Фейки, нерпы и зебры
В Иркутской области состоялись выборы в Госдуму
«Почти 36,6 – как нормальная температура», – так прокомментировал явку жителей Иркутской области на выборах в Госдуму глава облизбиркома Илья Дмитриев. На данный момент явка действительно чуть-чуть недотянула – 36,59%. В трёх из четырёх одномандатных округов победили представители «Единой России» – Антон Красноштанов, Александр Якубовский и Сергей Тен. Один округ – у ставленника КПРФ Михаила Щапова. Распределение партийных мандатов ещё не началось, однако самый крупный результат снова у «ЕР» – 35,09%. Несмотря на то что в соцсетях и блогах люди говорили о нарушениях, облизбирком считает, что «уровень обращений несерьёзный».
«Я офицер!»
«Это же сколько у него миллионов?» – интересуется бабушка, доставая очки. Участок в одной из центральных частей города. Обычная школа, только школьный музей боевой славы – сегодня избирательный участок. Советские герои, военначальники с портретов с удивлением выглядывают из-за кабинок с прозрачными синими шторками. Хорошо видно, кто что пишет за шторкой, поскольку столики подсвечиваются лампами. Хотелось бы в следующий раз шторки поплотнее. Стенд с кандидатами. «Ты посмотри, заработал! Жучара. А нам по десятке, подачку», – качает бабушка головой. Палочка помогает ей ходить. «Никому не верю», – под нос, но чтобы вокруг все слышали, говорит бабушка и, тяжело переваливаясь, идёт к столу.
Невольно сравниваю, что изменилось за год. Мы заглядывали сюда в сентябре 2020 года, тогда выбирали губернатора, нас не пускали внутрь, пока мы не сбрызнули руки антисептиком и нам не проверили температуру. Теперь на входе никто не мерил температуру, электронный термометр лежал забытый на столе у охранника. На входе не было «липкого порога», чтобы снять грязь с подошв. Антисептик не предлагали. Уже на самом участке – а не перед ним – дали пакетик с маской и ручкой. В прошлом году люди стояли на входе, полтора метра чётко соблюдались. Сейчас на участке тесно, шумно, все дышат друг другу в спину. «Подустали мы все уже, – философски говорит нам член комиссии. – Тогда боялись больше, сейчас вроде же третья волна на спаде».
Второй участок, тоже центр Иркутска. Старая типовая советская школа. Гуськом идут избиратели – в основном старики и старушки. Отдыхают на лавочках при входе. «Вот ты журналист? – интересуется подвыпивший дедушка. – Ты и напиши: «Я офицер советской армии, я только за Путина!» «А почему? Путина и в списках нет», – спрашиваем. «А потому что жить надо спокойно, а вы тут мутите! А Путин вам всё дал!» – отвечает дед. «Чё он тебе дал? Чё дал он тебе? – набрасывается на него бабуля в шахматной кофточке. – Вот этими руками я всё заработала!» «Я-а-а офицер!» – слышится в ответ, я убегаю. Подхожу к молодой паре. «А мы испортили бюллетень. Нет достойных», – говорит парень. «А зачем пришли?» – задаём логичный вопрос. «Голос украдут тогда», – добавляет девушка.
На этом участке температуру нам измерили, и даже антисептик был. На следующий день на пресс-конференции глава облизбиркома Илья Дмитриев сообщил, что на обеспечение безопасности на участках было выделено 42 млн рублей. Он сам и его коллеги объезжали участки и не заметили недостатка в СИЗах и «ковидных» нарушений. Затраты на безопасность стали меньше, чем на губернаторских выборах. Но это связано ещё и с тем, что сами маски стали стоить дешевле, пояснил Дмитриев. Закупали на этот раз маски и антисептики из расчёта, что стопроцентной явки не будет, так и оказалось. Неизрасходованные средства защиты от ковида будут использованы на следующих выборах. Глава Общественной палаты Иркутской области Владимир Шпрах на пресс-конференции заявил, что члены палаты, работавшие наблюдателями, зафиксировали 9 нарушений. И они касались как раз несоблюдения противоковидных мер. Но Шпрах считает эти нарушения «незначительными».
