Волна накрыла
Депутаты Законодательного Собрания обсудили, как регион подготовлен к новой атаке коронавируса
«Можно констатировать – идёт третья волна заболеваемости», – с этих слов спикер Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников начал 22 июня заседание парламентского оперативного штаба по борьбе с ковидом. Депутаты посмотрели, как подготовлен регион к этой ожидаемой волне.
Ковид наступает, заявки «в обработке»
– Ситуация с коронавирусом требует повышенного внимания, – заявил спикер ЗС Александр Ведерников. – Третья волна была ожидаемой, но вопрос: успели ли ответственные службы к ней подготовиться? Как вы знаете, резко возросло количество госпитализируемых. Иногда возникают вопросы с наличием коечных мест в больницах. Нам нужно знать ситуацию не только по койкам, но и по наличию лекарств, аппаратов ИВЛ и другого медицинского оборудования.
С 5 июня в Иркутской области пошло резкое увеличение числа пациентов с выявленным ковидом, сообщил министр здравоохранения региона Яков Сандаков. Особенно напряжённая обстановка в агломерации Иркутск – Иркутский район – Шелехов – Ангарск. Как заявил министр, новый штамм вируса обладает более высокой контагиозностью и более высокой скоростью распространения. «Наличие тяжёлых госпитальных форм при этом штамме гораздо выше, чем в предыдущие волны», – сказал Сандаков. Министерство ведёт мониторинг коечного фонда, пациентов будут перемещать таким образом, чтобы они не задерживались в реанимации и не занимали долго «кислородные» места. Людей будут быстрее отправлять на амбулаторное долечивание: официально – «чтобы не раздувать безразмерно коечный фонд», в реальности – чтобы справиться с дефицитом коек. Диспансеризация, профессиональные осмотры и плановая медпомощь приостановлены.
Как показали вопросы парламентариев, в подготовке региона к третьей волне огромное количество пробелов и «дыр». «Мы неоднократно на штабах обсуждали тему с ковидом в северных территориях, – сказала депутат Ирина Синцова. – Сейчас третья волна. Насколько изменилась ситуация там с обеспечением оборудованием? И общий вопрос: сейчас вырастет потребность в лабораторных материалах, как ими обеспечены наши лечебные учреждения?» По словам министра, тестового материала достаточно, а вот тест-систем не хватает, на рынке недостаток. Например, сейчас диагностический центр встал перед проблемой закупки тест-систем. «Эта волна, как и предыдущие, дойдёт до северных территорий попозже, но она дойдёт, – настаивала Ирина Синцова. – Последствия там будут достаточно серьёзные, потому что нет диагностического оборудования. Я говорю о цифровых рентген-аппаратах, КТ. Что здесь изменилось? Видимо, будем опять вертолётами возить людей?»
И тут оказалось, что к третьей волне область подошла с шестью сломанными аппаратами КТ. «По северным территориям нужно работать и, несмотря на дорогостоящее оборудование, решать вопросы с КТ», – настаивала Ирина Синцова. Её поддержал депутат Олег Попов. «Меня лично не устраивает финансирование северных территорий по остаточному принципу, – заявил он. – Не заканчивается у нас Иркутская область Иркутском, Ангарском, агломерацией. Полгода назад говорили про ремонт КТ, если эти расходники, трубки, выходят из строя, значит, должен быть запас. Мы, северяне, и так по умолчанию на начальном этапе были в худшем положении. Врачей у нас нет, оборудования нет. Вы сейчас должны вкладывать в северян больше».
Депутат Артём Лобков напомнил, что в Усть-Илимске также развёрнут амбулаторный ковидный центр, при нём есть аппарат КТ, но он тоже несколько недель назад сломался. Яков Сандаков ответил, что прогнозировать поломку аппарата КТ «достаточно сложно». И только сейчас, в разгар третьей волны, правительство будет обращаться в федеральный Минфин, чтобы тот выделил средства на ремонт аппаратов КТ. «Давайте системно подойдём к вопросу, на прошлой сессии принимались изменения в бюджет. Эти замены трубок нам необходимы сейчас, а не когда-то позже. Давайте с правительством, с Минфином отработаем вопрос, чтобы сделать централизованную закупку для шести аппаратов КТ», – предложил Лобков. Но даже если сейчас заняться этим вопросом с помощью депутатов, то купить трубки получится в течение месяца, а если депутаты не помогут, то дело, похоже, затянется вообще на неопределённый срок. А больные едут и едут на диагностику именно сейчас.
По другим направлениям тоже все не очень гладко. «В прошлом году были выделены средства на обеспечение лекарственными препаратами всех тех, кто стоит на учёте в амбулаторных больницах. Средства есть, как они будут использованы?» – поинтересовалась вице-спикер ЗС Ольга Носенко. Яков Сандаков напомнил, что ситуация меняется очень быстро, скоро выйдут 12-е методические рекомендации Минздрава РФ по лечению от СOVID-19. При этом повторяется проблема лета и осени 2020 года, когда нельзя разово закупить препараты на большую сумму.
Треть лета уже прошла, учителям предстоит плановый профессиональный осмотр перед новым учебным годом, а все больницы отменили медосмотры, сказала парламентарий Ольга Безродных. «В настоящее время мы действуем по ситуации, плановая работа в этом формате остановлена, – заявил Сандаков. – Пока преждевременно об этом говорить, как только эпидситуация будет стабильной, мы начнём эту работу».
Быстрый вирус
По данным на 26 июня, в регионе привиты первым компонентом 345 тысяч человек, вторым – 264 тысячи. То есть чуть более 30% от нужного числа, если считать первый компонент, и чуть более 23,5% , если считать второй. Напомним, первые партии вакцины стали поступать в регион в феврале, сейчас конец июня. То есть за почти полгода полноценно привито около 24-25%. «Мы неоднократно говорили о том, что эпидемии побеждаются соблюдением всех санитарно-эпидемиологических правил. И вакцинацией, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – Эпидемиологи говорят, что нужно привить не менее 75% населения». В последние дни люди массово начали идти на вакцинацию. «Заданных Минздравом РФ темпов вакцинации – 10 800 человек в день и первым, и вторым компонентами суммарно – мы достигли несколько раз, то есть мы идём ниже», – признал Яков Сандаков. Только если регион будет стабильно прививать по 10 800 человек ежедневно тем и другим компонентами, к началу-середине сентября мы достигнем лишь 60%. А третья волна разворачивается уже сейчас. Зимой зампред правительства Валентина Вобликова говорила, что только летом российские производители вакцин достигнут таких показателей, что в регион будет поступать в месяц по 100 тысяч доз вакцины. Однако и сейчас, по словам Сандакова, поставки идут мелкими партиями по 10–15 тысяч, и разом получить хорошую партию, например в 100 тысяч, невозможно. Тем не менее людей завлекают на вакцинацию призами и подарками.
Ольга Носенко отметила, что весьма неэффективно устроена система записи на вакцинацию через Госуслуги – реальные очереди не соответствуют электронным, люди вынуждены долго стоять, рисковать здоровьем. «А некоторые поликлиники вовсе отвечают: «Мы никак не взаимодействуем с Госуслугами», – сказала вице-спикер. Министр признал, что, как только возникают негативные новости об эпидемии, у кабинетов вакцинации выстраиваются толпы, туда бегут и не знакомые с электронной очередью бабушки, забиваются узкие коридоры. «Мы с этим работаем», – грустно сказал Сандаков.
Александр Гаськов напомнил, что депутаты уже поднимали вопрос на региональном оперштабе, будет ли в Иркутской области обязательная вакцинация. Яков Сандаков заявил, что это решение – компетенция СПЭК и губернатора.
«Мы знаем, что серьёзные меры предпринимаются по противодействию эпидемии, в то же время мы видим, что разрешили международные рейсы – в Турцию, например. Как мы на это можем среагировать? Выйти в федеральные инстанции?» – спросил депутат Дмитрий Тютрин. «Мы за то, чтобы максимально ограничить передвижения, это способствует распространению вируса. Это не потому, что мы злые. Ведь, действительно, проходит массовое мероприятие, а через несколько дней мы видим реакцию – вспышку. Какие-то переезды, перелёты – то же самое. А политика ограничений даёт ощутимые результаты. Мы это видели во время первой и второй волн», – сказал Сандаков. Депутаты предложили вынести вопрос на СПЭК.
Парламентарии заслушали заместителя мэра Иркутска Виталия Барышникова, который сообщил, как организована вакцинация в Иркутске. В городе привито на 26 июня 14,6% населения, двумя компонентами – 11,1%. Барышников рассказал о готовящемся розыгрыше среди вакцинированных, главным призом должен стать автомобиль. Александр Гаськов напомнил, что именно администрация Иркутска на оперштабах ранее ратовала за проведение массовых мероприятий. «А теперь у нас по Иркутску самая тяжёлая ситуация», – сказал депутат. Виталий Барышников ответил, что население не остановишь. В жаркие дни и при полном запрете массовых мероприятий люди всё равно на улице. И болеет социально активное население – от 18 до 45 лет.
Перед парламентариями выступила заместитель мэра Ангарского городского округа Марина Сасина, сообщившая, что в этом городе привиты 35,5% населения. В Братске первым компонентом привиты 15,7%, вторым – 12,8%, рассказала председатель Думы Братска Лариса Павлова.
– Ситуация в целом по региону, а особенно в агломерации Иркутск – Шелехов – Ангарск, на мой взгляд, непростая, – сказала вице-спикер ЗС Ольга Носенко. – Вирус распространяется очень быстро, в первую и вторую волны заболевших тоже было много, но так быстро вирус не заражал. Поэтому маски и перчатки – обязательно. Непонятна ситуация по детским оздоровительным лагерям, детсадам. На следующем штабе надо поднять этот вопрос. Мы видим, что дети всё-таки болеют.
– Настороженность министра здравоохранения понятна, и мы должны приложить все усилия, чтобы помочь министерству и правительству справиться со сложной ситуацией, – сказал вице-спикер Кузьма Алдаров. – Готовы провести внеочередную сессию, если потребуется, чтобы рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на борьбу с ковидом.