«В объективе – дети»
Как в Иркутской области проводят профилактику аддиктивного поведения у детей и подростков
До седьмого класса Ваня Стриженков был спокойным, послушным мальчиком. Не напрягаясь учился на «тройки» с «четвёрками», не рвался быть отличником и активистом, за поведение никогда не получал нареканий – не баловался и в драки не лез. Вечера проводил дома: сначала за мультиками, потом – в соцсетях. Родители много работали, но за сына были спокойны. «Домашний он у нас был, тихий», – вспоминает мама Вани Анна. А потом семья переехала. Когда Ваня стал позже приходить из школы, родители даже обрадовались: сын социализируется, заводит новых друзей. Во второй четверти Анне позвонил классный руководитель из новой школы. Он сказал, что Ваня пропускает уроки, а некоторым учителям кажется, что иногда они чувствуют от мальчика запах алкоголя. Так проявляется аддиктивное, склонное к зависимостям, поведение школьников. Ассоциация «Байкальская школа психологического здоровья» работает с такими случаям больше 20 лет.
«Не выпьешь – не пацан!»
Родители Вани Стриженкова (имя и фамилия героя изменены по просьбе родителей. – Авт.) знали спокойный нрав сына и сначала не поверили руководителю насчёт запаха: наверное, его просто с кем-то перепутали. Они решили поговорить с сыном про пропуски школьных занятий. Сначала мальчик всё отрицал, говорил, что учителя просто забывают ставить отметки о его присутствии на уроках. Оценки к концу четверти он обещал подтянуть.
Однажды Виталий, отец Вани, вернувшись с работы, увидел, как сын, шатаясь, идёт в свою комнату. Он почувствовал запах перегара и потребовал у сына объяснений. Ваня заплакал и признался: как-то по дороге из новой школы домой он с мальчишками впервые попробовал алкоголь. «Ему сказали: «Не выпьешь – не пацан!», – объясняет Виталий. Его сыну хотелось понравиться новым одноклассникам, и он решил выпить. Да и впечатления были яркими. Замкнутый Ваня вдруг стал весёлым и раскованным, он чувствовал себя душой компании, чего раньше никогда не было. Со временем такие истории по пути домой со школы стали повторяться. А иногда и вовсе заменять уроки. На улице было ещё тепло, мальчишки покупали на карманные деньги дешёвые коктейли в алюминиевых банках и выпивали их во дворах и на детских площадках.
В школе Стриженковым сказали, что для таких случаев есть телефон доверия и школьный психолог, но они не стали никуда обращаться. «Это же наш сын, наша семья, – объяснила Анна. – Мы не будем выносить эту проблему куда-то ещё. Отец с Ваней серьёзно поговорил, мы записали его на секцию по боксу и пообещали купить новый телефон, если исправится к Новому году. Думаю, это сработает. К психологам или куда-то ещё пойдём в крайнем случае».
«Она цепляется за эту жизнь и хочет прожить её по-другому»
Кристина Ноздрина, психолог из ассоциации «Байкальская школа психологического здоровья», которая занимается подобными ситуациями, говорит, что почти все родители обращаются к специалистам только в самых крайних случаях. Причём приходят они к психологам или в организации, где их детям могут помочь, как правило, не с прямым запросом о том, что у ребёнка есть алко- или наркозависимость, а с косвенным – о конфликтности ребёнка или неадекватном поведении.
«Родители говорят: «Он агрессивный, сделайте что-нибудь!» – говорит Ноздрина. – Я начинаю общаться с ребёнком и понимаю, что у него как минимум были попытки попробовать алкоголь или марихуану. Как максимум – это происходит регулярно». Родители, по словам психолога, или не замечают зависимость ребёнка, или просто стесняются о ней говорить.
Ноздрина консультирует семьи в «Байкальской школе психологического здоровья» в рамках проекта «В объективе – дети». В этом и предыдущем году он выиграл конкурс на предоставление гранта президента Российской Федерации. В рамках проекта «В объективе – дети» психологи школы планируют научить родителей разговаривать с детьми на одном языке и находить выход из любой спорной ситуации, связанной со сложностями в отношениях с ребёнком.