Остро не хватало на участках какого-то веселья. Впрочем, кто-то успешно устроил себе праздник. 19 сентября на участок в центре Иркутска, как писали СМИ, заявилась нерпа. То есть, конечно, избиратель в костюме нерпы. В Рабочем появился большой рыжий кот, в Усольском районе заявилась зебра. А на Синюшиной горе, где доизбирали депутата в городскую Думу, и вовсе произошла развесёлая перестрелка. Координатор Общественного штаба по наблюдению за выборами в Госдуму Павел Березовский заметил, что на выборах фиксировались фейки. Например, ролик, где показана урна с вбрасываемыми бюллетенями, он назвал именно «фейком». Но, видимо, фейки использовались со всех сторон. По сетям бродил один замечательный фейк, который, вероятно, был призван «засушить» выборы – о том, что избирателей ловят на участке приставы, заставляя отдавать все накопленные долги.
Сейф-пакеты и «ошибки»
97,8% протоколов были обработаны на момент встречи главы облизбиркома Ильи Дмитриева с журналистами. В единый день голосования в Иркутской области прошли 93 избирательные кампании. В том числе выборы депутатов Госдумы по четырём избирательным округам, довыборы депутатов ЗС по одномандатным округам № 2 и № 3. И 90 муниципальных выборов в 4 городских округах и 24 районах. C 17 сентября в Иркутской области работал член ЦИК Андрей Шутов. Он побывал в Тулуне, Нижнеудинске, Тайшете. На выборах работали 45 ТИКов, 1919 участковых избирательных комиссий. 27 – в местах временного пребывания, 5 были созданы в ковидных госпиталях. 47 962 человека прикрепились к участкам не по месту жительства, а примерно 32,5 тысячи сделали это через портал «Госуслуги». «Это цифра большая, получает развитие этот механизм», – сказал Илья Дмитриев.
В бюллетени для голосования на выборах в Госдуму попали 39 человек, все от политических партий. В округах № 93 и № 94 было зарегистрировано по 8 кандидатов, в 95-м округе – 11, в 96-м – 12. Более 674 тысяч избирателей приняли участие в голосовании, или 36,59% от общего числа имеющих право проголосовать. «Почти 36,6», – пошутил Илья Дмитриев. Пять лет назад, в 2016 году, явка была 34,66%. Рост примерно на 2%. За тремя из четырёх округов закреплены 43 участка, которые находятся за границей. Они и протоколы труднодоступных территорий ещё не полностью подсчитаны. Из 43 заграничных участков информация пришла пока по 11. Самую высокую явку – 62,47% – дал Балаганский район. 59,81% – явка Баяндаевского района. 28,86% избирателей пришли на участки в Усть-Кутском районе, и это самый низкий показатель по области. В Иркутске на участки пришли более 166 тысяч избирателей, или 36,73%.
По федеральному округу «Единая Россия» предварительно набрала в регионе 35,09%. КПРФ – 28,03%. На третьем месте партия «Новые люди» – 9,93%. ЛДПР – 8,6%. «Справедливая Россия – за правду» – 6,7%, «Партия пенсионеров» – 2,76%, КПСС – 1,41%, «Российская экологическая партия «Зелёные» – 1,04%, «Яблоко» – 0,83%, «Российская партия свободы и справедливости» – 0,76%, «Родина» – 0,73%, «Зелёная альтернатива» – 0,61%, «Партия Роста» – 0,33%, «Гражданская платформа» – 0,26%. По словам Ильи Дмитриева, сейчас сложно сказать, сколько мандатов получит каждый список партии, поскольку распределение идёт на федеральном уровне. Пока, по данным ЦИК, к распределению мандатов будут допущены пять партий – четыре уже известные парламентские и «Новые люди». Тогда будет ясно, сколько достанется мандатов каждой партии из 225, а потом уже идёт распределение территориальное.
