«Надо облегчить людям жизнь»
Депутаты Законодательного Собрания предлагают ввести дистанционное закрытие больничных листов
Больничные листы по ковиду должны продлеваться и закрываться в электронном или дистанционном формате, считают депутаты Законодательного Собрания Иркутской области. Эта проблема обсуждалась 22 июля на оперативном штабе ЗС по противодействию коронавирусной инфекции. Парламентарии предложили организовать рабочую группу с участием контролирующих органов, минздрава, минтруда и профильного комитета ЗС, чтобы проработать инициативу и выйти на федеральный уровень с предложением упростить процедуру продления и закрытия больничных в сложной эпидемиологической ситуации.
«Надо до всех уровней донести необходимость соблюдения масочного режима, добровольной вакцинации, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников, открывая заседание оперативного штаба ЗС. – Одна из первоочередных задач – убедиться в готовности учебных заведений к новому учебному году и ни в коем случае не довести ситуацию до дистанционного обучения. Это вопрос вакцинации педагогов. В социальных сетях и обращениях к депутатам очень много сообщений о том, что приходится долго ждать врача, не во всех аптеках есть необходимые для лечения от коронавируса препараты».
В среднем в сутки в регионе заболевают от 390 до 400 человек, сообщил министр здравоохранения Иркутской области Яков Сандаков. «Можно сделать осторожные выводы о том, что мы хотя бы не растём большими темпами», – заметил министр. При этом недельная заболеваемость по сравнению со среднемноголетними значениями составила 572%. Уровень летальности – 3,8%. «В абсолютных числах, конечно, рекорды побиты, – сказал Сандаков. – Они по всем категориям превзошли даже самые смелые ожидания начала июня». Количество ковидных пациентов увеличилось в 4,5 раза, коечный фонд – в 4 раза. В эту волну в 6 раз больше тех, кто лечится амбулаторно. Если прошлой осенью и зимой их было около 5-6 тысяч, сейчас их число стремится к 30 тысячам. «Колоссальная контагиозность вируса», – пояснил Яков Сандаков. И подчеркнул, что амбулаторное звено остаётся «тяжелейшим и самым сложным».
«Правильно ли мы услышали, что очереди на госпитализацию сейчас не существует?» – спросил Александр Ведерников. «Это так. Скорая помощь сейчас забирает человека, госпитализирует его без проблем», – сообщил министр. «Важный вопрос – наблюдение амбулаторных больных, – сказал Александр Ведерников. – Удалось ли вам привлечь телемедицину в той или иной части? Не для первичного осмотра, а для ведения и наблюдения?» Яков Сандаков заявил, что 20 сотрудников центра, созданного во вторую волну, не могли помочь всем, поэтому данные функции были делегированы поликлиникам. В них созданы «группы аудиокотроля», но и они не справляются с объёмами: отвечать на звонки в каждой поликлинике должны 10–15 человек при нынешнем количестве больных. Например, первая поликлиника в Иркутске имеет сейчас 3 тысячи «ковидных». «А вам не кажется, что если в первой поликлинике 3 тысячи больных, а мы на центр отдали 15 человек, то мы опять один на один оставили поликлинику и медперсонал с новой, третьей волной? Ведь по телемедицине были предложены аутсорсинговые решения, чтобы проблему не перекладывать на плечи поликлиник», – спросил Ведерников. Министр пояснил, что осенью 2020 года власти тестировали аутсорсерную систему, в которой с больными общался робот. Люди восприняли это негативно. «Мы бы были удивлены, если бы жители Иркутской области не возмущались, если им звонит робот, – заметил Александр Ведерников. – Но телемедицина и робот – это совсем не одно и то же». Оказалось, что ни один аутсорсер не готов предоставить нужный объём консультаций живых докторов.
«По своим коллегам-депутатам, по работникам образования можно сделать осторожный вывод, что болеют и привитые, но они болеют гораздо легче, чем первый раз, – продолжил спикер ЗС. – А ведётся ли официальная статистика на эту тему? Есть результаты первого анализа ситуации? Например, за последний месяц? Нет ни одного летального исхода среди привитых? Или всё-таки мы не можем так парадно рапортовать об итогах иммунизации через прививки?» Яков Сандаков сослался на слова министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко о том, что среди привитых довольно низкая заболеваемость – от 0,5% до 2,5% в разных регионах, при этом летальных исходов и тяжёлого течения нет.
Парламентариев интересовал вопрос, как будет проходить вакцинация студентов, заселяющихся в общежития, преподавателей вузов и школ. «Может быть, для учителей есть приоритет в выделении вакцин?» – спросил спикер. Яков Сандаков заявил, что пока выполнена такая работа: в нескольких школах и вузах есть прививочные пункты. Конкретные школы он не назвал. Если говорить о вузах, то это всего три учебных заведения: медуниверситет, ИГУ и технический университет. Пока никакой приоритетной партии вакцины для учителей не создано, поскольку в иркутской агломерации вакцины не хватает и на неё ажиотажный спрос.
