«Всё, что старше 100 лет, несу домой»
В провинциальном сибирском музее хранятся уникальные экспонаты
Житель деревни Анга Качугского района краевед Сергей Петухов организовал на территории своей усадьбы музей. Здесь собраны старинные монеты, предметы быта, строительный, плотницкий инструмент. Самый старинный из экспонатов – каменный якорь, которому, по оценкам экспертов, 1500 лет. В дальнейшем Сергей Петухов планирует перенести музей в отдельный дом, чтобы поведать об истории родного края как можно большему числу местных жителей и туристов.
О своём собственном музее Сергей Петухов мечтал ещё со школы. «Я помогал своей учительнице Нэлли Михайловне Буториной собирать экспонаты для школьного музея в Анге. Но потом она уехала, и музей развалился. Свой музей начал организовывать в четвёртом классе: нашёл медный пятак 1834 года у себя в огороде, когда пересаживали смородину. С него всё и началось: всё, что имело историческую ценность, нёс домой. Но хранить было негде, поэтому, пока я был в армии, многое просто пропало».
Сейчас музей находится на втором этаже небольшого строения. Экспонаты разложены, многие располагаются под стеклом в специальных витринах. Сколько всего здесь предметов, хозяин не считал, но одних монет – полторы сотни. Есть кресло, прялка, зеркало, доставшиеся от прапрапрабабушки Сергея, – всё в прекрасном состоянии. Пороховницы из рога, пальма для добычи медведя, охотничьи чайники, маслобойки, самодельная металлическая тёрка, лопата, чтобы доставать хлеб из печи, ухваты, чугунки, старинный графин, горчичница, сечка для рубки капусты и мяса.
«Эти лапти в Ангу привезли переселенцы-украинцы, до этого здесь никто лаптей не видел, все ходили в кожаной обуви, – рассказывает хозяин музея. – Вот шинковка с лезвиями из косы-литовки, тогда ничего не выбрасывали, всё шло в дело, находило для себя новое применение. Вот зеркало в рамке, выполненной из берёсты, свёрнутой и наклеенной на деревянное основание, работа очень тонкая и изящная». Есть в коллекции музея конская упряжь, украшения, жетон десятника, перстень-печатка с гербом и инициалами.
«Самый ценный экспонат для меня – трофейная фляжка, принесённая моим прадедом с первой мировой войны. В 1915 году он попал под газовую атаку и частично ослеп: на правый глаз полностью, на левый – наполовину, – рассказал хозяин музея. – Второй прадед был участником обороны Порт-Артура, третий служил в охране Колчака. Самый древний экспонат – якорь, вырубленный из камня. Тысячи лет назад река была судоходной. Сначала я думал, что якорю тысяча лет, но специалисты сказали, что больше – полторы».
Книгу «Война и мир», выпущенную в 1944 году, Сергей нашёл. «Обложка сделана вручную, переплёт из пальто, две первые страницы написаны химическим карандашом, а сам текст произведения отпечатан. Кто-то её выбросил, а я подобрал, – вспоминает наш собеседник. – В музее есть экспонаты из числа тех, что планировалось отвезти на свалку. Месяц назад так у меня появились две иконы. Хозяева думали, что они бумажные, приготовили на выброс, но предварительно дали мне посмотреть. Оказалось, что иконы нарисованы на холсте, наклеенном на ДВП. Они в отличном состоянии, я узнал, что иконы были написаны в частной мастерской в Одессе».
«Всё, что старше 100 лет, несу домой», – говорит о своём увлечении наш собеседник. Близкие люди и родственники его стремления поддерживают, помогают по мере сил. Соседи и знакомые участвуют в пополнении музея: «Подарили трофейную керосиновую лампу, привезённую из Германии в 1945 году. Сосед передал все инструменты для изготовления валенок. Его отец катал валенки, а сейчас никто не катает. Односельчане рассказали, что в соседней деревне есть небольшая трофейная печка с клеймом Вермахта, надо ехать и смотреть её. Прошлая неделя для меня была особенно «урожайной»: нашёл учебник географии 1882 года для вузов, Кораны 19 века, написанные на арабском, переписку муфтия Оренбурского с графом Витте, министром просвещения Российской Империи. Они находятся в плачевном состоянии. Были утоплены, предстоит много работы по восстановлению».
Сергей планирует разместить музей в отдельном доме, повесить большую вывеску. «Нашёл большой дом, ему около 150 лет, хотелось бы перевезти его сюда, поставить туда действующую русскую печь, рядом – ручную пилораму 19 века, чтобы туристы могли наблюдать процесс пилки леса», – рассказал он. На вопрос, почему он выбрал именно это увлечение, отвечает: «Мне всегда нравилось находиться в музеях, причём в любых. Собирая старинные вещи, я думаю о своей семье, об Анге. Для меня важно сохранить историю родного края и своей семьи. Она очень интересная, самобытная».
Сам Сергей родом из Анги, здесь он родился и вырос. По профессии он водитель, а по призванию – не только музейщик, но и строитель, печник, сварщик, каменщик, плотник, бетонщик, маляр, штукатур. «Всего помаленьку, – говорит он. – Могу делать всё, хоть и не учился нигде, достаточно просто посмотреть, как делают другие». Предки Сергея по отцовской линии были сосланы сюда в начале 1700-х годов Петром I из Санкт-Петербурга. «Кандалы моего прапрапрадеда Никона хранились в нашем доме, но дед их сдал в музей. Тогда приезжали из Иркутского краеведческого музея, по деревне собирали историю», – вспоминает Сергей Петухов.
– Дом, в котором я живу, первый раз упоминается в документах 1903 года. Моя бабка, которая умерла 4 года назад, не дожив 8 месяцев до 100 лет, не помнит этот дом новым. До сих пор в нём нет ни одной гнилой стенки, он ещё 150 лет простоит. Бывало, раньше семьи, живущие на Лене, разбирали свой дом, делали из него плот, куда грузили семью, скот, вещи, плыли вниз по Лене, где хотели, там и приставали. Разбирали плот, строили из этих же брёвен дом и начинали новую жизнь. Так мои предки по материнской линии приплыли сюда из деревни Дудовка.
«В музее Сергея Петухова собрана хорошая коллекция, в которой много интересных экспонатов. Благодаря им можно познакомиться с историей этого места, с людьми, которые здесь жили, с их бытом, событиями, которые здесь происходили, – считает автор проекта «Возрождение ремёсел: от Анги до Ялги» Эльмира Семёнова. – Важно и присутствие в Анге «большого» музея – Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова). Его специалисты консультируют создателей частных музеев, помогают им создавать выставочное пространство и так далее».
– Сохранение краеведческих материалов важно для развития территории и её жителей. Через музеи развиваются местные сообщества, сохраняются история и само место. Ведь там, где есть история, сохраняется место, потому что есть что сохранить. В рамках нашего проекта «Возрождение ремёсел: от Анги до Ялги» мы проводим консультации для авторов подобных инициатив по созданию музеев, туристических маршрутов, возрождению и развитию народных ремёсел и промыслов. Рассказываем, какие источники могут быть задействованы для поддержки того или иного направления. Потому что для каждого проекта есть свой ресурс, его необходимо правильно определять. Когда такие консультации проводятся вовремя, больше вероятность того, что проект будет жить долго и успешно», – говорит Эльмира Семёнова.