В округе № 93 победу одержал Михаил Щапов (51,9%). 16,6% набрал «единоросс» Роман Ефремов. В округе № 94 победил представитель партии власти Антон Красноштанов с предварительным результатом 40,9%. 24,1% взял Андрей Ахмадулин от КПРФ. В 95-м округе 40,56% взял «единоросс» Сергей Тен. 21,9% набрал Виктор Кондрашов от КПРФ. Александр Якубовский, также представлявший «Единую Россию», получил 31,5%. У оппонента-коммуниста Андрея Андреева – 24,5%. На довыборах в ЗС по второму округу 34,24% набрал выдвиженец КПРФ Александр Качин. 28,29% – его соперник Александр Квасов. В третьем округе победа досталась Алексею Красноштанову («ЕР») с 47,98%, его противник Сергей Банько (КПРФ) набрал 27,82%.
Мэром Зимы избран Андрей Коновалов («ЕР») – 47,78%, Балаганского района – Михаил Кибанов («ЕР»), 53,49%, Ольхонского района – Андрей Тыхеев («ЕР»), 63,89%, Тайшетского района – самовыдвиженец Александр Величко, 37,2%. На довыборах в Думу Иркутска по округу № 25 победу одержал Евгений Шеломенцев – 36,27%. Он представлял партию «Родина».
Отметим также, что экс-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол одержал победу на выборах в Госдуму в одномандатном округе в Республике Хакасия.
«Подкуп избирателей на Синюшиной горе. Кроме выборов в Госдуму в Иркутске проходят довыборы депутата городской думы по округу № 25. Там ставки доходят на несколько тысяч рублей за голос», – сохранилась запись в сети Интернет (орфография и пунктуация сохранены. – Авт.). Также зафиксированы сообщения о фактах подкупа у школы № 75 в Иркутске, выпуске газеты «Иркутск» с агитационными материалами. И другие нарушения. Однако, по мнению облизбиркома, существенных среди них нет.
В комиссию за 17–19 сентября поступило 41 обращение, сообщил Илья Дмитриев. Это жалобы на нарушение правил предвыборной агитации, нарушения в процессе голосования, уточнения персональных данных. До дня голосования было 64 обращения. На «горячую линию» облизбиркома поступило 285 обращений. По мнению Дмитриева, и кампания 2016 года «проходила достаточно спокойно», и сегодняшняя – тоже. «Здесь тоже обращения были, но совсем незначительные. Один кандидат жаловался, что плакаты надо поменять местами, – сказал глава облизбиркома. – Уровень обращений… Ну… Действительно несерьёзный. В целом жалоб, которые могли повлиять на ход голосования, на подведение итогов голосования, помешать волеизъявлению избирателей, их вообще не было». Однако в Интернете были и вот такие заявления: «В городе Иркутске обнаружилось, что на многих участках были неправильно запакованы сейф-пакеты, члены комиссий отрывали с корнем красную ленту у сейф-пакетов, что является грубым нарушением». Но и этот огрех небольшой, считает облизбирком. До областной комиссии дошли четыре такие жалобы, с ними ещё предстоит разбираться, но Илья Дмитриев не видит и в этом каких-то серьёзных проблем. По его словам, не было зафиксировано факта умышленного повреждения или вскрытия сейф-пакетов. Глава облизбиркома допустил лишь «ошибки» при упаковке пакетов.
Некоторые люди заявляли, что «голосовать не за кого», и думали, как объявить о своём желании голосовать против всех. Сделать это можно было одним образом – испортить бюллетень. Как заявил Илья Дмитриев, в настоящий момент он не может назвать количество недействительных бюллетеней. «Когда будут обработаны 100% протоколов, мы эти цифры огласим, в протоколах, конечно, есть строка «Недействительные», – сказал он.