Волгоград аплодирует Иркутску
С 20 по 30 сентября в Волгограде прошли гастроли Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова в рамках федеральной программы «Большие гастроли для детей и молодёжи». В эти же сроки с обменными гастролями по той же программе в Иркутске работала труппа Волгоградского ТЮЗа.
«Легенды седого Байкала» – первый спектакль, показанный в Волгограде, который многие годы является визитной карточкой театра. Зрители ждали его с особым интересом. Жанр спектакля – театральная фантазия по мотивам сибирского фольклора – колоритный, яркий, густо насыщенный действующими лицами в красивых аутентичных национальных костюмах, представляющими в спектакле неукротимые силы природы и стихии: Ангару, Енисей, Иркут, Ольхон, Баргузин, Култук, Сарму, Зарю-заряницу, Огонь, Хозяйку баргузинской тайги, а также многочисленных гостей на празднике – свиту Байкала, Енисея, юношей, шаманов, наездников, борцов, слуг и многих других. В спектакле звучала великолепная музыка композитора Владимира Соколова. Яркое, живое праздничное начало задало импульс и высокую планку нашим выступлениям, и в такой атмосфере заинтересованности проходили все последующие спектакли: «Сказка о Золотой рыбке», «Я тоже была, прохожий…», «Живи и помни», «Каштанка», «Денискины рассказы», «Королевство кривых зеркал», «Герой нашего времени».
Закрывались гастроли спектаклем «Сарафановы» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Зрители оценили неординарность трактовки пьесы, где на первое место режиссёр Виктор Токарев выводит не Бусыгина, а Андрея Григорьевича Сарафанова, а в финале звучит оратория, над которой он работал всю жизнь. Для зрителя остаётся загадкой, написана она в реальности Сарафановым или звучит в его фантазии. Как бы то ни было, его мечта осуществилась, он обрёл старшего сына и тем самым подтвердил истину, с которой жил и в которую верил: «Все люди – братья». Такой финал вырастает здесь до глубины библейской заповеди.
Горячо приветствовали зрители и «Золотую рыбку», которую режиссёр Виктор Токарев, из традиционной сказки о старике и жадной старухе превратил в театральную фантасмагорию и притчу о любви, рассмотрев заложенные в ней более глубокие смыслы и подтексты. Ну подумайте сами, разве ходил бы Старик столько раз к Рыбке, не любя Старуху? Бросил бы её уже на второй, в крайнем случае на третьей просьбе, сочтя за сумасшедшую. Что ему терять? Из совместно нажитого хозяйства – только землянка да рассохшееся корыто. И зачем дальше мучиться со вздорной бабой? Но не ушёл, не бросил. Останавливала и не отпускала любовь к ней. Решил добром, терпением и смирением переждать этот непростой период в их жизни. Старик понимал, что Старуха должна побороть своих внутренних демонов, которые разжигают в ней пламя необузданных желаний. Он, безнадёжный романтик, простой, скромный трудяга, несмотря ни на что, любит свою жену такой, какая есть, прощает и ждёт, когда она станет прежней, какой была когда-то. Не зря в финале спектакля они выходят из глубины сцены вдвоём, обнявшись, согбенные от старости, отяжелевшею походкой, прошедшие испытания, но не разлучившиеся, не отказавшиеся друг от друга.
Поняв всю тщету своих непомерных амбиций, Старуха винит себя и понимает, что побеждают правота и любовь Старика к ней. Она припадает к нему и опускается на колени. И тогда зритель понимает, что обыкновенная детская сказка выходит за обычные свои пределы, становясь мудрой философской притчей, и звучит по-новому.
В спектакле привлекают внимание красочные костюмы и сценография в палехском стиле, выполненные по эскизам известного художника-живописца Татьяны Ларёвой, многочисленные массовые сцены, которые переносят зрителя то в великолепные боярские и царские палаты, то на шумную ярмарочную площадь, где разворачиваются народные игрища и гуляния и где веселят душу цыгане и развлекает народ дрессированный медведь. В массовых сценах приняли участие ученики балетной школы Волгограда «Волжаночка», которые за несколько репетиций смогли овладеть рисунком танца и органично вписались в контекст спектакля иркутян, за что им большая благодарность.
Пронзительно и глубоко прозвучал на малой сцене Волгоградского ТЮЗа спектакль «Я тоже была, прохожий…» о жизни и творчестве Марины Цветаевой, в котором звучат песни и романсы на её стихи, живые голоса её современников и появляется она сама – в пору детства, юности, зрелости и ухода из жизни.
Тепло был принят спектакль «Каштанка», по окончании которого зрители аплодисментами не давали актёрам уйти со сцены, вызывая и вызывая их на поклоны. Традиционно пользовался большой популярностью у детей и взрослых, так как адресован для семейного просмотра, весёлый и динамичный спектакль «Денискины рассказы», возвращающий взрослых в прошлое, а детям рассказывающий о том, какими были их родители, дедушки и бабушки, чем увлекались, чем гордились, во что играли, что любили и каким оптимизмом жила их страна.
Всё время гастролей в фойе театра лежала книга отзывов, которая постоянно была востребованной среди зрителей «по полной программе». После спектакля к ней выстраивалась очередь из маленьких и взрослых. Зрители спешили поделиться с актёрами своими мнениями о спектакле и о театре, выплеснуть эмоции. Очень интересно её перелистать, по ней можно даже написать целую статью, настолько красноречиво она передаёт настроения разной публики.
«Легенды Байкала» – удивительный по красоте спектакль: музыкальный, колоритный, танцевальный и очень красивый. Спасибо! Теперь хочу на Байкал!» (Пухова Галина)
«Великолепный, сказочный, чудесный! Музыка, бурятские танцы, костюмы, игра актёров – всё прекрасно! Спасибо вам, иркутяне. Приезжайте ещё!» (Миронова Светлана)
«Очень понравился сп. «Сарафановы». Судьба Сарафанова очень затронула, весь спектакль переживала за него, и сердце надрывалось. Большое спасибо вам за проделанную работу!»
«Спасибо за спектакль. Это было блестяще! Потрясающий финал. Ощущение, что все мы – Сарафановы».
«Сказка о Золотой рыбке» – отличный спектакль, впечатляющий, крутой, мы в восторге. Вы привезли нам праздник!» (ученики школы № 1)
«Живи и помни» – печальная судьба героев, которая заставляет задуматься и о своей жизни. Распутин, как всегда, выворачивает наизнанку совесть, чувства, заглядывает во все потаённые уголки нашей души. Пронзительный и сильный спектакль. Спасибо вам!»
Для актёра, как воздух, необходима отдача зала. Когда он слышит слова благодарности, у него вырастают крылья. Актёр работает для зрителя, ради которого пробивается в роли к её сути. Ради этих коротких мгновений, когда зал находится в его власти, он живёт и работает.
Слова благодарности хотелось бы выразить всем сотрудникам Волгоградского ТЮЗа, внимательно и радушно принимавшим «вампиловцев» на своей сцене, организовавшим замечательные экскурсии по легендарному городу-герою, и, конечно, руководству театра в лице директора и режиссёра Альберта Авходеева, прилетевшего после закрытия гастролей в Иркутск и сразу из аэропорта успевшего как раз к финалу спектакля «Сарафановы», которым «вампиловцы» закрывались в Волгограде. Директор и режиссёр Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев и Альберт Авходеев сказали много тёплых слов друг другу и в адрес обоих театров и городов, где их так гостеприимно принимали, выразив надежду на дальнейшее сотрудничество.
Вступая в свой 94-й театральный сезон, который открывается 8 октября премьерой спектакля Гоголя «Ревизор», актёры Иркутского ТЮЗа наполнены эмоциями, впечатлениями от успешно проведённых гастролей, что даёт им новые силы и энергию для работы.