Главная задача проекта – комплексная профилактика аддиктивного поведения в детско-молодёжной среде. Термины «аддикция» и «аддиктивность» образованы от английского слова addiction, что переводится как зависимость, наркомания, склонность к чему-то. Психологи называют аддиктивным поведением расстройство психики, при котором люди находят способ уйти от реальности с помощью приёма психоактивных веществ либо выполнения навязчивых действий, занимающих все мысли. Спектр аддикций широк – от табакокурения и употребления алкоголя и лёгких наркотиков до интернет-зависимостей, расстройств пищевого поведения, игромании, зависимости от гаджетов. В большинстве случаев такое поведение негативно сказывается на качестве жизни не только самого человека, но и его близких. Если взрослый человек может сам осознать проблему и обратиться за лечением, то ребёнку в этом нужна помощь других.
Именно эту помощь и оказывают специалисты проекта «В объективе – дети» семьям города на нескольких этапах. Первый – профилактика аддиктивного поведения. На этом этапе сотрудники школы ведут работу с родителями воспитанников детских садов. Цель этого этапа – предотвратить проблему с аддикцией и не допустить, чтобы ребёнок попал в группу риска.
В среду, 17 ноября, президент ассоциации «Байкальская школа психологического здоровья» Валентина Червиченко провела такое занятие в детском саду № 41. «Наши эмоции сильно влияют на наших детей», – начала лекцию на тему детско-родительских отношений Червиченко. Она дала своим слушателям упражнение: прочитать вслух рассказ, в котором родители, сами не замечая того, обижают своего ребёнка – грубостью, невниманием, ссорами между собой.
В качестве метафоры психологического состояния ребёнка Червиченко показывает распечатку с нарисованной девочкой. И с каждой новой неприятностью, с которой ребёнок сталкивается в рассказе, от листа с картинкой родители отрывают маленький кусочек бумаги. В итоге остаётся только горсть обрывков. «Душу ребёнка уничтожили одним днём. А такие дни происходят каждый день», – завершает Червиченко.
На этом же этапе кроме офлайн-тренингов каждую среду психологи ассоциации проводят вебинары, поучаствовать в которых может каждый желающий родитель. Темы вебинаров включают в себя информацию об аддиктивном поведении детей, о причинах зависимостей и способах конструктивного взаимодействия с ребёнком.
Второй этап работы с аддикцией – очное консультирование психолога проекта Серафимы Васимчук. На консультацию к ней попадают семьи, чьи дети уже находятся в группе риска и стоят на внутришкольном учёте. Главная задача этого этапа – поработать с учеником школы и его семьёй, снять его со школьного учёта.
Третий этап – работа с теми детьми и семьями, кто уже находится на учёте у инспектора по делам несовершеннолетних. Этим и занимается Кристина Ноздрина. Её задача – привлечь к ресоциализации ребёнка семью и добиться того, чтобы его сняли с учёта в инспекции ПДН. Услуги Ноздриной сейчас актуальны – её консультации расписаны на месяц вперёд.
Первый приём алкоголя ребёнком, по словам Ноздриной, часто происходит именно в семейном кругу. «Сначала это выглядит безобидно, – говорит она. – Но потом ребёнок выходит из семейного круга и выпивает уже за его пределами, а потом родители замечают, как он приходит домой в хорошем опьянении». Если же родители и сами употребляют алкоголь, то к психологу они чаще всего приходят не потому, что хотят помочь ребёнку, а чтобы выполнить указания инспектора по делам несовершеннолетних. В таких случаях родители говорят ей: «Мне дали бумажку. Что надо?» и на вторую встречу уже не приходят. Но есть исключения: когда родители, сами страдающие от зависимостей, отказываются приходить на консультации, они могут написать расписку о своём согласии на работу с ребёнком, который будет приходить самостоятельно. Ноздрина говорит: к ней ходит одна такая девочка и показывает хорошие результаты. «Она цепляется за эту жизнь и хочет прожить её по-другому», – говорит Ноздрина.
В прошлом году, когда школа выиграла свой первый президентский грант, через проект прошёл 4791 родитель – с учётом личных встреч, вебинаров и очных тренингов. На этот год запланировали провести уроки для 2360 родителей, к началу ноября этот план уже перевыполнили. Вебинары, консультации и тренинги по профилактике аддиктивного поведения в этом учебном году прослушали 6162 родителя.
Главный инструмент – семья
«Байкальская школа психологического здоровья» была создана в 1997 году. Тогда школа называлась «Матери против наркотиков» и представляла собой общественную организацию, в которую входили родители, чьи дети страдали от алкогольной и наркотической зависимостей. Объединившиеся в борьбе с недугом родители поставили перед собой цели: проводить профилактику наркомании, содействовать социальной реабилитации людей с наркоманией и алкоголизмом, пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей. В 2006 году организация стала ассоциацией общественных объединений Иркутской области «Матери против наркотиков», куда вошли уже 11 родительских организаций из муниципальных образований Иркутской области. Это общественные организации «Твори добро», «Родители против наркотиков», «Матери против наркотиков», центр психологического развития личности и экологии сознания «Луч», общественное молодёжное движение «Мы» и инициативные группы, входящие в состав «Байкальской школы психологического здоровья» по всему региону.
Сейчас в ассоциации работают 215 волонтёров из 21 муниципального образования области. «Байкальская школа психологического здоровья» сотрудничает с региональным Законодательным Собранием, министерством образования, министерством по молодёжной политике, педагогическим институтом Иркутского государственного университета, аппаратом уполномоченного по правам ребёнка в регионе, ресурсным центром по поддержке некоммерческих организаций Иркутской области, городским департаментом образования, региональной Общественной палатой, Фондом президентских грантов, общественным движением «Наш Иркутск».
В 2010 году ассоциация получила субсидию из средств областной государственной целевой программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2007–2010 годы» на реализацию проекта «Поддержка программ реабилитации для родителей алко- и наркозависимых».
В апреле 2011 года школа приняла участие в заседании Государственного Совета Российской Федерации, которое прошло в Иркутске под председательством экс-президента страны Дмитрия Медведева. Медведев встретился с представителями ассоциации «Байкальская школа психологического здоровья». «Потребление наркотиков стало модным, – сказал Медведев. – Это стало элементом принадлежности к какой-то касте. И превратилось в форму досуга. И это как раз самое страшное». Медведев предложил сделать сплошным наркотестирование в школах и вузах.
В 2013 и 2017 годах ассоциации выделены средства из областного бюджета на реализацию проекта «Беспокойные сердца» в рамках конкурса социально ориентированных проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области». В рамках этого проекта 40 преподавателей антинаркотических организаций провели для 1179 родителей из Иркутской области тренинги по профилактике зависимого поведения среди детей дошкольного и младшего подросткового возраста. В группе психологического тренинга у родителей была возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания. Проанализировать, как отражаются на формировании личности ребёнка и семейных отношениях привычные формы поведения в семье. Получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций, узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий у детей. Тренинг охватил родителей из 19 городов и посёлков Иркутской области.
В 2014 году специалисты ассоциации разработали и представили антинаркотической комиссии в Иркутской области проект, предусматривающий создание социально-реабилитационного отделения для созависимых родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проект назывался «Дом на полпути».
В 2015 году проект «Партнёрство во имя жизни» победил в конкурсе проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области». В рамках проекта в кемпинг-отеле «Ёлочка» провели летнюю школу по профилактике социально-опасных форм поведения. В течение пяти дней психологи проводили обучение для 115 специалистов и должностных лиц, в числе которых были участковые уполномоченные МВД РФ по Иркутской области, члены общественных антинаркотических организаций Иркутской области, специалисты реабилитационных центров и наркологических служб из Москвы, Иркутска, Ангарска, Черемхова, Усть-Илимска, Южно-Сахалинска, Владивостока, Красноярска, Новосибирска, Абакана, Барнаула, Улан-Батора и Тель-Авива. В 2017 году в том же конкурсе победил проект «Интерактивная площадка для антинаркотических организаций Иркутской области», который подразумевал создание интернет-ресурса с указанием антинаркотических организаций в городе и области.
За последние два года ассоциация реализовала два общественно значимых проекта: проект по продвижению родительского просвещения по борьбе с суицидом «Главное – не опоздать» и проект по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков «В объективе – дети».
Но главный инструмент борьбы с обозначенными выше проблемами у детей и подростков, по словам работников ассоциации, всё-таки находится дома. «Мы убеждены, и это подтверждают результаты ранее реализованных нами проектов, что в работе с отклоняющимся поведением детей необходимо делать ставку на главный социальный институт – семью, – говорит Валентина Червиченко. – Следует работать в команде с родителями, а именно – помочь им выстроить гармоничные, доверительные отношения с ребёнком, рассказать, как не потерять «контакт», взаимопонимание внутри семьи».