Депутат Галина Кудрявцева напомнила, что 1 сентября в общежития вузов и средних специальных заведений приедут студенты со всей области. «К нам обращаются сами студенты и преподаватели. Как заселять студента? С вакцинацией или со справкой о здоровье?» – спросила Кудрявцева. Министр заявил, что пока нет никаких распоряжений, нужно решение Роспотребнадзора и СПЭК, а минздрав принуждать к прививке не имеет права. «Мы урезаем сегодня плановую помощь, экстренную, может ли это негативно повлиять на ситуацию? И на каком месте сегодня смертность от ковида? Когда мы всё-таки выйдем на плато, получим коллективный иммунитет?» – спросила вице-спикер ЗС Ольга Носенко. Яков Сандаков пояснил, что коллективный иммунитет – вещь динамическая, и те, кто привился 6–8 месяцев назад, уже не имеют антител. «На вопрос, когда мы реально достигнем коллективного иммунитета, никто вам не ответит», – сказал он. Нельзя ничего точно сказать и по плато. Пока есть осторожные предположения, что количество заболевших стабилизировалось.
Депутат Евгений Сарсенбаев предложил серьёзно подойти к проблеме общественного транспорта, который является одним из основных факторов распространения ковида, и увеличить, к примеру, количество автобусов на линиях, тем самым разбавив потоки пассажиров.
Парламентарий Александр Гаськов предложил рассмотреть вопрос выделения отдельной партии вакцины для тех, кто приезжает в регион, вахтовиков. Сейчас жители других регионов получают вакцину из общей ограниченной квоты, что выделяется на область. Нужно её расширять. Депутат напомнил, что в Усть-Куте ИНК открывает новый инфекционный госпиталь, но там нет аппарата МСКТ. Александр Ведерников предложил обратиться в компанию от имени депутатского корпуса и попросить оснастить госпиталь необходимым оборудованием, поскольку через бюджетные процедуры покупка может затянуться на неопределённый срок, а аппарат людям нужен уже сейчас.
О том, какова ситуация на местах, рассказали мэр Усть-Кутского муниципалитета Сергей Анисимов, глава Эхирит-Булагатского района Геннадий Осодоев и первый заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук. В пик волны ломаются диагностические аппараты. Например, в Эхирит-Булагатском районе работа идёт без аппарата, в Иркутском районе нет достаточного количества машин, чтобы возить врачей. Практически везде люди вынуждены часами просиживать в поликлиниках, чтобы продлить и закрыть больничные. «По больничным было множество обращений, идёт бурная реакция в социальных сетях, – сказал спикер Александр Ведерников. – Мы получили такое обращение в парламент. Понятно, что открывать больничный лист можно только при очном осмотре, но ведь есть практика, которая позволяет продлевать больничный лист и в электронном виде, и в дистанционном. Мы хотели бы понять, почему так нельзя сделать во всех лечебных учреждениях Иркутской области». По мнению спикера, для этих целей можно задействовать телемедицину. «Может быть, по вопросу продления и закрытия больничных листов мы перестанем издеваться над жителями Иркутской области и избавим их от многочасового сидения в очередях», – заявил Александр Ведерников.
Заместитель управляющего Иркутского регионального фонда соцстрахования Иркутской области Евгений Дергоусов пояснил, что пока оформление, продление и закрытие больничных возможны при телемедицинских консультациях и при введении карантина, во всех остальных случаях нужно являться в больницу очно. В Иркутской области выдачи больничных через телемедицинские центры не зафиксировано. Поскольку в регионе режима карантина нет, то продление и закрытие больничных в ином виде, кроме как в очном, не предусмотрены, сказал Яков Сандаков. А полноценный региональный центр телемедицины, у которого будут такие полномочия, откроется только в августе.
«Понимаю, что существуют федеральные нормативы, но подчёркиваю: очень часто федеральный минздрав вносит изменения, когда поезд уже ушёл, – сказал Александр Ведерников. – Вы понимаете, что мы сейчас замордовали жителей Иркутской области с продлением и закрытием больничных. Надо облегчить людям жизнь. Если для этих изменений нужны законодательные инициативы, давайте выйдем с ними, попросим поддержки других субъектов. Нестандартные ситуации требуют нестандартных инициатив. Давайте грамотно сформулируем их. Создадим совместную рабочую группу. Поищем те правильные формулировки, с которыми мы обратимся в Минздрав РФ о внесении изменений в приказ».