«Я хочу создать прецедент»
Как работник иркутского почтамта добивается индексации зарплаты себе и коллегам
Иркутянин Андрей Дрожжин узнал о повышении зарплат сотрудникам Почты России из СМИ. Писали о том, что оклады почтальонам и операторам повысят на 20%. Он отработал на почте три месяца и обрадовался, что будет получать больше. Прошло более двух лет, но повышения Андрей так и не дождался. Он подал иск в суд и проиграл. Оказалось, что индексация зарплат положена только работникам почтовых отделений – почтальонам и операторам. Дрожжин решил, что выборочная индексация окладов незаконна, и стал требовать повышения окладов для себя и коллег.
К своему 40-летию Андрей Дрожжин успел поработать во многих сферах: был официантом, маляром на авиазаводе, помощником бухгалтера, охранником, плотником в ЖЭКе, барменом, ди-джеем. Он владел кафе, но бизнес обанкротился. Говорит, было интересно попробовать себя в разных областях. 2,5 года назад он встал на учёт в Службу занятости. Через два месяца предложили пойти работать почтальоном на иркутский почтамт. Заработную плату обещали от 15 тысяч рублей. В этой вакансии его привлекли соцпакет и посменный график работы, и он согласился.
«Меня приняли на работу без лишних вопросов, без испытательного срока. Я понял, что почтальонов не хватает и вакансия горячая. Я принимал, грузил и выгружал письма, газеты, посылки и товары в отделения по районам Иркутской области. Кроме того, развозил мешки с пенсиями», – рассказывает Андрей.
Обычно рабочая смена почтальона иркутского почтамта начинается в четыре часа утра. Работник получает и загружает в грузовик посылки, мешки с письмами, газетные пачки. Кроме того, почтальон под роспись принимает груз, который он сопровождает в сельские отделения. Это товары, которые мы видим на стеллажах почтовых отделений. За смену почтальон перегружает от одной до двух тонн сахара. Из крупных грузов – телевизоры, пароварки, пылесосы, микроволновые печи, чайники, утюги. Иногда приходится возить даже холодильники и мотоблоки. В числе прочих грузов – растительное масло в коробках по 15–20 килограммов, консервы, макароны, газировка, стиральный порошок, носки, перчатки, постельное бельё, тазы, вёдра, семена. Почта становится сетью супермаркетов с многомиллионным оборотом. И всё это доставляет и разгружает в отделения по области почтальон из Иркутска. В обязанности почтальона также входит доставка пенсий.
«Мы везём соленья-варенья в стеклянных банках, это самый большой риск. Если банка разбилась, может испортиться товар, который лежит рядом. Недавно отправили посылку весом восемь килограммов с бражкой, она разлилась по дороге. Или молоко могут отправить из одной деревни в другую, оно тоже может разлиться. Дороги у нас плохие. Например, между Качугом и Жигалово нет асфальта вообще, дорога очень плохая. Посылки подпрыгивают на кочках, хрупкие товары могут разбиться», – рассказывает почтальон.
Одна смена длится до шести вечера, пока весь груз не будет доставлен по всем отделениям маршрута. Если грузовик сломался на трассе, то смена может затянуться до ночи.
С первых месяцев работы на новом месте Андрей стал замечать, что работодатель регулярно понемногу недоплачивает ему. В апреле 2019 года он обратился в трудовую инспекцию. По результатам проверки выяснилось, что в феврале 2019 года он не получил от Почты России положенную доплату за разъездной характер работы. С учётом компенсации за задержку части зарплаты вышло 2600 рублей. Эту сумму работодатель перевёл работнику в последний день срока, обозначенного трудовой инспекцией для устранения нарушений в рамках административного протокола. После этого почтальон неоднократно обращался в трудовую инспекцию. По жалобам проходили проверки, но сотрудники инспекции не выявляли нарушений.
Весной 2019 года Андрей прочитал в Интернете, что на Почте России принята программа повышения окладов почтальонам и операторам, и стал следить за новостями. В марте 2019 года руководитель предприятия Николай Подгузов представил президенту России Владимиру Путину планы по модернизации Почты России. Одно из звеньев модернизации – повышение окладов работников. Подгузов сообщил, что в ближайшие месяцы заработная плата почтальонов и операторов возрастёт на 20%. А до ноября 2020 года зарплаты достигнут рыночного уровня. Это поможет привлечь на предприятие молодёжь.
По своей зарплате Андрей видел, что она не растёт. Если в 2019 году зарплата была выше минимального размера оплаты труда, то с 2020 года работодатель уже стал доплачивать до уровня МРОТ. Периодически Андрей узнавал у своих начальников, когда будет повышение. В управлении ему ответили, что иркутский почтамт не входит в общероссийскую программу. «Мне было досадно. Как это так: государство им даёт миллиарды рублей на модернизацию и развитие. За миллионы покупают дроны. А реальные заработные платы почтальонов становятся ниже по сравнению с МРОТ», – возмущается Дрожжин. По данным Почты России, средняя заработная плата сотрудников в 2021 году составляет 13 тысяч рублей. При подсчётах учитывалось, что люди работают не на полную ставку.
В сентябре 2020 года Андрей подал на Почту России иск в суд. Потребовал проиндексировать его заработную плату, как ранее заявлял руководитель почты, на 20%. «Я считаю, что это дискриминация. Разделили работников на основное и неосновное производство. И ещё внутри основного производства есть те, кто имеет право на ежегодную индексацию, и те, кто не имеет, – говорит почтальон. – Некоторым моим коллегам, таким же почтальонам, проиндексировали ещё в 2019 году оклад на целых 20%. Мы видим, что произошла выборочная индексация. Некоторым работникам так называемого основного производства, почтальонам и операторам, повысили оклад. Моя зарплата и зарплата моих коллег не изменилась даже на процент инфляции. В суде представители Почты России не смогли подтвердить, что моя заработная плата была проиндексирована. Несмотря на это, решение было принято не в мою пользу», – рассказывает Андрей.
Областной суд оставил без изменения решение районного. Повышение окладов не предусмотрено в коллективном договоре, по которому работают Андрей и его коллеги. Почта России – акционерное общество, а не государственное или муниципальное предприятие и не обязано индексировать оклады. Такую позицию занял суд. Она не противоречит ответам инспекции по труду. Андрей пошёл дальше – кассационную жалобу по его иску рассмотрит суд в Кемерове.
Мы обратились в Почту России по телефонам, указанным на официальном портале. Операторы порекомендовали написать запрос через форму на сайте. Вскоре пришёл ответ о том, что по этой форме могут обращаться только клиенты предприятия, и дали телефоны операторов, по которым мы уже звонили. Когда мы снова обратились по указанным номерам, нам ответили, что у Почты России в Иркутске нет пресс-секретаря, и порекомендовали прийти в приёмную лично.
Андрей говорит, что в приёмной, канцелярии, бухгалтерии управления почты он стал известной фигурой. Его узнают в лицо. «А когда я звоню и начинаю представляться, мне говорят, что и так знают мою фамилию», – улыбается Дрожжин. Коллеги по почтамту поддерживают: «Мне говорят: хоть кто-то пытается чего-то здесь добиться». Один из шофёров предупредил, что за судебные иски Андрея могут уволить, и посоветовал не сдаваться.
«Для меня это дело принципа. Хочу испробовать все законные способы. Я хочу добиться индексации для себя. И чтобы потом моим коллегам тоже повысили зарплату. Как только будет принято решение в мою пользу, следом за мной пойдут другие люди. Я хочу создать прецедент», – говорит почтальон.