издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виктор Кузнецов: «Виноград можно вырастить даже на полюсе холода»

От 12 до 15 кг винограда с лозы. Именно такой урожай удаётся вырастить в Осинском районе Иркутской области Виктору Кузнецову. Биолог-эколог, он работал в Охотнадзоре, в гослесоохотхозяйстве «Байкал», в национальном парке, заповеднике и в экологической организации. Долго работал на севере. 10 лет назад Виктор Алексеевич переехал из Иркутска в деревню, где развивает проект промысловой усадьбы. Разводит пчёл, охотничьих собак, перепёлок, выращивает сливы, абрикосы, персики, арбузы, дыни, крупноплодные яблоки. «Мне всегда хотелось, чтобы людям на севере Иркутской области жилось вкусно, интересно и комфортно. Чтобы они не чувствовали себя обделёнными», – говорит наш собеседник. Сейчас в его планах – создание экоусадьбы.

Север превратить в юг

Виктор Алексеевич Кузнецов – человек неугомонный в лучшем смысле этого слова. За 10 лет жизни в Осинском районе он наработал большой опыт ведения хозяйства и сейчас охотно делится им в Интернете. Год назад создал группы в социальных сетях, там он рассказывает, как на территории, где нынешней зимой температура падала до минус 50 градусов, эффективно разводить пчёл и выращивать экзотические для нашего климата растения. Наш собеседник – администратор группы «Северный виноград» в «Вайбере», где зарегистрировано более 250 участников.

Начиная с 1973 года Виктор Кузнецов работал охотоведом на побережье Байкала и на севере Иркутской области. Был исполнительным директором Ассоциации коренных малочисленных народов Иркутской области. В 2011 году он уехал в Осинский район, где задумал развивать проект промысловой усадьбы под названием «Рассвет». Он специально выбрал территорию, климатические условия которой соответствуют северу Приангарья.

«Все свои мечты я разбил по проектам. Первый – это создание промысловой усадьбы, – рассказал наш собеседник. – На севере Иркутской области люди живут не очень комфортно. Мне хотелось, чтобы у них были нормальные условия и они не чувствовали себя обделёнными. Чтобы жизнь у них была «вкусной», не хуже, чем на юге». Теперь проект промысловой усадьбы плавно перешёл в экологическую усадьбу, которая включает в себя дом, гостевой комплекс, павильон для разведения пчёл на севере, вольеры для собак, производственное помещение, баню, теплицу, оранжерею, парник. Предусмотрено место для копчения, соления, сушки продукции. Системный подход и применение энергосберегающих технологий позволяют экономить ресурсы, а окрошку из своих овощей семья Кузнецовых ест уже 1 мая.

Выживают при минус 55

Арбузы, дыни, крупноплодные яблоки, абрикосы, персики, сливы, виноград. Всё это Виктор Кузнецов выращивает на своём участке. «Специально большую часть не укрываю, чтобы выделить те сорта, которые выживают, когда минус 50, – рассказал наш собеседник. – Всё, что я делаю здесь, можно делать и в Катангском районе. Недавно мне звонил директор Ассоциации коренных малочисленных народов Катангского района и рассказал, что у них в этом году было даже теплее, чем у нас. Да и лето там в этом году было длиннее».

– Нынешний год вообще получился сложным для выращивания сельскохозяйственных культур, – продолжает Виктор Кузнецов. – Практически все южные растения начали развиваться на месяц позже. Я думал, что вообще урожая не будет, но он есть. Пусть и не такой большой, как в предыдущие годы. Это результат органического и биодинамического земледелия, которое я применяю. Его отличие в том, что я землю не копаю, а семена или саженцы сажаю в отверстие в земле. Мульчой закрыл и забыл. Я берегу землю и никогда не закапываю в неё органику, а только кладу сверху. Такой подход позволяет заменить гниение органики, которое происходит в земле, на перепревание. В результате гниения образуются труднорастворимые соли гуминовых кислот и выделяются токсины, которые отравляют всё вокруг.

При органическом земледелии со временем органика разлагается, усваивается растением, а излишки накапливаются в почве. Одновременно с получением урожая происходит увеличение плодородного слоя от 3 до 5 сантиметров в год. Для наших мест, где преобладают серые лесные почвы с толщиной гумусного слоя 10–12 сантиметров, это очень важно. Нас в институте учили, что 2 миллиметра плодородного слоя образуются за 100 лет. Да и урожаи получаются хорошие: с 2–2,5 «квадрата» – мешок моркови или мешок свёклы.

«Очень любит ласку и внимание»

Первый виноград Виктор Кузнецов посадил на своём участке в 2016 году. «Из 34 сортов, которые я выписал, выжили только 4, – вспоминает он. – Мускат розовый тоже должен быть погибнуть при минус 18. Надземные части вымерзли, однако от корней пошли новые ростки. Сейчас сладкая ягода растёт и в теплице, и в открытом грунте – в траншее шириной 60 сантиметров. Урожай с одной лозы составляет от 12 до 15 килограммов Никакого особого ухода виноград не требует, но, как и всякое другое растение, животное и человек, очень любит ласку и внимание».

Наш собеседник уверен: виноград в Иркутской области можно выращивать даже в северных районах, а в южных районах – даже в промышленных масштабах. При этом он будет дешевле и полезнее привозного. Ведь для того, чтобы вырастить эту ягоду на юге, надо внести тройную норму удобрений. «Земли там давно и жёстко используются, из них выжаты все соки. Если не проводить опрыскивание ядохимикатами, то съедят вредители. Их на юге очень много, – говорит Виктор Кузнецов. – Поэтому продукцию без химии там в принципе вырастить невозможно. Здесь у нас вредители пока не адаптировались, а наши морозы помогают в выращивании винограда и другой экологически чистой продукции. Вообще, его можно вырастить даже на полюсе холода».

Мускат, Юбилей Новгорода, Алёшенькин, Алладин, Супер-Экстра, Викинг, Гурман, Талисман, Виктория, Мускат северный, Мускат хрустящий, Юпитер, Прелесть – это далеко не все сорта, которые выращивает у себя Виктор Кузнецов. Урожай можно собирать в конце июля, в августе и в сентябре. Растут и несколько сортов киш-миша – без косточек. В следующем сезоне он планирует начать делать изюм, для этого приобретена специальная сушилка. Сейчас часть винограда съедается в свежем виде, часть идёт в компоты.

«Есть и проблемы»

– В деле продвижения органического земледелия есть много проблем – говорит Виктор Кузнецов. – Главная проблема в том, что люди считают, что качество продукции контролируется государственными органами. Но это давно уже не так. Продаётся то, что вообще нельзя употреблять в пищу. Недавно мне звонит знакомый по северу человек, считающий себя очень состоятельным, и говорит: «Почём у тебя мёд, Виктор Алексеевич?» Я отвечаю: «500 рублей килограмм, а литр, соответственно, 700». Он в ответ: «Значит, я сэкономил 900 рублей. Я на рынке прямо с машины купил три литра за 1200 рублей». Я ему пытаюсь объяснить: «Скорее всего, ты не сэкономил, а переплатил тысячу рублей. Хорошо если это инвертированный сахарный сироп, а если китайский синтетический мёд, который в Усть-Каменогорске на рынке продают по 30 рублей за литр? За три литра 90 рублей плюс тара, перевозка и оплата продавцу, получается не больше 200 рублей. Вот теперь ты сам кушаешь не пищевой продукт, детей и внуков кормишь, а потом удивляешься, почему почки отказывают, печень разлагается». Я сократил пасеку более чем вдвое, потому что не умею продавать, а кто-то не знает, где купить качественный мёд. Я качаю только полностью запечатанный мёд из новых рамок и делаю всё возможное, чтобы повысить качество мёда. Есть ещё много людей, производящих качественную продукцию. А люди, обладающие властью или деньгами, не хотят участвовать в организации инфраструктуры доведения качественной продукции до потребителя и сами страдают от этого.

«У природы надо учиться»

Через полгода Виктору Алексеевичу исполнится 70 лет, а он полон новых планов. Его мечта – создание экопоселения. «Эксплуатация природных ресурсов, которая нарушает экологию и меняет климат, – это то, с чем мы столкнулись сейчас. Как биолог и эколог, я пытаюсь этому противостоять. Важно применять настоящие экотехнологии в хозяйствовании. Я просмотрел много сайтов и проектов экопоселений, но не нашёл ни одного по-настоящему экологичного».

– Там хорошие, прекрасные люди, единомышленники, которые тратят на свои проекты огромные средства, массу труда, душу вкладывают. Но, к сожалению, у них нет знаний. Например, они берут 2-3 гектара земли и засаживают половину кедром. А почему именно кедром? Говорят, что он кормит в тайге массу животных. Вообще, каждое растение в тайге имеет большое значение. Нет вредных или полезных растений. Всё взаимосвязано, есть конкуренция и есть симбиоз. Именно на принципах симбиоза и исторически сложившихся связей между растениями и живыми организмами на том или ином участке и надо строить экопоселение. И тогда отдача от этой территории будет больше. Не надо насиловать природу, надо у неё учиться и приспосабливать к ней свою деятельность.

Мне скоро 70, а я опять намечаю строительство. По молодости мне казалось диким, что старики сажают сады, что-то строят. А теперь сам такой же. Что-то строю, сажаю деревья, плоды которых не увижу. Сейчас у меня есть время что-то делать и есть опыт, которым мне бы хотелось поделиться. Есть технологии, наработки, саженцы. Если позволят силы и ресурсы, буду строить теплицу для выращивания цитрусовых культур. Думаю, что это вполне возможно в наших условиях. Я работаю для будущего и для людей. Хотелось бы, чтобы власти Иркутской области и сами жители могли применять то, чем я владею. Пожалуйста, обращайтесь ко мне в социальных сетях: в «Фейсбуке», в «Одноклассниках» и во «ВКонтакте» есть «Экоусадьба «Рассвет» – я помогу и с разведением пчёл, и с виноградом, и с другими вопросами».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры