали известны все 13 участников группы виноделов, а производственный процесс, подпадающий под статью Уголовного кодекса РФ, был должным образом зафиксирован.

«Сложность заключалась в широкой географии деятельности группы: бутлегеры опутали своей сетью практически всю территорию Иркутской области – от Братска и Железногорска до Иркутска и Слюдянки, – рассказывает Евгений Хороших. –​ Понадобилось провести более 90 обысков, чтобы изъять всё оборудование, канистры, бутылки и десятилитровые коробки с кранами, в которых оказалось около сотни тысяч литров фальшивого алкоголя.

Все обвиняемые признали вину, раскаялись и получили условные сроки. Им пришлось выплатить не только назначенные судом крупные штрафы, но и многомиллионные компенсации по гражданским искам правообладателей товарных знаков, поддельной продукцией которых они торговали».

Не менее масштабной оказалась разработка четырёх организованных преступных групп, каждая из которых отвечала за конкретное направление. Одна «прописалась» в Усолье-Сибирском и занималась поставкой из Красноярска этилового спирта, две другие готовили из этого сырья алкогольные напитки на любой вкус, а логистический узел находился в Слюдянке – отсюда продукция разъезжалась по Иркутской области и Республике Бурятия. Только документирование деятельности этого криминального предприятия заняло около полугода.

Что за цифрой

Как сказались усилия сотрудников небольшого подразделения службы экономической безопасности на здоровье жителей региона, можно узнать из статистических данных. Если в 2016 году в Иркутской области было зарегистрировано 1657 фактов отравления спиртосодержащей продукцией, то в 2020-м их количество сократилось на 40 процентов – до 662.​ При этом значительно снизилось число случаев с летальным исходом (со 197 до 163). В 2021 году положительная динамика сохраняется: за 10 месяцев эти показатели составили 459 и 92 соответственно. Не может не радовать и тот факт, что количество предпринимателей, получивших лицензии на розничную и оптовую реализацию алкоголя, год от года растёт, ведь это свидетельствует о выходе рынка из тени. В настоящее время по количеству лицензиатов Иркутская область занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе – здесь лицензии на алкоголь имеют 1022 организации (для сравнения: в Красноярском крае – 999, в Новосибирской области – 825). И это при меньшей численности населения и количества населённых пунктов в Прибайкалье.

Регион теперь находится на одном из первых мест в рейтинге, ежегодно составляемом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Количество объектов розничной торговли и общественного питания, осуществляющих продажу крепких напитков на законных основаниях, продолжает расти: за последний год их стало ещё на 70 больше. С легализацией оборота алкогольной продукции кратно возросли поступления средств в бюджет области. И что не менее важно: население чувствует себя более защищённым от контрафакта с градусами. Евгений Хороших уверен: «Если не снижать накал борьбы с преступлениями в этой сфере – изымать суррогат, попадающий на рынок, и привлекать к ответственности всех любителей погреть руки на изготовлении и сбыте дешёвых подделок, то и жертв «огненной воды» поубавится».

Маски сброшены

Борьба с преступностью на потребительском рынке отличается большим многообразием: желающих обогатиться за счёт населения либо государства хватает при реализации самых разных товаров – от фальшивой водки до медицинских масок и мест на кладбище. Для подобных дельцов, как не раз убеждались оперативники, ничего святого нет. Одним из самых резонансных уголовных дел последнего времени стало хищение из бюджета 89 миллионов рублей, предназначавшихся для закупки средств индивидуальной защиты от новой коронавирусной инфекции. В ходе совместной работы сотрудников полиции и регионального Управления ФСБ была выявлена преступная группа из трёх индивидуальных предпринимателей и двух безработных, которую возглавлял, как считает следствие, генеральный директор и учредитель ООО «Универсал-Сервис» Илья Белоусов, сын министра здравоохранения Иркутской области Натальи Ледяевой. Бывший министр тоже оказалась втянута в историю с поставкой в 2020 году в медучреждения области контрафактных изделий китайского производства под видом легальной отечественной продукции. При обысках в министерстве, медицинских учреждениях, офисах и квартирах предпринимателей были изъяты кипы документов, подтверждающих мошенничество. Наложен арест на 8 автомобилей, принадлежащих фигурантам, и денежные средства в сумме более 32​ миллионов рублей с банковского счёта поставщика, заключившего государственные контракты с министерством здравоохранения Иркутской области. Расследование уголовного дела по 10 эпизодам мошенничества в особо крупном размере и обращения недоброкачественных медицинских изделий​ завершено, оно вскоре будет направлено в суд для рассмотрения по существу.

А вот ещё одно громкое дело, возбуждённое по результатам реализации оперативной информации сотрудников межрайонного отдела УЭБиПК. Его фигурант нашёл способ наживаться не на средствах защиты от болезней для живых, а на торговле местами на погосте для тех, кто уже отправился в мир иной. В июне 2021 года при получении взятки в сумме 200 тысяч рублей был задержан заместитель директора муниципального казённого предприятия Ушаковского МО «Паритет» Сергей Храмов. Обещал за эти деньги​ поспособствовать в выборе приличного участка под захоронение на кладбище, расположенном на 8-м километре Голоустненского тракта, и стал фигурантом уголовного дела по статье о получении взятки должностным лицом.

Взрослые игры

Несмотря на запрет игорного бизнеса, в областном центре практически ежегодно выявляются нелегальные заведения для любителей азартных развлечений. В прошлом году были закрыты два игорных клуба – в Свердловском и Куйбышевском районах Иркутска. На улице Красногвардейской работало, например, подпольное казино, которое обслуживали 20 сотрудников – управляющие, крупье, кассиры и охранники. «Конспирация там была на уровне, в помещение допускался ограниченный круг постоянных, проверенных клиентов. Несмотря на это, менее чем за полгода мы установили организаторов и рядовых членов группировки, задокументировали – и не один раз – весь процесс путём проведения проверочных закупок. При обыске были изъяты рулетка, столы для игры в покер, более 50 «одноруких бандитов». В настоящее время уголовное дело расследуется в региональном Управлении Следственного комитета России при оперативном сопровождении наших сотрудников», – рассказал начальник отдела по борьбе с преступлениями на потребительском рынке.

Подразделение, которое возглавляет полковник полиции Евгений Хороших, поначалу именовалось межрайонным отделом по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. Тогда-то его сотрудники и вышли на след криминальной группировки, которая много лет воровала на Иркутском алюминиевом заводе ПАО «РУСАЛ» алюминий и кремний. Промышляли этим заводчане в компании с ранее судимыми жителями Шелехова. Вывозили дорогие сплавы под видом мусора на полигон, а потом, подогнав бульдозер, занимались их «добычей» среди отходов. Разработку этой криминальной «бригады» оперативники проводили несколько месяцев во взаимодействии со службой безопасности предприятия. Документирование преступлений включало весь спектр негласных методов работы, а также применение различных видов специальной техники. С их помощью этапы хищения были зафиксированы полностью – от заводского цеха до сдачи металла в нелегальные приёмные пункты. Общий ущерб от деятельности ОПГ составил 4,5 миллиона рублей.

Выявлять столь масштабные и разнообразные преступления сыщикам помогают опыт и инициативность. Полковник с 22-летним стажем службы в органах уверяет, что в коллективе, которым он руководит, каждый сотрудник – от матёрого опера до начинающего лейтенанта – на своём месте.

«Относительный порядок на потребительском рынке навели – теперь будем его поддерживать, – говорит он о планах отдела. – Тут вожжи никак отпускать нельзя – сразу объявятся желающие поживиться в этой сфере».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры