издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Широкий карман бухгалтера

Беременная мошенница будет исправляться в домашних условиях

Женщина, оказавшаяся на скамье подсудимых, по своей профессии имела дело с деньгами – работала в фирме бухгалтером. Жалование в 50 тысяч рублей, которое ей платили, она считала явно недостаточным, не соответствующим её талантам. А потому, раскинув мозгами, придумала, как​ обвести вокруг пальца родную организацию, а заодно облегчить кошельки индивидуальных предпринимателей, которых она обслуживала. Почти четыре года мошеннице с высшим образованием всё сходило с рук.

В ООО «СибВышкоМонтаж», предоставлявшем услуги по добыче нефти и газа, Татьяну Брагину считали добросовестной и ответственной. Она трудилась в фирме с 2011 года, зарекомендовала себя грамотным специалистом и после реорганизации была приглашена на должность бухгалтера по учёту расчётов с персоналом. В феврале 2016 года Брагиной доверили ведение отчётности ООО с начислением сотрудникам заработной платы. А уже через пару месяцев, в апреле, бухгалтер открыла прямо на рабочем месте свой собственный криминальный бизнес, который позволил ей годами преспокойно обогащаться за чужой счёт. Её незаконные действия вскрылись лишь в сентябре 2019-го. Руководству даже в страшном сне не могло присниться, что на столь ответственном посту завёлся мошенник, который долгое время мог оставаться безнаказанным. Расследования по таким делам с опросом многочисленных свидетелей, возом электронной и бумажной отчётности, большим количеством почерковедческих и бухгалтерских экспертиз не бывают скорыми.

Недавно Кировский районный суд Иркутска вынес аферистке обвинительный приговор. Но под стражу в зале суда её не взяли. Брагина к этому времени забеременела, что позволило отсрочить ей наказание до той поры, когда ребёнку исполнится 14 лет. Разумеется, никакой жалобы в апелляционную инстанцию после оглашения приговора не последовало – документ полностью устроил фигурантку уголовного дела. Но её фамилию для этой публикации всё же решено было изменить.​

С чего всё начиналось: в руках у бухгалтера оказались две банковские карточки, которые в своё время не были выданы конкретным лицам. Работяги оформлялись по гражданско-правовым договорам ещё в 2013 году, сотрудничали с фирмой недолго и зарплатными картами не воспользовались. Подсудимая с этими людьми никогда не встречалась и даже в лицо их не знала. Но это не помешало ей придумать, как в системе дистанционного банковского обслуживания материализовать владельцев карт. Если не физически, то их кошельки. Такое стало возможно путём изготовления платёжных документов, содержащих заведомо ложную информацию о начислении им заработной платы. Виртуальные сотрудники, как и настоящие, ежемесячно получали жалование. Причём оно было вдвое выше, чем у самой Брагиной. Бухгалтер давала каждому выдуманному специалисту, чтобы не мелочиться, по 90–100 тысяч рублей в месяц, не забывая вносить за них страховые взносы и налоги.

Поступившие на карточки деньги она тут же снимала как свои. Такой схеме позавидовал бы и Чичиков! Специфика предприятия была такова, что штат сотрудников в 300 человек отчасти регулировался сезонными условиями. И два мифических работника легко «терялись» в таком коллективе. Правда, до поры до времени. Всего Брагина с помощью тайных операций начислила себе свыше шести миллионов рублей. Даже когда один из владельцев банковских карт скончался, он всё ещё продолжал числиться в списках на получение зарплаты: бухгалтер ведь не могла знать, что её виртуальный персонаж превратился в «мёртвую душу».

Но и этой аферы с присвоением зарплаты вымышленных сотрудников женщине показалось недостаточно. По мере того как карманы​ бухгалтера раздувались от похищенных купюр, аппетиты её только росли. Ещё более крупными суммами Брагина разжилась, оказывая услуги индивидуальным предпринимателям по ведению бухгалтерской отчётности. Эти люди, безусловно, ей доверяли как специалисту организации, с которой тесно сотрудничали. Конечно, она работала не бесплатно: с каждого ИП брала за отчёт по 5–10 тысяч рублей. Но это было сущей мелочью по сравнению с теми деньгами, которые бухгалтер похищала со счетов предпринимателей: она нагрела своих клиентов в общей сумме почти на 9 миллионов рублей. Находчивая аферистка и на этот раз использовала всё те же «мёртвые души» – двух временных работников, не пожелавших когда-то забрать в компании изготовленные для них зарплатные карты. Именно на эти карточки Сбербанка бухгалтер переводила немалые суммы со счетов индивидуальных предпринимателей, оформляя движение денег как возмещение «расходов на материалы».

Понятно, что при таком воровском размахе Татьяна Брагина и её муж, не имевший в то время постоянного дохода, стали жить припеваючи. Коллеги и знакомые не могли это не заметить. Супруги открыли бар с кальянами. Купили в ипотеку квартиру, обзавелись дорогой иномаркой. Мадам ходила на массаж и имела личного тренера по фитнесу. Только разовая услуга косметолога обходилась ей в сумму свыше пяти тысяч​ рублей. А ещё для неё явью стала мечта любой женщины – прогуляться по Парижу, ни в чём себе не отказывая. Но это уже был конец роскошной жизни.

У предпринимателей, которые обслуживались Брагиной, возникли подозрения: не за их ли счёт бухгалтер укатила во Францию вместе с мужем? Взяли в Сбербанке выписки по своим счетам и обнаружили несогласованные перечисления денег каким-то неизвестным личностям. Да ещё такие огромные суммы! Естественно, клиенты тут же поделились своим открытием с руководителем фирмы, в которой трудилась Брагина. А он поручил проверить все расчётные счета организаций, доступ к которым имела попавшая под подозрение бухгалтер. Всё тайное и криминальное в одночасье стало явным. Как, когда, у кого и сколько денег увела Брагина, выяснилось, стоило ревизорам в компании потянуть за ниточку и обнаружить двух сотрудников-невидимок. Только убытки предприятия составили более восьми миллионов рублей, два из которых бухгалтер, несколько лет получавшая зарплату за «мёртвых душ», добросовестно перечислила в налоговые органы и пенсионный фонд.​

Мошенничество и три кражи​ чужого имущества в особо крупных размерах, в которых Татьяну Брагину признали виновной, относятся к категории тяжких и корыстных преступлений. А потому суд счёл справедливым назначить ей наказание, связанное с изоляцией от общества – в виде реального лишения свободы в исправительной колонии общего режима на 4,5 года. Но пребывание за колючей проволокой для 34-летней женщины отодвинулось почти на полтора десятка лет – суд принял во внимание беременность мошенницы.

До сих пор супруги обзаводиться ребёнком не спешили, жили, что называется, для себя. А тут решились. Очень вовремя! Покуда малышу, который ещё не появился на свет, не исполнится 14 лет, у осуждённой будет возможность исправляться в привычной домашней обстановке. Как записано в приговоре суда: «В условиях занятости воспитанием своего ребёнка и контроля со стороны уголовно-исполнительной инспекции». И, если женщина докажет за эти годы, что исправилась, тянуть срок ей не придётся. Закон это позволяет – с учётом личности подсудимой, конечно.

В этом деле суд учёл, как видно из приговора, «безупречное посткриминальное поведение» озолотившейся мошенницы. Татьяна Брагина полностью признала свою вину, в суде искренне раскаивалась и просила у обворованных прощения, всячески помогала на предварительном следствии​ раскрытию собственных преступлений, старалась загладить вину и минимизировать ущерб. Вот только как будет женщина с младенцем на руках минимизировать ущерб в таком гигантском размере? Ясно, что не скоро потерпевшие дождутся от неё возвращения потерянных миллионов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры