Дважды в мусор
Апелляционная инстанция признала, что нормативы накопления отходов в Иркутской области рассчитаны с нарушениями
Пятый арбитражный апелляционный суд общей юрисдикции подтвердил: действующие в Иркутской области нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов рассчитаны с нарушениями. По крайней мере те из них, которые распространяются на 17 категорий граждан и предпринимателей. У министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, которое установило нормативы, ещё есть возможность оспорить судебное решение кассационной инстанции. После вступления в законную силу оно по логике должно распространяться не только на истцов, но и на все категории, к которым те относятся. Но юристы указывают на то, что в практике применения российского права такое происходит далеко не всегда.
Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в Иркутской области начали рассчитывать и устанавливать за несколько лет до старта «мусорной» реформы 1 января 2019 года. Первую версию соответствующего приказа региональное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, ныне министерство жилищной политики и энергетики, выдало 8 декабря 2016-го. Затем в течение нескольких лет его положения пересматривали. В итоге нормативы для физических лиц, проживающих в Иркутске, Братске и Ангарском городском округе, составили 2,1 кубометра с человека и 0,085 кубометра в год на квадратный метр общей площади квартиры или многоквартирного дома, для всех остальных – 1,56 и 0,063 кубометра соответственно. Для юридических лиц они варьируются от 0,0077 кубометра на «квадрат» автомобильных стоянок, моек и парковок до 2 «кубов» на каждое место в парикмахерских, косметических салонах и салонах красоты.
Гладко было на бумаге
Общественная реакция последовала уже после того, как заработала новая система обращения с мусором. Первым 8 мая 2019 года в Иркутский областной суд обратился общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе Алексей Жемчужников. В июне последовал уже коллективный иск. Его подали семь индивидуальных предпринимателей из Ангарска, Иркутска и Усолья-Сибирского, 14 частных компаний и ангарская муниципальная аптека № 28 (позже её представитель отказался от заявления). Аналогичный иск 2 октября 2019 года подало ООО «Сибирячка» – магазин, расположенный в иркутском микрорайоне Ново-Ленино. На следующий день его присоединили к двум более ранним заявлениям, объединив все три в одно производство. Однако 23 октября 2019 года судья Александр Папуша направил дело в другой суд, объяснив своё решение тем, что он, будучи жителем Иркутской области, не может быть беспристрастным при его рассмотрении.
В конечном итоге иск рассмотрел Верховный суд Республики Бурятия. Он и установил многочисленные расхождения в разных документах, использовавшихся при расчёте нормативов накопления мусора в Иркутской области. Скажем, в таблице к сезонному отчёту указано, что в доме № 235 на улице Байкальской в Иркутске проживают 978 человек, а в сводных сезонных ведомостях из того же комплекта бумаг – 523 человека. Такие же «неточности» обнаружились в документах, касающихся жилых зданий в других районах областного центра, а также в Ангарске, Усолье-Сибирском и ещё нескольких населённых пунктах. Есть они и в расчётах нормативов для предпринимателей. Например, на улице Горького в Листвянке официально измеряли накопление отходов на площадке у магазина промышленных товаров, однако на деле там торгуют продовольствием. А гостевой дом в Байкальске проходил по документам как организация из категории «Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, офисные учреждения».
Такие данные министерству жилищной политики предоставил региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «РТ-НЭО Иркутск», в зону ответственности которого входит юг Приангарья. Сам факт того, что на их основании был издан приказ ведомства, уже противоречит законодательству. Примечательно и другое: все расчёты выполнило ООО «Межрегиональное бюро кадастровых услуг» из Калуги, которое связано с «РТ-НЭО Иркутск» через цепочку собственников. При этом методика замеров вызвала вопросы у экспертов: представители публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», которых привлекли к рассмотрению дела, обратили внимание суда на то, что плотность мусора у каждого объекта во все сезоны проведения работ составляет 250 кг на кубометр. В решении по делу это отметила и судья Верховного суда Республики Бурятия Татьяна Казанцева. «Недостоверность сведений хотя бы по одному или нескольким объектам, безусловно, повлияла на конечные результаты расчёта нормативов», – также заключила она.
Абсолютно противоестественно, но вполне возможно
Верховный суд Бурятии в итоге признал недействительными нормативы для тех категорий юридических и физических лиц, представители которых подали иск против министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Решение об этом было принято 25 декабря 2020 года. Министерство жилищной политики и «РТ-НЭО Иркутск», которые выступают в деле в качестве ответчика и заинтересованного лица соответственно, попытались его оспорить. Жалоба с их стороны поступила в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в апреле 2021 года. А 17 мая он её не удовлетворил, оставив в силе решение нижестоящей инстанции. Судебное решение однако до сих пор не опубликовано. Кстати, в случае с Верховным судом Республики Бурятия на его изготовление в полном объёме ушёл месяц с учётом новогодних выходных.
«Законодательством не предусмотрен чёткий порядок исполнения судебных актов о признании недействующими нормативов накопления ТКО в судебном порядке в части перерасчёта стоимости услуг регоператора, – комментирует юрист Сергей Бутаков. – Если исходить из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а также особенностей преюдиции по административным спорам, результатами административного дела должны иметь возможность воспользоваться все потребители услуг «РТ-НЭО Иркутск». Ситуация, когда нормативный правовой акт перестал действовать в отношении одних потребителей, в то время как для других потребителей его продолжают применять, абсолютно противоестественна». Иными словами, нормативы не действуют на те же 17 категорий граждан, предпринимателей и учреждений, к которым относятся истцы по делу. В Иркутске это магазины продовольственных, промышленных и специализированных товаров, гаражи и парковки закрытого типа, а также научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, офисные учреждения. На территории Ангарского городского поселения к ним добавились многоквартирные дома, складские помещения, предприятия общественного питания и мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, обуви, ключей и тому подобного вместе с ателье. В остальных городах и посёлках Иркутской области недействующими были признаны нормативы накопления ТКО для частных домов и магазинов, торгующих продовольствием, промышленными и специализированными товарами.
«Решение суда не распространяется автоматически на неопределённый круг лиц, – возражает юрист Борис Щербаков. – Сами представьте, что его нужно не только опубликовать, но и донести до такого количества людей. Поэтому потребовать пересмотра нормативов может тот, кто сам обратится в суд с такими же требованиями». Бутаков, в свою очередь, указывает на то, что обстоятельства, свидетельствующие о незаконности «мусорных» нормативов, касаются именно неопределённого круга лиц, а не только тех, кто оспорил приказ министерства жилищной политики в суде. Однако отчасти он соглашается с коллегой в том, как подобные решения претворяются в жизнь. «Косность существующей практики правоприменения оставляет множество проблем, – подчёркивает Бутаков. – Чтобы воспользоваться выводами о незаконности нормативов накопления ТКО, лицам, не участвовавшим в деле, может потребоваться снова обратиться в суд. Однако этого не стоит бояться: новым истцам уже не потребуется доказывать установленные в решении Верховного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2020 года факты нарушения процедуры проведения замеров накопления ТКО, недостоверности документов об их проведении и экономической необоснованности самих нормативов».
Решение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции всё же оставляет министерству жилищной политики пространство для манёвра: в течение полугода его можно обжаловать в кассационной инстанции. В то же время 16 февраля 2021 года «РТ-НЭО Иркутск» заявило о том, что вместе с общественным движением «Иркутская область за справедливую мусорную реформу» разработало механизм помощи предпринимателям в переходе на оплату услуг по вывозу мусора, исходя из его фактического объёма, а не нормативов накопления. Из пресс-релиза регионального оператора следует, что юридические лица могут не только перейти на расчёты по факту, но и пересчитать задолженность за 2019 и 2020 годы. Между тем в Иркутской области проводят новые замеры объёмов накопления твёрдых коммунальных отходов, чтобы по их результатам пересмотреть нормативы. По контракту с региональным министерством жилищной политики этим занимается ООО «ЭксПроф» из Москвы. Отчёт об исследованиях компания должна предоставить до 30 ноября нынешнего года, срок завершения всех работ – 31 декабря.