«Неотъемлемая часть патриотического воспитания»
Депутаты Законодательного Собрания предлагают усилить поддержку государственных и частных музеев
Финансирование музеев в Иркутской области необходимо по возможности увеличить до такого уровня, чтобы их материально-техническая и технологическая база соответствовала современным реалиям. Такова одна из рекомендаций координационного совета по вопросам патриотического воспитания при Законодательном Собрании региона, принятая по итогам круглого стола 26 октября. Депутаты и общественники также предложили рассмотреть возможность стимулирования негосударственных музеев и выставочных пространств за счёт грантов из регионального бюджета.
«Здесь мы воссоздали столкновение двух армий, немецкой и Советского Союза, на одном из участков Курского выступа», – начальник Иркутского полигона твёрдых коммунальных отходов Александр Расторгуев обвёл рукой обширный участок на пологом склоне. Пейзаж знаком каждому, кто читал иллюстрированные книги по отечественной истории или смотрел киноэпопею «Освобождение»: напротив разрозненных Т-33 выстроились бутафорские немецкие танки, рядом – пара подбитых самолётов, очертаниями отдалённо напоминающих нацистский «Мессершмидт» и наш Ил-2, противотанковые ежи, макеты орудий, собранные из подручных материалов. Несколько лет назад здесь проходили съёмки фильма «321-я Сибирская». Осталось своеобразное выставочное пространство, позволяющее с определённой степенью условности представить происходившее на Курской дуге. «В процессе подготовки к реконструкции я не только бывал под Прохоровкой и изучал местность – мы нашли здесь непосредственных участников тех событий», – рассказал Расторгуев.
Награды одного из них, уроженца Куйтунского района Иркутской области Николая Пинчука, выставлены в витрине в здании, которое построили при полигоне. Здесь же находится коллекция оружия. Точнее, массово-габаритных макетов винтовок Мосина, пистолетов-пулемётов Шпагина и Судаева, советских пулемётов Максима и Горюнова, английского «Льюиса» и немецких MG-34 и MG-42. Есть и подлинные артефакты с мест боёв. Ещё в одном зале выставлено более современное оружие. Часть импровизированной экспозиции посвящена истории российского флота, ещё одна рассказывает о временах Вещего Олега.
Обстоятельства места, вопрос финансов
«Именно музейно-выставочные пространства дают возможность не просто ознакомиться с фактами из истории, а окунуться в атмосферу прошлого, увидеть жизнь наших соотечественников в разные эпохи, – констатировал председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников, через полтора часа открывая круглый стол координационного совета по вопросам патриотического воспитания при ЗС. – Это неотъемлемая часть патриотического воспитания, которому сейчас справедливо уделяется большое внимание. Среди примеров – выставочный зал на полигоне ТБО, на котором мы побывали, школьные музеи». Креативное пространство близ полигона твёрдых коммунальных отходов, строго говоря, музеем не является. «Если говорить об организации музейной деятельности, то в рамках того законодательства, в котором работают музеи, они её не осуществляют, – отметила министр культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина. – Есть, допустим, единая инструкция по учёту и хранению фондов: каждый предмет проходит описание и оценку, заносится в книгу [поступлений основного] фонда. Сегодня мы были на полигоне и обратили внимание, что предметы не подписаны, информации о них нет. Организации, которые создают подобное учреждение и называют его музеем, исходят из своих целей и задач, на них это не налагает определённой ответственности, предусмотренной законом. Но мы в принципе открыты для всех музеев и готовы оказывать методическую помощь. Однако надо учитывать специфику работы нашей методической службы – она руководствуется законом».
Если говорить об официальных музеях, то по их количеству Иркутская область занимает шестое место среди десяти субъектов Сибирского федерального округа. По объёму фонда – почти 634,5 тыс. предметов, или, если официально, единиц хранения, – она является второй, впереди только Красноярский край. В Приангарье работают пять учреждений регионального уровня. Это Иркутский областной краеведческий музей, Иркутской областной художественный музей имени В.П. Сукачёва, архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов и Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа. В городах и посёлках региона расположены 30 муниципальных музеев, их нет только в Жигаловском, Качугском, Слюдянском и Чунском районах, а в Саянске, Свирске, Мамско-Чуйском, Ольхонском и Усть-Удинском районах они работают в составе других учреждений культуры. Плюс 20 частных, более 30 ведомственных и около 300 школьных музеев.
Каждое из учреждений в той или иной мере сталкивается с общими для культурной сферы проблемами, проистекающими из недостатка финансирования. Одна из них – недостаток площадей, необходимых для работы и развития. Только семь зданий из 309, в которых располагаются музеи, являются специально приспособленными. При этом 12 из всех музейных зданий являются памятниками культурного наследия федерального значения, а 26 – регионального. Это накладывает дополнительные обязательства на администрацию учреждений. В то же время по правилам безбарьерной среды для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата оборудованы 11% зданий музеев. Потребности людей с нарушениями слуха учтены только в 5%, зрения – в 4% учреждений.
«Недостаточное финансирование музеев не позволяет в полной мере обеспечить условия по сохранению и безопасности культурных ценностей, укрепить материально-техническую базу, реализовать научный и экспозиционный потенциал», – продолжила Полунина. Экономическими обстоятельствами во многом вызвана и нехватка профессиональных кадров. Ещё одна проблема – недостаточный по современным меркам уровень внедрения информационных технологий, из-за чего многие артефакты и коллекции вовсе не представлены в виртуальной среде.
В дополнение ко всему перечисленному небольшие школьные музеи испытывают специфические сложности. «В нашем современном мире меняется всё, и мы, к сожалению, не успеваем за таким быстрым развитием детей, – объяснила преподаватель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 7 Култука Анна Асеева, которая руководит музеем при ней и возглавляет методическое объединение руководителей школьных музеев Слюдянского района. – В школьных музеях всё проводится по старинке, хотя мы видим, что дети, которые их посещают, настолько гиперактивные, что им трудновато нас слушать, им хочется самим добывать информацию. Проблема в отсутствии мультимедийного оборудования, интерактивных моделей. Поскольку мы не можем их приобрести, в плане воспитания нового поколения это влияет на нас не в положительную сторону.
Кроме интерактивного нам не хватает элементарного экспозиционного оборудования, с помощью которого мы могли бы более красочно и наглядно представлять наши экспонаты». Заместитель министра образования Иркутской области Наталья Краснова добавляет: в школах зачастую не остаётся места для музеев – учитывая, что во многих территориях классы переполнены, для их нужд используют все свободные помещения. Вдобавок желающих ими руководить среди молодых учителей не так много.
Нет препятствий «Патриотам»
«Учитывая состояние и необходимость технического оснащения отрасли, бюджетное финансирование не должно снижаться», – заключила министр культуры и архивов Иркутской области. По отдельным направлениям его даже увеличивают. Так, в федеральной казне на условиях софинансирования из региональных бюджетов заложена субсидия на техническое оснащение муниципальных музеев. На 2022 год предусмотрено 12,3 млн рублей, на 2023 и 2024 годы – 26,4 млн рублей и 23,8 млн рублей соответственно.
Помимо этого увеличивается объём грантов. Их получателями могут быть и некоммерческие организации. «Парк «Патриот», который тоже считает себя музеем, подал заявку и выиграл грант на сумму 8 миллионов рублей, – привела пример Полунина. – У него экспозиция будет расширена. Государство сейчас осуществляет поддержку таких некоммерческих и общественных организаций через предоставление грантов, и мы считаем, что размер этой поддержки значительно вырос. Мы проаназилировали: в этом году было два конкурса Фонда президентских грантов, это более 50 миллионов, сейчас Фонд культурных инициатив распределяет более 70 миллионов. Ещё 60 миллионов распределяет губернское собрание общественности Иркутской области, 4 миллиона – министерство культуры. Итого более 100 миллионов рублей, которые будут распределены среди некоммерческих организаций, в том числе музеев».
Возвращаясь к теме воспитания молодёжи, член автономной некоммерческой организации «Иркутский военный патриотический парк «Патриот» генерал-майор запаса Василий Сундарев, в свою очередь, обратил внимание на то, что в майские праздники 2021 года не работал музей боевой славы в Доме офицеров Иркутского гарнизона. А депутат Законодательного Собрания Анатолий Обухов вспомнил о планах по созданию музея авиации, основу которого составили бы самолёты, использовавшиеся для обучения курсантов ИВВАИУ. Идею обсуждали в 2010–2012 годах, когда губернатором региона был Дмитрий Мезенцев, потом областное правительство к ней уже не возвращалось. «Инициируйте рабочую группу какую-нибудь, – предложил Александр Ведерников коллегам. – Задумка хорошая. Все инициативы должны рождаться в кругу общественности, а потом мы будем настойчиво добиваться их реализации от органов исполнительной власти».
Другая идея, впрочем, близка к воплощению. Это создание учебно-методического центра «Авангард» при муниципальном казённом учреждении «Иркутский городской центр «Патриот», которое возглавляет генерал-майор авиации в отставке Александр Барсуков. В нём планируют проводить военные сборы для старшеклассников и другие мероприятия, связанные с военно-патриотической работой с молодёжью. Для этого «Патриот» подготовили к получению лицензии на дополнительное образование детей и взрослых. Единственная сложность – наличие подходящего помещения: городской центр находится на участке, попадающем в седьмую подзону приэародромной территории международного аэропорта Иркутск, в границах которой из-за шума от самолётов среди прочего запрещено строительство школ и должно быть ограничено постоянное пребывание людей. Тем не менее границы приаэродромной территории проходят корректировку, а помещение для центра в городе продолжают искать. В Братске для «Авангарда» решили приспособить неиспользуемое общежитие техникума, а в военном городке Усолье-7, он же ЦДС, или Центр дальней связи, в Усольском районе – бывшее здание медсанчасти. «У нас в планах стоит открытие «Авангарда» до 1 сентября 2022 года, – подытожила Краснова. – Мы разработали проекты всех юридических документов, приказов по открытию такого центра. Думаем, что приблизились к решению вопроса».