издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время неординарных решений

Спикер ЗС Александр Ведерников за новый подход к строительству школ

Решить проблему дефицита мест в школах Иркутска и Иркутского района можно только новыми способами, которые позволят ввести максимум объектов в короткие сроки. Об этом заявил спикер Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников на заседании Общественного совета при ЗС, посвящённого проблеме перевода школ на одну смену обучения. Сегодня в школах Иркутска не хватает порядка 24 тысяч мест, в Иркутском районе 15 тысяч детей на постоянном подвозе в школы, как воздух нужны ещё 5-6 новых школ. В этой связи ни в столице Приангарья, ни в Иркутском районе невозможен переход на одну смену обучения к 2025 году, несмотря на установки президента Владимира Путина. Забитые школы и несовершенство оплаты труда учителей не позволяют отказаться и от шестидневной учебной недели. Александр Ведерников призвал искать новые механизмы строительства, в частности возможности использования наряду с концессией инфраструктурных облигаций.

«Услышать крик в пустыне»

В России около 15% школ учатся в двух- и трёхсменном режиме, сообщил председатель Общественного совета при ЗС Алексей Соболь, открывая 12 октября заседание. «По замыслу Правительства РФ, все школы должны к 2025 году перейти на односменный режим обучения, – отметил он. – Задача поставлена очень серьёзная». Накануне заседания члены Общественного совета побывали в новой школе в Молодёжном и школе № 32 в Иркутске, учебном заведении старой, ещё советской постройки. Проблемы школ города и района схожи – или огромное количество классов, до 10 в параллели, как в крупных школах Иркутского района, или переполненные – до 36-37 человек – классы, как в областном центре. И существующие темпы строительства школ не успевают за количеством школьников, которое постоянно растёт.

«Проблема требует скорейшего решения», – заявил спикер ЗС Александр Ведерников. В течение августа, сентября и октября депутаты и члены Общественного совета побывали в разных школах Иркутска и Иркутского района. «Это самые динамично развивающиеся муниципалитеты в плане жилой застройки, – заявил Ведерников. – Школы перегружены. Одна лишь цифра – в Иркутском районе на подвозе на автобусах 15 тысяч учеников. Некоторые школы перегружены в 2 раза сверх своей нормативной вместимости. В прямом смысле слова школы уже трещат по швам. Мэр Иркутского района бьёт в колокола, теперь важно этот крик одинокого в пустыне услышать и превратить в какие-то новые механизмы финансирования». По мнению спикера ЗС, самой актуальной остаётся задача привлечения федеральных средств на строительство школ и детсадов. И в этом плане могут помочь вновь избранные депутаты Госдумы. Но региону нужно изучить лучшие практики привлечения частных инвестиций в строительство социальных объектов. Это и концессионные соглашения при условии аккуратного подхода к просчёту финансовых моделей.

«Мы не против концессии, мы только за. Но важно понимать прозрачность и чистоту финансовых расчётов», – сказал Александр Ведерников. По его мнению, можно рассмотреть как вариант и целевые облигационные займы. Возможно, это будет наиболее эффективный и более дешёвый для областного бюджета механизм. Такая практика уже применяется в Челябинской области, которая стала первопроходцем в этом направлении. Этот опыт надо изучить и, может быть, применить и в нашем регионе. «Если мы будем существующими темпами решать проблему строительства и капитального ремонта школ, то это приведёт в определённом смысле в некоторых наших населённых пунктах просто к коллапсу, – заявил спикер. – Значит, нам надо совершенно по-новому и, может быть, даже с какими-то неожиданно свежими решениями взяться за эту проблему».

Из 884 школ региона 262 работают в две смены. 72,5 тысячи школьников ходят в школы во вторую смену, сообщил министр образования Максим Парфёнов. За последние 2 года учащихся второй смены стало ещё больше, причина – пандемия коронавируса и изменение расписания. Второй смены нет в 4 муниципалитетах – Мамско-Чуйском, Катангском, Усть-Илимском районах и Усть-Илимске. Менее 10% школьников ходят во вторую смену в 11 муниципалитетах. Из крупных – Братск, чуть более 10% – в Ангарске. Самое большое количество детей учатся во вторую смену в школах Иркутска и Иркутского района. В Иркутске только пять школ работают в одну смену. Более 34 тысяч детей в столице Приангарья учатся во вторую смену, это 41% обучающихся. В Иркутском районе – 37%.

В процессе постройки 19 школ, они позволят принять ещё 9,1 тысячи учеников. Но лишь часть этих школ будут введены в Иркутске и Иркутском районе, которые задыхаются от наплыва учеников. Будут введены школы в Грановщине, Большом Голоустном Иркутского района и блок на 500 мест в Иркутске, то есть пристрой к школе № 14. В целом до конца 2021 года появятся 6 тысяч новых мест. Чуть позже за счёт федерального бюджета будут возведены пристрои к школам №№ 75, 53 и 57 в Иркутске. Ещё 4 школы в Иркутске, Иркутском районе, Братске должны были войти в федеральный проект «демографической субсидии» в рамках концессионного соглашения, но пока по срокам конкурсного отбора ещё не определилась Федерация. Эти объекты должны быть сданы в декабре 2023 года, ещё четыре – в декабре 2024-го (одна школа в Черемхове и три в Иркутске). Две школы должны быть построены по нацпроекту «Образование» – на улицах Багратиона и Ярославского в Иркутске. Ясно, что такие темпы не позволят через 3 года перейти школам Иркутской агломерации на одну смену. «Мы по Иркутску и Иркутскому району к 2025 году односменного обучения не достигнем», – заявил Парфёнов. Министр видит выход в возведении пристроев к школам Иркутска, выведении «началки» в отдельные здания и переводе части учащихся из школ в лицензированные образовательные центры при средних профессиональных учреждениях.

Начальник Управления образования Иркутского района Роман Зарипов сообщил, что по сравнению с прошлым годом в районе стало на 2 тысячи школьников больше. Всего же в Иркутском районе в прошлом году было 17,6 тысячи учащихся. И сейчас более 9,2 тысячи – это ученики 1–4 классов, 10,7 тысячи – 5–11 классов. Практически 50% – это началка. В нескольких крупных школах района по 10 классов начальной школы. Первоклассники обязаны учиться в первую смену, потому рост перевода детей других классов на обучение во вторую смену составил 13% за год. По СанПину в школах Иркутского района должны учиться чуть более 13,2 тысячи детей. Нужно около 6,7 тысячи новых мест. По оценкам Зарипова, необходимо построить 17 новых школ.

«А как так получилось, что при такой активной микрорайонной застройке в Иркутском районе школы-то не строились вообще? – спросил член Общественного совета, главный редактор газеты «Восточно-Сибирская правда» Александр Гимельштейн. – Или здесь какой-то серьёзный просчёт со стороны органов власти Иркутской области? Какие-то вопросы, может быть, не были поставлены районом? На данный момент ситуация катастрофическая.

17 школ не хватает, и понятно, что они не появятся ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. Где выход?» Зарипов пояснил, что за прошлые администрации он отвечать не может, а нынешний мэр поставил задачу обязательно включать в генплан новых микрорайонов строительство социальных объектов. Спикер ЗС Александр Ведерников сделал ремарку, что сейчас району жизненно нужны 5-6 новых школ, чтобы избежать коллапса. А остальные 11 школ из необходимых 17 уже должны планироваться в общем ряду потребностей всех муниципалитетов региона.

«Ситуация в Иркутске нисколько не лучше Иркутского района, – заявил заместитель мэра Иркутска Виталий Барышников. – Два муниципалитета Иркутской области испытывают постоянный миграционный приток. В Иркутске 42 тысячи детей посещают 135 детских садов, ещё 11,5 тысячи стоят в очереди. Они все придут в школы. Плюс приток из других муниципалитетов области, не говоря о других субъектах Федерации. Сейчас в школах Иркутска 85,5 тысячи детей при нормативе СанПина 61,5 тысячи мест. В школах Иркутска не хватает более 24 тысяч мест. Цифры подтверждены региональным министерством образования и министерством просвещения РФ». Несмотря на то что в городе идёт активное строительство школ, в том числе и по концессии, переход в Иркутске к 2025 году на односменный режим невозможен, подчеркнул Барышников. Строительство 12 объектов даст всего 9,6 тысячи мест. Это решает проблему переполненности примерно на 50%. В школах Иркутска, которые не могут по примеру больших школ Иркутского района ввести по 10 первых классов, в классах от 28 до 37 детей (в Иркутском районе в среднем 22 человека). Сейчас в городе не хватает порядка 1 тысячи учителей, если будут построены 12 объектов, нужно будет не менее 500–600 новых сотрудников.

Стройки не успевают за рождаемостью

Алексей Соболь предложил создать программу ускоренного строительства социальных объектов, приоритетно провести капитальный ремонт в тех школах, где это позволит перейти на одну смену, довести до ума школьные долгострои, провести инвентаризацию объектов областной и муниципальной собственности, которые могут быть переданы или возвращены школам. «Надо чётко понимать, сколько школ нужно вводить ежегодно и за сколько лет мы можем ввести одну смену», – сказал он.

Александр Ведерников назвал правильной стратегию максимального получения федеральных средств на строительство школ, но едва ли можно надеяться, что федеральный бюджет станет выделять больше денег, чем он выделял в прошлые годы. «Он даст небольшой рост, но не в три раза, – заметил спикер. – Поэтому привлечение частных финансовых инструментов и каких-то новых, может быть, неожиданных схем – это очень актуально. Потому мы и хотим обратиться к опыту Челябинской области, где уже начали такое строительство». Александр Ведерников призвал посмотреть процедуры целевых облигационных займов, в частности инфраструктурных, чтобы убедиться, не будут ли они дешевле и быстрее, чем концессия с довольно небольшой долей федерального участия, но с дорогой ценой проекта. Или же остановиться на более разнообразном и широком выборе участников концессии. Спикер хотел бы получить в этой работе поддержку минобразования, которое также выступило бы за то, что существующими способами проблему дефицита мест в школах не решить, нужны новые, ранее не испробованные. «К сожалению, темпы ввода новых площадей отстают от роста количества детей, – констатировал спикер. – Какие-то неординарные решения должны быть».

Депутаты подняли и смежный вопрос: а что будет, если строительство школ затянется, ведь рождаемость уже падает. «Не прогнозируете ли вы, что через 5-6 лет первоклассников станет меньше, и новые школы, которые вы сейчас строите, окажутся незаполненными?» – спросил депутат ЗС Олег Попов. За последние три года на 12 тысяч человек сократилось количество воспитанников детсадов, впервые в этом году снизилось число первоклассников – на 400–500 человек, согласился министр образования. Но Парфёнов напомнил: цикл обучения 11-летний, и выпускается пока из школ гораздо меньше учеников, чем туда приходит. И рост в общем контингенте школьников продлится ещё 6–8 лет, на этот срок опасности «пустых школ» в Иркутске и Иркутском районе пока нет. Депутат Ирина Синцова тем не менее напомнила, что уже сейчас надо думать, как будут заполнены помещения, например за счёт дополнительного образования.

Ирина Синцова и Ольга Безродных обратились к министерству образования с просьбой рассмотреть вопрос с другой стороны – Иркутск и Иркутский район заполняются школьниками, но при этом пустеют малокомплектные сельские школы. И эту задачу тоже надо решать. Безродных попросила оценить возможность организации школ интернатного типа в более крупных муниципалитетах. «Мы видим проблемы Иркутска и Иркутского района, но, как говорил наш президент, нужно развивать достойное качество жизни в территориях, давайте работать над развитием школ в малых поселениях», – сказала Ирина Синцова. Коллег поддержал депутат Георгий Любенков, который предложил не зацикливаться только на Иркутске и Иркутском районе, а вспомнить, что в Братске, например, почти 3 тысячи школьников учатся во вторую смену.

«Началка вся может учиться в пятидневке»

Ещё один важный вопрос поднял Александр Гимельштейн. На прошлой неделе в Сети появилась петиция родителей Иркутской области об отмене шестидневного обучения в школах. На момент выхода статьи под ней было собрано уже более 14 тысяч подписей. «Я разговаривал с родителями, и эта тенденция очень сильна: родители просят отменить шестидневное обучение, это связано с качеством жизни семьи в конце концов, – сказал Гимельштейн. – Прецеденты есть разные. Насколько я знаю, 19-я школа Иркутска при том, что она перенасыщена, забита, сумела организовать обучение на пятидневке. Какова политика министерства в этом вопросе? Не хотелось бы, чтобы вы ответили: «Это решают муниципалитеты». Всё равно от министерства многое зависит в определении политики». Максим Парфёнов подтвердил, что шестидневка в школах вызвана их переполненностью. «Это действительно основное препятствие», – сказал он.

– Я готов поддержать 19-ю школу и другие образовательные учреждения Иркутска, которые примут такое решение – перейти на пятидневку, – сказал Парфёнов. И зачастую, по его словам, дело не в зарплате, а в косности коллективов школ, которым не хочется менять образовательную программу под пять дней учёбы.

«Безусловно, эксперимент 19-й школы покажет, насколько пятидневная система эффективна, – сказал Виталий Барышников. – Но надо понимать, что сегодня за пятидневку выступают родители, исходя из собственных представлений, а не из интересов ребёнка. Я не уверен, что показатель обученности и качества образования на пятидневке будет выше. Это моя гипотеза, и давайте в конце этого учебного года посмотрим на ту же 19-ю школу. Школы могут сами определять те классы или категории учащихся, которые могут учиться пятидневную неделю. Началка вся может учиться в пятидневке, нет никакой необходимости самых маленьких тащить к 8 утра в субботу».

«В части пятидневки для начальной школы, может быть, надо как-то директивно на ситуацию посмотреть, – заметил Александр Гимельштейн. – Я знаю, что говорят директора. Это называется «беспомощный менеджмент», но он всеобъемлющ. Они говорят, что, на их взгляд, это скажется на зарплате педагогов, уменьшатся оклады, и поэтому никто не будет принимать такие решения. Они их и не принимают. Поэтому, на мой взгляд, демократизм, проявляемый в отношении образовательных учреждений со стороны органов власти тут неуместен. Стоит хотя бы отдельно проанализировать ситуацию по замученным совершенно ученикам начальных классов». Виталий Барышников отметил, что пока несовершенство оплаты работы учителей действительно заставляет педагогов набирать часы, и введение пятидневки этим тормозится. Он согласился ещё раз рассмотреть этот вопрос и найти возможности освободить от шестидневки хотя бы учащихся начальной школы.

«В целом сейчас мы говорим о том, что нам надо обратить пристальное внимание на ликвидацию там, где это можно, подсменок, а фактически третьей смены и хотя бы создать комфортные две смены обучения, – сказал Александр Ведерников. – Ликвидировать вторую смену сейчас нереально, но работать над строительством школ, привлекая неординарные способы и решения, нужно». Совет принял постановление, в котором отмечена необходимость более чёткого и подробного изучения концессионных проектов, введения инфраструктурных облигационных займов, решения вопроса дефицита кадров.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры